Папки-передвижки

Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития

Татьяна Рябых
Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития

Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависят их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прозрачность,

знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

В современной науке понятие «культура здоровья» рассматривается как важная составляющая общей культуры личности. Ортобиотика – технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В основе ортобиотики лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни, разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Сбережение здоровья и жизненного оптимизма происходит через включение внутренних резервов самого человека, а также через задействование различных источников и ресурсов, представляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себе знания, способствующие укреплению физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья. Их единство в рамках технологии самосбережения здоровья обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития. В связи с этим мы решили провести исследование по проблеме: эффективное использование и повышение развивающего потенциала ортобиотики для детей с нарушением речи.

Публикация «Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития» размещена в разделах

Цель исследования: выявить, возможности ортобиотики для детей с нарушением речи.

Объект исследования: развитие речи у детей старшей логопедической группы.

Предмет исследования: ортобиотика как технология сбережения здоровья и жизненного оптимизма.

Гипотеза исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста происходит эффективнее, если в процессе обучения используется ортобиотический подход.

Задачи исследования:

- проанализировать данные научной литературы по теме;

- провести диагностику для выявления уровня развития речи;

- провести обработку результатов исследования.

- эффективно использовать ортобиотический подход для развития речи дошкольников.

Методы исследования. Поставленные цели и задачи решались при использовании трех групп здоровьесберегающих мероприятий:

- рекреация – укрепление физического здоровья (в том числе развитие двигательной активности, приносящей ребенку чувство мышечной радости);

- релаксация – укрепление психического здоровья (умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение – рефлексия и саморефлексия);

_катарис- укрепление духовно-нравственного здоровья (создание ценностных ориентаций, самоободрение).

Методики исследования:

- Программа «В Царство Здоровья»;

-«Культура здоровья дошкольника» Д. Б. Юматова;

-«Комплексы артикуляционной гимнастики».

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе было проведено диагностическое обследоване старших дошкольников. Второй этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была организованна и проведена программа здоровье сберегающих мероприятий, развивающих речь, психические процессы, двигательную активность и волевую сферу личности детей старшего дошкольного возраста. Третий этап – контрольный, задачей которого являлось сравнение с помощью диагностической работы уровня речевого развития, психических процессов и волевой сферы на конец исследования. Разработанная нами программа была опробированна на воспитанниках нашей группы.

В результате работы по этой программе было отмечено, что уровень речевого развития повысился, так как процесс комплексной реабилитации, описанный в программе, строился по модульной системе с учетом индивидуального маршрута каждого ребенка.

I рекреационный модуль.

Цель: оптимизация двигательной активности, в том числе органов артикуляции, профилактика психомоторных проблем ребенка.

Основные мероприятия: логоритмика, артикуляционная гимнастика, вокалогимнастика, ЛФК, игровые модули.

II релаксационный модуль.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Основные мероприятия: сенсорная комната, артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сухой бассейн, релаксационные игры.

III социально-адаптированный модуль.

Цель: эмоциональная разрядка, позитивное социальное взаимодействие детей и взрослых, получение позитивного жизненного опыта.

Основные мероприятия:

1. Индивидуальные формы работы : психологическая коррекция, арт-терапия, игротерапия.

2. Групповые формы: интегрированные развивающие занятия, закрепляющий материал логопедических занятий.

3. Коллективные формы: праздникотерапия, театротерапия, выставки детских работ.

Подобная система работы способствовала появлению положительной динамики: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты, корректируется личностная и поведенческая сферы, эффективность мероприятий выросла с 50% в начале года до 80% по данным мониторинга на конец года.

Опираясь на данные результатов, можно утверждать, что специально разработанная программа будет способствовать более эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает выдвинутую гипотезу.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение ортобиотического подхода в воспитательной практике обеспечит решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Цели и задачи нашей работы выполнены.

Список используемой литературы.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.

2. Динейка К. Движение. Дыхание. Психофизическая тренировка – Минск. : Полымя, 1982.

3. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

4. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М. : Илекса; Ставрополь: Ставрополсервисшкола, 1999.

5. Юматова Д. Б. Инновационные социальные технологии. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. – М. : ГУ «Центр «Семья»», 2004.

6. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр-путешествий. СПБ-ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Публикации по теме:

Роль изобразительного искусства в работе с детьми, имеющие нарушения речевого развития Дошкольный возраст является периодом активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи. Полноценное развитие ребенка невозможно.

Презентация «Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с нарушением речи» На современном этапе поиск новых форм и методов образовательной работы с детьми – один из актуальных вопросов педагогики. Учитывая подлинный.

Мастер-класс «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию тематической папки лэпбук. Задачи: • познакомить педагогов с тематической папкой.

Нит-терапия — мой подход к работе с детьмиНит-терапия — мой подход к работе с детьми В последнее время я все чаще стала наблюдать, что у многих детей нарушена речь, и это не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Презентация «Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения»Презентация «Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения» Рисуя однажды с детьми нитью по бархатной бумаге, я нашла в этом упражнении общее со зрительной гимнастикой: развивается прослеживающая.

Подход к работе с детьми с позиции здоровьесберегающих технологий … Я не боюсь еще раз повторять – забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Презентация «Смехотерапия в коррекционной работе с детьми с тяжелым нарушением речи» Для устранения физических и психологических особенностей развития воспитанников группы с ТНР я использую технологию– смехотерапия. Смех.

Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха. Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание,.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития
Опубликовано: 24 марта 2019 в 13:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД