Папки-передвижки

Основные задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ

Татьяна Рыбакова
Основные задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ

Задачи курса ритмики и основ хореографии

для студентов музыкально-педагогических училищ

Музыкальная подготовка будущих специалистов для дошкольных учреждений, предусмотренная программой музыкально-педагогического училища, охватывает широкий круг предметов. Один из них – ритмика и основы хореографии.

Публикация «Основные задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ» размещена в разделах

Не следует путать предметы ритмика и хореография – это два самостоятельных предмета, их объединяет двигательная основа и взаимосвязь с музыкой. Каждый из них имеет самостоятельное значение и отличается специфическими особенностями.

Хореография связана с искусством танца во всех его разновидностях (изучаются основы народного и бального танца в определенной системе, проводятся тренировочные упражнения классической системы танца).

В курсе ритмики и основ хореографии используются отдельные танцевальные элементы, разучиваются несложные детские танцы, изучаются элементы классического и народно-сценического танца. Следовательно, танец входит в ритмику, но он связан в основном с изучением детского репертуара. В ритмике используются движения из области сюжетно-образной драматизации.

Основные программные требования курса ритмики и основ хореографии включают работу над двумя видами навыков – музыкально-ритмическими и навыками выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки, связанные с передачей в движении средств музыкальной выразительности, доминирующих в том или ином произведении, составляют своеобразную основу ритмики и сближают этот предмет с теорией музыки, помогают установить межпредметные связи с хоровым пением, дирижированием, обучением игре на музыкальных инструментах, методикой музыкального воспитания

Вся система ритмического воспитания исходит из эмоционольно-целостного восприятия музыкальных произведений. Дифференцирование отдельных средств музыкальной выразительности происходит в учебных целях и способствует более тонкому их слышанию и различению. Намечается направление всей ритмической работы от целостного восприятия музыки к более дифференцированному и затем возвращение к целостному восприятию, связанному с выразительно-образным движением. Через движение имеется возможность полнее раскрыть музыкальные образы, показать их в определенном развитии. Подчеркивается ведущая роль музыки во всех музыкально-ритмических упражнениях, указывается на необходимость органической взаимосвязи движений с музыкой.

Музыкально-ритмические навыки распределены по нескольким основным разделам :

-Характер музыкального произведения, темп и динамические оттенки,

-Форма музыкального произведения,

-Метроритм, его выразительное значение и отражение в движении.

Специфика ритмики потребовала строить работу по концентрическому методу: все разделы изучаются в течение 3-4 месяцев на более простом материале, а затем педагог должен возвращаться к этим разделам, используя более сложные музыкальные произведения, работая над музыкально-ритмическими упражнениями, композиционно более развернутыми, отличающимися разнообразием движений. Таким образом, учитывается основной принцип обучения : от простого к сложному. Благодаря концентрическому методу большинство уроков ритмики носят комплексный характер и включают материал разных разделов.

Так, в первой части урока проводятся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование двигательных навыков на основе восприятия музыки. Именно в самом начале урока разучиваются, отрабатываются, закрепляются те движения, на которых затем строятся упражнения с музыкальными заданиями, развивающие музыкально-ритмические навыки. Эти движения входят и в детский репертуар, и в отдельные творческие задания, которым отводится место в последней части урока. Упражнения, связанные с работой над качеством движений (из области физкультуры, танца, сюжетно-образной драматизации, дают хорошую нагрузку на мышечный аппарат в самом начале урока, делают тело более гибким и податливым для сложных заданий, связанных с созданием развернутых музыкально-двигательных образов. В первой части урока изучаются и гимнастические комплексы под музыку.

Во вторую часть урока включаются разнообразные упражнения с музыкальными заданиями, связанные с музыкально-ритмическими навыками. Учащиеся анализируют форму музыкальных произведений, определяют размер незнакомых произведений, дирижируют вместе и поочередно, осваивают упражнения с более сложными композиционными построениями, проходят ритмические рисунки различной сложности. Основой для этюда служит законченное музыкальное произведение с развернутым эмоциональным содержанием, в котором необходимо более детально отразить всю нюансировку, тонко подчеркнуть особенности средств музыкальной выразительности.

В третьей части урока ритмики изучается детский репертуар (музыкальные игры, хороводы, танцы, проводятся упражнения со скакалками, с мячами. Также включаются творческие задания, постепенно подводящие учащихся к навыкам самостоятельной работы (инсценировка песен, составление несложных танцев, вариантов игр и упражнений. Эти задания развивают у учащихся воображение и фантазию, воспитывают активность и инициативу, приобщают к творческой работе.

Данная структура урока ритмики ставит задачу приблизить его к построению наиболее типичных музыкальных занятий в детском саду. Так, в начале музыкального занятия также проводятся разнообразные упражнения в целях совершенствования различных видов движений. Многие упражнения носят подготовительный характер, они помогают выработать навыки выразительного движения, которые входят в ту или иную игру, пляску, творческое задание при проведении в конце занятия.

В целях улучшения практической подготовки учащихся в перечень навыков выразительного движения включены: в основные движения – спортивная, торжественная ходьба, поскоки с продвижением вперед, на месте и при кружении, прыжки легкие и высокие на двух ногах, на одной ноге, со сменой ног. Уделено большое внимание упражнениям на напряжение и расслабление мышц рук (плавным, мягким и маховым). Расширен круг упражнений с предметами: кроме мячей, флажков, лент, обручей, предлагаются скакалки, палки. Задания с предметами представляют большой интерес для ритмической тренировки, они хорошо развивают учащихся, вносят оживление в урок. Особое внимание уделяется упражнениям и играм с мячами. Мяч требует от учащихся ловкости, быстроты реакции, помогает развивать чувство коллективизма (все действия участников игры тесно взаимосвязаны). Учащиеся должны очень внимательно вслушиваться в музыку, чтобы бросить мяч вовремя, в соответствии с сильной долей такта того или иного размера, акцентами музыкальных произведений, различных по характеру и темпу.

C целью приближения к программным требованиям детского сада танцевальные элементы изучаются в определенной последовательности. Так, приставной шаг подготавливает к исполнению бокового галопа, шаг польки разучивается быстрее и легче после освоения переменного шага. Расширенно изучается круг элементов русского и украинского народного танца (включены ковырялочка, веревочка, полуприсядка, припадание, па-де-баск, багунец, голубцы).

Эти танцевальные элементы необходимо рассматривать, осваивать, повторять и закреплять с учащимися на уроках ритмики и основах хореографии под углом зрения методики разучивания с детьми. Учащиеся должны находить оттенки танцевальных движений, отражающие характер музыки и ее эмоциональное содержание. На уроках ритмики они должны научиться исполнять детские пляски выразительно и непринужденно, составлять комбинации из танцевальных движений, придумывать новые.

Также большое внимание уделяется разделу сюжетно-образной драматизации. Учащиеся должны исполнять образные движения в соответствии с характером музыки и другими средствами музыкальной выразительности, исходя из музыкальных образов (передавать повадки животных, птиц, трудовые действия, движения физкультурников, воинов, передвижение различного транспорта и т. д., выполнять роли сказочных персонажей, составлять этюды на сюжетно-образные движения, инсценировать песни.

Предусмотрен материал для развития танцевально-игрового творчества. Такие задания учат студентов комбинировать разнообразные танцевальные элементы (игровое упражнение «Зеркало» на р. н. м. «Танцуй, как я!» обр. В. Золотарева); создавать выразительные образы зверей (игра «Звери в лесу» на муз. Т. Манукян); инсценировать песни («Котик и козлик» на муз. Е. Тиличеевой).

Комплексное включение в работу всех разделов способствует усилению профессиональной направленности курса ритмики и основ хореографии, углублению практической подготовки будущих музыкальных руководителей детского сада.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники :

1. Буренина А. И. Ритмическая пластика для дошкольников. СПб., ЛОИУУ, 1994.

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. «Музыкальная палитра»,СПб. ,2012.

3. Ветлугина Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1982.

4. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2010.

5. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. М., 1973.

6. Лифиц И., Крупочкин А. Программа педагогических училищ. Ритмика и Хореография. М., 1985.

7. Лифиц И. Ритмика. Учебное пособие. М., 1999.

8. Бекина С. И., Ломова Т., Соковнина Е. Музыка и движение. М., 1981, 1983, 1984.

9. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., 1991.

10. Музыкально-ритмические движения в детском саду. М., 1991.

11. Руднева С., Фиш Э., Музыкальное движение. 2-издание, переработанное. СПБ., 2000.

12. Теплов Б. Сюжетные танцы. М. ,1968.

13. Утренняя гимнастика под музыку. М., 1984.

14. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989.

15. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М. ,1987.

16. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши. СПб., 2001.

Дополнительные источники:

1. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж, 1998.

2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М. ,1979.

3. Кудряков В. Приглашаем танцевать. М., 1982.

4. Ветлугина Н., Дзержинская И., Ломова Т. М., 1980, 1983.

5. Музыкальное движение : вчера, сегодня, завтра. Научно-практическая конференция с международным участием. 29.06-01.07.1998.

6. Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1989.

7. Тарасов Н. Классический танец. М., 1971.

8. Шушкина З. Ритмика. М., 1967.

9. Яновская В. Ритмика. М., 1979.

10. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поём. М., 2010.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Знакомство студентов с детским садом»Фотоотчёт «Знакомство студентов с детским садом» В нашем детском саду "Росинка" студенты педагогического колледжа проходят практику. В начале учебного года,принимая новых студентов в наш.

Конспект урока для студентов второго курса колледжа «Антропогенное влияние в производственной деятельности» Урок - конференция по теме «Антропогенное воздействие в производственной деятельности» Характеристики занятия Уровень образования: профессиональное.

Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы) С 2012 года наш детский сад № 114 участвует в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г.

Показательные занятия для студентов Видео В апреле 2016 года в ЦРР МБДОУ Детский сад №1 "Золотой ключик" прошли показательные занятия музыкальным руководителем Вакуленко О. В. для.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников Под патриотическим воспитанием дошкольника я понимаю взаимодействие взрослых (союз родителей и педагогов) и детей, направленное на раскрытие.

Сценарий праздника детства (для школьников и студентов) Перед началом концерта всем вошедшим в зал гостям вручают воздушные шарики, но только у 12-ти гостей, внутри воздушных сувениров скрыты.

Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ»Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ» Модуль «Я выбираю здоровый образ жизни» - 5 часов 1. Проведение акции (флешмоб) «Общешкольная зарядка». Цель: Поляризация здорового образа.

Урок интегрированного курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» по теме «Лес и человек» Урок интегрированного курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» по теме «Лес и человек». Цели. Определить значение растений для человека.

Урок интегрированного курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» по теме «Лес и человек» Урок интегрированного курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» по теме «Лес и человек». Цели. Определить значение растений для человека.

Вариативная программа по созданию педагогических условий для музыкально-творческой работы с детьми Цель программы: Создание педагогических условий для музыкально-творческой работы, способствующих развитию и формированию певческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ
Опубликовано: 28 октября 2016 в 00:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД