Папки-передвижки

Основные положения о развивающем потенциале игры

Ольга Фирсова
Основные положения о развивающем потенциале игры

Игра всегда рассматривалась как одно из мощнейших средств социализации ребенка. При этом огромное значение имеет то, что в игре реализуются отношения сразу в двух планах: изображаемые — персонажей и реальные — между детьми в процессе игры. Психические качества ребенка формируются в любой игре, независимо от ее содержания (правильного или неправильного, «хорошего» или «плохого», поскольку оно всегда обусловлено исторической эпохой, общественным строем, социальной направленностью общества, особенностями семенного уклада и пр., а развивающий потенциал игры универсален.

Публикация «Основные положения о развивающем потенциале игры» размещена в разделах

Это вовсе не означает, что на содержание игры не нужно обращать внимания. Обязательно нужно, потому что воспитание личности ребенка всегда было и остается первоочередной задачей, и содержание игры вполне может задавать «естественные ситуации для упражнения в полезных и добрых делах и чувствах». В игре задаются всего лишь вектор, зона ближайшего развития ребенка, ориентиры для будущей направленности его личности, но не определяется их развитие.

«Правильная» игра приобретает по-настоящему воспитывающий характер не тогда, когда дети «отображают» те иди иные события и взаимоотношения, а когда они самостоятельно инициируют их в своей игре. Иначе очень вероятна ситуация, описанная еще в середине 1930-х гг., когда по окончании такой «правильной» игры дети бросили фразу : «А теперь пойдем во двор и будем играть по-своему». Хорошая игра — это эмоционально насыщенное, всецело захватывающее детей действо, которое хочется продолжать.

Не секрет, что, принимая на себя роль, ребенок не ограничивается исключительно социальной сферой. Хорошо известны игры, в которых дети изображают животных, причем не сказочных, поведение которых полностью подобно человеческому, а настоящих.

Такие игры наглядно показывают, что сформулированный Д. Б. Элькониным закон значительно шире и в равной степени распространяется как на сферу человеческих взаимоотношений, так и на любые другие явления окружающего мира в целом. Определение игры, данное им – «игра есть развернутая, внешняя ориентировочная (в собственном смысле этого слова) деятельность, предмет которой – содержание человеческих (социальных)отношений» – может звучать и более объемлюще: предметом игры может выступать как содержание человеческих (социальных) отношений, так и любых других, значимых для ребенка, явлений действительности, которые могут быть смоделированы и «пережиты» им (по словам С. Л. Рубинштейна) в условной игровой форме. Именно социальные отношения в их разнообразных формах особо значимы для ребенка как для «общественного существа» и занимают доминирующее место в его жизни на всех возрастных этапах, что особо подчеркивается М. И. Лисиной, обобщившей ряд работ по данной проблеме.

Чтобы у детей возникла именно потребность в отображении социальной жизни взрослых, в освоении смысла этой деятельности, приобщения к ней, необходимо, чтобы эта сфера стала для детей значимой, эмоционально привлекательной, интересной.

У ребенка всегда есть мотив в практическом отображении и осмыслении интересных для него событий, явлений и персонажей. «Потребность действовать как взрослый в соответствии с общественным смыслом деятельности взрослых и с их отношениями в этой деятельности» может стать реальным двигателем детской деятельности, в том числе и игры, обеспечивая при этом полноценное развитые, только при условии, что взрослый станет для ребенка той «идеальной формой», «образом совершенной взрослости», а не чуждой навязанной формой повеления.

Следующей важной функцией игры можно назвать влияние на умственное развитие ребенка. В качестве игр, в наибольшей степени способствующих умственному развитию, называются дидактические. Если дидактическая игра органично входит в жизнь ребенка, если это именно игра, а не игровое упражнение, овладение тем содержанием, которое в них заложено, происходит как бы «само собой», так как оно осмысленно и значимо для ребенка, и его ориентировка в ситуации осуществляется на качественно ином уровне.

Не менее важны для умственного развития ребенка игры-экспериментирования. Здесь ребенок не просто овладевает способом действия, эталоном, правилом, но сам ставит себе познавательную задачу, ищет адекватные способы ее решения, познает свойства и возможности окружающего мира и свои собственные.

Игры-экспериментирования следует отделять от популярного сегодня экспериментирования на занятиях. Последнее представляет собой очень удачный в отношении развития дошкольников прием, поскольку соответствует возрастным особенностям ребенка, обогащает его эмпирический опыт. Игра-экспериментирование отличается тем, что в ней не формулируется гипотеза, не составляется план ее проверки. Игра-экспериментирование начинается с маленького открытия, удивления: «Ух ты!» и дальнейшим практическим выяснением: «А что с этим можно делать?», при этом лишенным утилитарной направленности. Это игра по своему мотиву — бескорыстное исследование возможностей мира, как предметных, так и социальных.

Теперь рассмотрим влияние сюжетных игр на умственное развитие. Традиционно принято считать, что в играх этого типа дети отображают и творчески воссоздаю окружающий мир и в процессе подобного отображения совершенствуют свои знания и представления. В одной из работ А. П. Усовой о предназначении ролевой игры так и говорится : «для развития представлений об окружающем» .

С точки зрения познавательного развития крайне важно не то, что в игре те или иные знания закрепляются или уточняются, а то, что включение этих знаний в реальную практическую деятельность ребенка приводит его к переходу с уровня поверхностного ознакомления на более глубинный уровень понимания (по С. Л. Новоселовой). Выученное рано или поздно забывается, а вот понятое. Как сказал Пиаже один пятилетний ребенок: «Если ты узнал это однажды, ты будешь знать всегда».

Фундаментальность значения игры для умственного развития ребенка связана с тем, что в игре формируются наглядно-образное мышление и воображение, закладываются основы теоретического мышления.

Как влияет игра на развитие речи? В игре речь не формируется, а совершенствуется и получает возможности для развития.

Игровые речевые упражнения могут решить очень многие задачи речевого развития детей (А. Г. Арушанова, но и они будут бессильны, если ребенок живет в «коммуникативном вакууме» : с ним общаются только при необходимости, мало читают, мало и односложно разговаривают. Игра здесь может несколько помочь, но не сможет исправить подобную ситуацию.

Игра не сама по себе обеспечивает становление того или иного умения, а только создает благоприятные условия, т. е. обеспечивает подлинную мотивацию, осмысленность для дальнейшего развития, чего прямое обучение обеспечить уже не может. При этом важно, что не всякая игра, в которую включено требуемое действие, движение, может способствовать его развитию, а только такая, в которой оно является именно целью игры.

Все вышеназванные задачи (социализация, осмысление окружающего, развитие речи, памяти) наиболее успешно решаются в игре, так как становятся для ребенка понятными и значимыми целями его деятельности.

Публикации по теме:

Основные приёмы вышивки в технике «изонить» (начальные классы)Основные приёмы вышивки в технике «изонить» (начальные классы) Практическое занятие. Цель: Обучающая: научить выполнить простейшие элементы изонити. Развивающая: расширить кругозор знаний о видах.

Доклад на педагогическом совете «Основные функции дидактической игры» 1. Дидактическая игра как игровой метод обучения. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия.

Основные принципы наказания Согласно толковому словарю, наказание — это мера воздействия на того, кто совершил проступок. Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок.

Основные виды педагогической деятельности Педагогика – это наука о человеке. Она изучает не только человека, как биологический вид, но и человека, как личность. А. С. Макаренко –.

Основные задачи коррекционно-развивающей среды. 1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным.

Плавание-основные физические качества Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих.

Положения к творческому конкурсу «Нашей победе-70 лет» Положение о проведении творческого конкурса «Нашей победе – 70 лет», посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной Войне. 1. Общие.

Развивающая игра «Основные составные цвета»Развивающая игра «Основные составные цвета» Цель: Учить классифицировать цвета цветового спектра на основные и составные, запомнить порядок цветов в цветовом спектре. Игровой материал:.

Положение о школьном совете Устав Школьное самоуправление ГБОУ СОШ № 247 Красносельского района г. Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1.«Школьный совет», далее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные положения о развивающем потенциале игры
Опубликовано: 3 января 2016 в 23:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД