Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ

Ольга Кочергина
Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ

1 слайд

Вступительное слово

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.

2 слайд

Под моделью деятельности педагога-психолога понимается последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

3 слайд

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное развитие ребенка на всех этапах детства.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

4 слайд

Основными направлениями психологического сопровождения являются:

1. Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач ДОУ.

2. Коррекционно - развивающее направление. Осуществляется с целью создания условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

3. Психологическое консультирование. Осуществляется с целью оказания помощи родителям и педагогам в раскрытии потенциальных и реальных возможностей ребёнка, особенностей развития, в поиске адекватных взаимоотношений на пути самореализации воспитанника.

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

4. Психологическое просвещение. Осуществляется с целью повышения психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией:

-Подбор и распространение психолого-педагогической литературы и развивающих игр – организация библиотеки для родителей, лекотеки для детей

-Оформление наглядных материалов по вопросам развития детей

-Участие в родительских собраниях

-Оформление наглядных материалов по вопросам развития детей

-Организация и проведение тренингов, консультаций, дискуссий и др.

-Дни открытых дверей

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

5 слайд

Примерный перечень тем для психологического просвещения

Педагоги

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы работы с семьей.

6 слайд

Родители

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, агрессивности, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6. Психологическая готовность к обучению.

7. Половое воспитание и развитие.

Данный список можно бесконечно пополнять, это зависит того, как психолог может своевременно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в ДОУ а также их предотвращать.

7 слайд

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, введены следующие формы документации:

1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Журнал учета проведенной работы, в котором отмечаются дата и время выполнения работы по видам (диагностическая, развивающая, консультативная, просветительская).

3. График работы (циклограмма) на неделю.

4. Программы и методики, используемые в работе педагога - психолога.

5. Аналитический отчет о работе педагога – психолога за год.

8 слайд

Приступая к работе в ДОУ, педагог-психолог должен руководствоваться следующими документами, определяющих перечень своих обязанностей.

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).

2. Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".

3. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

4. Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

5. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010№761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.

9 слайд

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.

Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности.

10 слайд

Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

11 слайд

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Деятельность психолога осуществляется в рамках программы, по которой работает данное дошкольное учреждение. Психолог должен знать содержание программы, требования и соотносить ее цели и задачи со своей деятельностью. Кроме этого он должен владеть необходимым набором методических разработок для работы с детьми-дошкольниками. Это:

•разработки по развитию эмоциональной сферы ребенка (Пазухина И. А. ; Куражевой Н. Ю. ; Крюкова С. В.);

•по адаптации ребенка к детскому саду (А. С. Роньжина, В. Алямовская);

•методические разработки по коррекции агрессивности, тревожности, гиперактивности (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, авт. программа А. И. Захарова);

•методические разработки по коррекции и развитию позновательных процессов (В. Л. Шарохина)

•диагностики уровня психического развития (из авт. программ А. И. Захарова, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, М. И. Ильиной, Венгера А. Л. и др.);

•диагностики выявления индивидуально-личностных особенностей ребенка (А. И. Захарова, Т. И. Чирковой);

При работе с педагогическим персоналом использовать эффективные и апробированные на сегодняшний день техники: сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, арт-терапии (Л. Д. Лебедева, телесно-ори-ентированной терапии В. Ю. Баскаков, групповых занятий (И. В. Вачков).

Эффективность любого вида деятельности зависит от качественного ее исполнения. В связи с этим педагог-психолог д/у должен четко себе представлять какими методами и приёмами он будет добиваться постав-ленных задач.

12 слайд

Заключение

Для ребенка-дошкольника важным «институтом» его социализации является детский сад. Из детского сада ребенок вынесет в школьную жизнь - навыки общения со сверстниками и взрослыми, представления о характере взаимоотношений между людьми и о своем месте в этих взаимоотношениях. Детский сад для ребенка есть та среда, которая ему необходима для дальнейшего благополучного физического и нервно-психического развития. Для создания такой среды в детском саду требуется большая работа.

Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

Прикреплённые файлы:

organizacionaja-model_vg61v.pptx | 5278,26 Кб | Скачан: 430
 
Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы Презентация из опыта работы МДОУ «ЦРР — детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»Развитие вариативных форм дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ
Опубликовано: 3 октября 2013 в 18:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...