Лучший педагог года

Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка

Наталья Сидорова Бондарева
Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка

2 Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка

Для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка предусмотрено составление и реализация индивидуального образовательного маршрута {16,361}.

Публикация «Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка» размещена в разделах

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленна на развитие его индивидуальных способностей, другими словами, это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании {26,8}.

ИОМ – это документ, в котором указываются всё, что касается конкретного ребёнка : мероприятия коррекционного и развивающего характера, их эффективность в отношении ребёнка и данные об усвоении программного материала.

Цель ИОМ – создание благоприятных условий, позволяющих раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. Построение маршрута основывается на учёте полученных в ходе обследования (диагностики) данных и рекомендациях ПМПК {26,26}.

Основные направления построения образовательного маршрута :

- лечебно-оздоровительная работа;

- вопросы обучения и социальной адаптации;

- вопросы коррекции;

- физическое воспитание;

- музыкальное воспитание.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка, а также существующими стандартами содержания образования.

Создание индивидуального маршрута начинается в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с изучения нормативно-правовой базы, включающей Закон «Об образовании РФ», Конституции РФ, и многих других.

Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута :

- целевой компонент (постанова целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный компонент (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка);

- технологический компонент (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка);

- диагностический компонент (определение системы диагностического сопровождения);

- организационно-педагогический компонент (условия и пути достижения педагогических целей);

- результативный компонент (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) {26,30}.

Схема построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника :

1. Изучение запроса педагогов. В беседе с воспитателями выслушиваются замеченные проблемы усвоения программы или поведения, после его анализируется вся информация и организуется наблюдение за конкретным ребёнком.

2. Наблюдение. Используя карты наблюдений, регистрируют результаты наблюдений учебной деятельности, самостоятельной деятельности и результаты наблюдения за ребёнком во время прогулки.

3. Установление контакта с ребёнком. Контакт с ребёнком устанавливается с помощью беседы. Результаты такого контакта заносятся в бланк протокола беседы.

4. Сбор данных. В бланке психолого-педагогического представления указывают информацию о ребёнке и его семье, о соматическом здоровье ребёнка, причины разработки ИОМ и т. д.

5. Подбор диагностических методик. Учитывая возраст и особенности ребёнка, подбирается подходящая диагностическая методика.

6. Проведение диагностических работ. По выбранной методике проводится диагностика, полученные данные фиксируются в диагностической карте ребёнка. Такие мероприятия могут проводиться в несколько этапов.

7. Обработка результатов. По итогам всех вышеописанных действий, происходит написание заключения.

8. Разработка ИОМ. Исходя из результатов всех проведённых диагностик, наблюдений, сбора информации, а также от постановки целей, проектируют индивидуальный маршрут развития ребёнка, целью которого является расширение зоны ближайшего развития и формирование когнитивной сферы дошкольника.

Бывает ещё другая ситуация, когда схема построения ИОМ начинается со второго этапа, наблюдения. Это происходит в тех случаях, когда психологу нужно самостоятельно провести наблюдения и изучение каждого воспитанника с целью выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, коммуникативные, комплексные, познавательные, психомоторные). После чего происходит установление контакта с подгруппами детей, и при необходимости, индивидуально. Затем следует диагностический этап для выявление причин трудностей детей (ребёнка). Далее этап конструирования. Построение индивидуального образовательного маршрута на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Следом идёт этап реализации ИОМ в процессе жизнедеятельности дошкольников, после чего следует завершающий этап, с целью выявления результатов действия ИОМ для определения: сохранились трудности или нет.

Выбор схемы построения маршрута определяется в каждом случае индивидуально.

Следующим этапом работы педагога-психолога является разработка плана индивидуальных занятий с ребёнком. Длительность занятий и их количество в неделю определяется исходя из возраста и особенностей ребёнка.

После реализации ИОМ, психолог проводит итоговую диагностическую работу. Затем составляется сравнительный анализ результатов, в которых сопоставляют цели и задачи с фактическим итогом. Пишется отчёт. Делаются выводы о продуктивности проведённой работы между специалистами.

Также проводится консультация для родителей, даются рекомендации.

Именно при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка проявляется профессионализм педагога-психолога.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации.

Завершением образовательного маршрута служит портфель личных достижений (индивидуальное портфолио достигнутых результатов) {26,31}.

Изучая структуру и содержание индивидуальных маршрутов, нельзя составить строго определённы правила выстраивания данного маршрута. Вся организация по проектированию носит сугубо индивидуальный характер, зависящий от различных факторов, среди которых:

- возраст ребёнка;

- категория особых потребностей;

- характерные особенности ребёнка;

- цель и задачи ИОМ; и др.

В образовательном учреждении может быть предусмотрен пример (образец) построения маршрута, но невозможно «подогнать» каждого ребёнка под образец, куда проще и эффективнее «подогнать» этот образец под каждого конкретного ребёнка. Однозначного «рецепта приготовления» ИОМ развития ребёнка просто не существует.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектирование образовательного маршрута и профессиональной карьеры педагогов дошкольной образовательной организации Всякий раз, когда вы ставите перед собой какую – либо цель, вам нужно расти и развиваться до такого уровня, который позволит вам достичь.

Основные подходы к понятию игрушки, особенности их подбора в зависимости от возраста детей . Основные подходы к понятию игрушки, особенности их подбора в зависимости от возраста детей На протяжении всей истории человека игрушка.

Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр[/b] Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития.

Основные этапы речевого развития Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух,.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может.

Сценарий образовательного маршрута «Пешие прогулки и экскурсии. Экскурсия на Красную площадь и территорию Московского Кремля»Сценарий образовательного маршрута «Пешие прогулки и экскурсии. Экскурсия на Красную площадь и территорию Московского Кремля» Тема маршрута. «Экскурсия на Красную площадь и территорию Московского Кремля». Возрастной диапазон: 5-7 лет. Информационный блок. Прогулки.

Составление индивидуального маршрута одарённого ребёнка в ДОО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровск «Центр развития ребенка № 188» Индивидуальный.

Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Хронологические границы возрастно-психологических особенностей.

Этапы инновaционного образовательного процесса. Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке. Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения. Главной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
Опубликовано: 12 января 2019 в 08:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД