Светлана Атокина
Организация речевого уголка в группах ДОУ
Организация Речевого уголка в группах ДОУ.
В настоящее время особенно остро стоит проблема развития речи. Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Публикация «Организация речевого уголка в группах ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Сегодня мы с вами рассмотрим один из центров развивающей среды – речевой уголок. Это специально оборудованное пространство для занятий и игр поодиночке или небольшими группами детей.
Цель речевого уголка : совершенствование процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
1. Формирование фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Развитие дыхания, воздушной струи.
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие навыков анализа и синтеза слогов, слов.
8. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: стеллажи, стол, стул, зеркало, доска, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
• соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• важно, чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию уголка;
• игровой материал должен быть доступным для ребёнка;
• не следует перегружать речевой уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор;
Неотъемлемый атрибут речевого уголка – «одушевлённый персонаж» - обычная кукла, игрушка, плакат. Такой персонаж должен быть многофункциональным: он может двигаться с помощью взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Его способности вызовут у детей живой интерес и побудят к речевой активности.
У речевого уголка должно быть название:
• Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Раз словечко, два словечко».
• Названия с именем хозяина уголка : «Уроки т тушки Совы», «Привет, Незнайка!», «Зайка-лопотушка».
• Смешные названия: «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Говоруша», «Речецветик», «Звукарик».
Общее содержание речевого уголка :
1. Картотека артикуляционных упражнений.
2. Картотека дыхательных упражнений.
3. Картотека пальчиковых игр.
4. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).
5. Предметы для дыхательной гимнастики.
6. Дидактические игры на обогащение словаря по лексическим темам.
7. Дидактические игры на развитие грамматического строя речи.
8. Дидактические игры на развитие связной речи.
9. Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи.
10. Картотека игр на развитие фонематического восприятия, музыкальные инструменты.
11. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
Артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Развитие дыхания Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, ватные шарики, султанчики, флажки, воздушные шарики.
Развитие мелкой моторики Шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, мозаика, сортеры.
Звукоподражание Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания.
Автоматизация звуков Мелкие игрушки, предметные и сюжетные картинки, альбомы для автоматизации звуков, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки. звуковые дорожки, улитки.
Лексики и грамматика Предметные картинки по лексическим темам.
Развитие связной речи Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, опорные схемы по обучению рассказыванию.
Подготовка к обучению грамоте Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы, кубики для чтения, кассы букв и слогов, звуковые и звукобуквенные схемы.
Рекомендации к наполнению речевых уголков по группам :
Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам.
Уголок речевого развития должен включать зону сенсорики - место для развития мелкой моторики с безопасными элементы. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортеры, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды - доски или стенды с закрепл нными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать.
В средней группе речевой уголок содержит развивающие игры и дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Азбука и букварь», «Поздравительные открытки».
В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенд, плакаты) и магнитной доской для выполнения заданий.
В речевом уголке подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
«Занимательная азбука» : к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
«Азбука-лото» : карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
«Калейдоскоп букв» : дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
«Составь слово. Домино» : из карточек складывается изображение и его название.