МААМ-картинки

Организационно-методическое сопровождение деятельности воспитателей Дома ребенка

Татьяна Терехова
Организационно-методическое сопровождение деятельности воспитателей Дома ребенка

«Организационно – методическое сопровождение деятельности воспитателей Дома ребенка»

Из опыта работы

старшего воспитателя

Тереховой Татьяны Анатольевны

В октябре 2016 года Дом ребенка, где воспитываются маленькие жители Калуги и Калужской области, оставшиеся без попечения родителей и оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, отметил свой день рождения – 97 лет.

Публикация «Организационно-методическое сопровождение деятельности воспитателей Дома ребенка» размещена в разделах

Дом ребенка – самое трогательное учреждение подобного толка, ведь в нем днюют и ночуют дети, как принято говорить, от нуля до четырех лет и весь коллектив, который здесь работает, уделяет много внимания созданию условий, благоприятных для развития детей. В Доме ребенка функционирует 7 групп.

Дома ребенка занимают особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Это воспитательно-оздоровительные реабилитационные учреждения призваны заменить семью детям, создать условия, в которых ребенок, лишенный материнской ласки и внимания, развивался бы нормально, своевременно, всесторонне.

С февраля 2012 года я работаю в должности старшего воспитателя. Зная особенности жизни в Доме ребенка, я поставила перед собой цель:

- Создать систему методической работы.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

- Выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

- Координировать деятельность воспитателей в проектировании развивающей образовательной среды в соответствии с требованиями программы.

- Повысить компетентность педагогов в вопросах инклюзивного образования детей раннего возраста.

Организация и проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в Доме ребенка проводится в соответствии с Программой воспитания и обучения в доме ребенка. Жизнь в нашем Доме отличается от любого общественного учреждения для детей. Это учреждение для детей раннего возраста с отклонениями не только в физическом плане, но и с очень серьезными отклонениями в нервно-психическом развитии.

Дом ребенка это особое учреждение, в котором работают в тесном контакте медицинские работники и педагоги. Руководит нашим учреждение главный врач Трояновская Н. М., ей помогают врачи, медсестры, массажисты.

В сентябре 2016 года в Доме ребенка преобладали педагоги со стажем работы в данном учреждении свыше 10 лет.

Так же в Доме ребенка работают учителя – дефектологи, педагог – психолог и музыкальный руководитель.

Педагогический коллектив Дома ребенка условно можно разделить на три группы:

1. Воспитатели и специалисты, имеющие высокий уровень квалификации – опытные творчески работающие педагоги. Они – опора педагогического коллектива. Часто привлекаются к проведению открытых занятий, семинаров-практикумов.

2. Педагоги с установившимся стилем работы, стабильно работающие воспитатели, которые добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, владеют методиками. Воспитатели данной группы не требуют особой методической помощи, но нуждаются в поддержке инициатив и положительном психологическом климате внутри коллектива.

3. Педагоги, требующие усиленного внимания, как правило, это молодые и начинающие воспитатели. У них отмечается несоответствие уровня профессионально-педагогических умений, возникают затруднения и проблемы в практической деятельности с детьми.

На первом педагогическом совете в сентябре 2013 года воспитатели провели презентацию своих групп. Педагоги, как правило, работают на одной и той же группе в течение многих лет, поэтому вкладывают в организацию среды и украшение группового помещения всю душу.

Все группы оборудованы с учетом возрастных особенностей детей: в группах первого года жизни есть манежи, ковры для развития движений, модули для организации двигательной активности, игрушки в соответствии с возрастом и особенностями здоровья детей. В старших группах созданы уголки с учетом гендерной специфики, осуществлен подбор материалов для всех видов деятельности. Все оборудование соответствует гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

В группах оборудовано игровое пространство так, чтобы дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, общаться, отдыхать и т. д. Практика показала, что нашим ребятам необходима свободная территория, достаточная для смены положения тела в ходе занятий за столами и на ковре; свободной деятельности в игровой комнате; в ходе различных игр. Также, организованная предметно – развивающая среда позволяет нам регулировать поведение наших воспитанников для обеспечения безопасности их жизнедеятельности в группе.

Основное игровое пространство в групповой комнате занимает широкий ковер. Легкая пластмассовая мебель и мягкие модули различной формы - так же необходимые атрибуты предметно - развивающей среды группы. Образные игрушки мы располагаем так, чтобы дети без труда могли достать их. Количество игрушек в группе – по количеству детей. Это нужно для того, чтобы дети не сорились из-за понравившегося предмета.

В групповой комнате мы организуем «уголки» (центры) для определенной деятельности. В «уголке сюжетной игры» находятся атрибуты для игр: «Семья», «Водители», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.

«Уголок конструирования» включает в себя различные виды конструкторов: пластмассовые и деревянные кубики, бруски, призмы, кирпичики, пластины разных цветов и размеров; разные виды конструктора «ЛЕГО»; элементарные схемы построек

(заборчики, домики, мосты, ворота, ступеньки и т. д.).

Наличие «уголка сенсорики» необходимо для детей, т. к. сенсорное развитие в этом возрасте является ведущим. В него входят различные вкладыши, разрезные картинки, кубики, пирамидки. Наборы ленточек, пуговиц, прищепок, шариков, приспособлений для шнуровок, палочек и т. п.

В «уголке изодеятельности» находятся разноцветные карандаши, мелки, фломастеры, поролоновые штампы, раскраски с крупными и хорошо узнаваемыми картинками, трафареты.

«Уголок театрализованных игр» включает в себя различные виды театров: театр в картинках; театр на фланелеграфе; театр кукол – рукавичек; плоскостной театр.

Рядом с уголком «театрализованных игр», во многих группах, организованы «уголоки ряженья». Это большой сундук или коробка стилизованная под сундук, украшенные ярким орнаментом. В них хранятся различные маски животных, шапочки с ушками животных, хвостики. Также, в сундуке находятся юбки и сарафаны, фартуки и шляпы, косынки и фуражки, жилетки и сумки и т. п.

Для расширения кругозора наших воспитанников, развития у них познавательного интереса, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков в старших группах созданы «уголоки для игр с водой и песком». Особенно ребятам нравится игра с использованием мыльных пузырей!

В «уголке книги» наши дети рассматривают иллюстрации к сказкам, потешкам, стихотворениям, с которыми педагоги знакомят их в данном месяце. Так же в «уголке книги» большой выбор книжек-малышек, которые дети рассматривают вместе с воспитателем во время свободной деятельности.

На дидактической стене групповой комнаты расположено панно, на котором составляется композиция, содержащая в себе основные признаки времен года. Композиция изменяется посезонно.

В каждой группе есть «спортивный уголок». В него входят следующие атрибуты: большие и маленькие мячи; большие и маленькие обручи; разноцветные веревки, скамеечки, бруски для формирования различных препятствий и т. п. Воспитатели проводят большое количество подвижных игр и физкультминуток.

Расположение «уголков» на некотором удалении друг от друга, достаточное количество игрушек и игровых атрибутов способствуют сохранению в детском коллективе спокойного, доброжелательного эмоционального климата. Т. е. можно сделать вывод, что поставленная мною задача - Координировать деятельность воспитателей в проектировании развивающей образовательной среды в соответствии с требованиями программы – выполнена.

В Доме ребенка педагогический процесс осуществляется не только воспитателями. В группах первого года жизни работают в одной смене воспитатель и медсестра. В группах 2-го и 3-го года жизни днем работают воспитатели, а в ночные смены медсестры. Между воспитателями и медсестрами тесный контакт и единство требований к организации воспитательного процесса.

- Так как воспитатели на группах работают в три смены, то и организация методической работы в Доме ребенка требует особого подхода.

С целью усовершенствования организации методической работы в Доме ребенка я, условно, разделила весь педагогический коллектив на три методических объединения (МО) в соответствии со сменами. Такое «деление» педагогического коллектива необходимо для проведения консультаций, занятий, семинаров и педсоветов, чтобы не привлекать к мероприятиям находящихся на выходных воспитателей.

Основной формой организационно-педагогической работы в доме ребенка является медико-педагогические совещания, которые проводятся в каждой группе отдельно, но обязательно в группах первого года жизни – 1 раз в месяц; в группах второго и третьего года жизни – 1 раз в квартал. На медико-педагогических совещаниях присутствуют и принимают активное участие врачи, медсестры групп, массажисты, учителя - дефектологи, педагог – психолог, воспитатели. Я веду протоколы медико – педагогических совещаний и помогаю воспитателям в подготовке к ним (оценке нервно – психического развития детей).

Совещания проводятся в каждой группе отдельно и на них решаются следующие вопросы:

- анализ нервно-психического развития детей;

- подводятся итоги решения задач за прошедший эпикризный срок у каждого ребенка;

- после обсуждения результатов утверждаются задачи индивидуального развития ребенка на следующий эпикризный срок;

- на медико-педагогических совещаниях обсуждаются все проблемы, возникающие в процессе деятельности;

- проводятся консультации по вопросам воспитания, коррекционной работы и санитарно-гигиенических требований.

- решаются вопросы требующие коллективного обсуждения.

- иногда проводятся консультации, семинары и семинары – практикумы.

Консультации проводятся в соответствие с годовым планом и запросами воспитателей, поскольку главной задачей старшего воспитателя в Доме ребенка является совершенствование методов индивидуальной работы с педагогами.

Во-первых, консультации проводятся с каждым МО отдельно.

Во-вторых, собрать в одно время всех членов МО нет возможности, т. к. в группах разный режим, а в младших группах дети находятся на двух режимах в зависимости от возраста.

Поэтому все консультации проводятся в два этапа, когда дети спят:

1 – для воспитателей групп первого года жизни;

2- для воспитателей групп второго и третьего года жизни.

Кроме общих консультаций в течение года проводятся индивидуальные консультации по вопросам, которые возникают по результатам оперативного контроля, по запросам воспитателей и т. д. Консультации проводятся силами старшего воспитателя, учителей –дефектологов, педагога - психолога и опытных воспитателей.

Практика показала, что наиболее эффектными могут быть консультации с одновременным показом практической деятельности. Поэтому в Доме ребенка стало традицией проводить открытые занятия совместно с консультацией.

Открытые показы. В связи со спецификой нашего учреждение собирать большое количество педагогов на открытые просмотры нельзя. Поэтому открытые просмотры проводятся к педсовету (если есть необходимость, открытые занятия показывают педагоги, которые готовятся к аттестации. Для педагогов не имеющих большого опыта работы в Доме ребенка открытые просмотры обязательны.

Педагогические советы проводятся в соответствии с годовым планом. На них подводятся итоги года, рассматриваются результаты тематических проверок, воспитатели делятся достижениями в практической деятельности.

Но особенности нашего коллектива и режим работы требуют особого подхода к проведению педсоветов. Поэтому по решению педагогов педагогические советы проводятся три раза за учебный год.

Первый педсовет – установочный, подводим итоги работы за летний оздоровительный период.

Второй педсовет – по результатам решения первой годовой задачи.

Третий педсовет – по результатам решения второй годовой задачи, подводим итоги за учебный год, намечаем план работы на летний оздоровительный период.

Это дает возможность всем педагогам активно участвовать в педсоветах.

Особое место в методической работе занимает организация творческой группы.

Творческая группа была создана с целью - разработать модель планирования воспитательно-образовательной работы в Доме ребенка с детьми в возрасте от 3-х до 4-х лет. С отчетом о результатах работы по этому Волкова О. Н. поделилась с коллегами на итоговом педагогическом совете № 3.

Созданная на основе группы № 3 творческая группа с поставленной задачей справилась:

- разработано перспективное планирование работы с детьми в возрасте от 3 до 4 лет, имеющих особенности в развитии. Комплексно-тематическое планирование допускает известную вариативность позиции взрослого. В какие-то моменты он занимает позицию учителя, или «проживает» тему с детьми как партнер, наблюдая вместе с ними, играя, занимаясь предметно-практической деятельностью.

Поэтому в будущем считаю необходимым нацелить коллектив воспитателей и учителей - дефектологов на разработку авторских программ, что даст новый виток в творчестве педагогов.

- разработаны специальные таблицы, позволяющие проанализировать и спрогнозировать дальнейшую работу с каждым ребенком индивидуально (вернулись к учету деятельности).

В результате работы в тесном контакте с педагогом – психологом климат в коллективе значительно изменился. Когда в коллективе работают люди разных профессий, но объединенные одной целью, можно добиться значительных результатов. По наблюдению за педагогами, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что психологический климат в коллективе изменился в лучшую сторону.

Результаты нашей работы с детьми отслеживаются на медико – педагогических совещаниях. В группах часто происходит смена детей, т. к. многие дети покидают наше учреждение совсем (передаются в семьи либо переводятся в другие учреждения в соответствии с возрастом). Поэтому проводя медико-педагогические совещания в группах первого года жизни ежемесячно можно подвести итоги и наметить пути решения проблем. В этих группах, в силу ряда причин, переход из одной группы развития в другую не получается, но педагоги и медсестры стараются прививать малышам навыки, накапливать эмоциональный опыт, создать комфортные условия.

В группах постарше медико-педагогические совещания проводятся раз в квартал. На них так же подводятся итоги, выясняются причины неудач, намечаем пути дальнейшего развития детей.

Я считаю, что выработанная мною система работы с педагогами эффективна для данного учреждения.

Публикации по теме:

«Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования» Самообразование «Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования».

«Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения» (часть 1) Паспорт проекта Название проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения».

Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 2) 1.2. Понятие о проекте Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые.

Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 3) 2.1. Система работы по организации методического сопровождения внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения.

Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Методическое сопровождение к интерактивной презентации «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста Методическое сопровождение к интерактивной презентации «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста Интерактивная презентация.

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ в Рамках ПМПК. Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках ПМПк в МБДОУ "Детский сад № 2". Из опыта работы учителя-логопеда Кизиловой С. В., председателя ПМПк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организационно-методическое сопровождение деятельности воспитателей Дома ребенка
Опубликовано: 12 октября 2016 в 12:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД