Особенности формирования фонетической и грамматической стороны родного языка.

Фания Гараева
Особенности формирования фонетической и грамматической стороны родного языка.

Выступление по обмену опытом на региональном семинаре для учителей- логопедов по теме:

I. Особенности формирования фонетической стороны речи.

Каждый язык имеет свою фонетическую систему, свои особенности, отличия, совпадения. Фонетические явления, свойственные одному из них, отсутствуют в другом, и это становится причиной длительного акцента в речи людей, практически этим языком владеющих. Так, например, современный татарский алфавит состоит из 39 букв (русский – 33 буквы). Названия букв в татарском языке такие же, как и в русском. Но чтобы отразить своеобразие фонетической системы татарского языка были приняты дополнительно еще шесть букв:, , – гласные;, , – согласные.

В татарском языке 9 гласных звуков (фонем) (в русском языке – 6, которые почти все составляют твердые и мягкие пары: А -, У –, Ы – Э, О -, И. Гласные звуки подразделяются на твердые – А, У, Ы, О и мягкие -, , Е,, И: твердость или мягкость гласного звука в последующих слогах определяется первым слогом. Таким образом, татарское слов или только твердое, или только мягкое. Исключением являются сложные и заимствованные слова.

В татарском языке 28 согласных звуков. Многие согласные почти не отличаются от русских звуков, но существуют и специфические согласные

(W, Ч,, К,, Г,, , .)

Согласный звук W- графически обозначается как в, у- (авыл- аwыл). Образуется округлением губ.

Если в русском языке буква В обозначает звуки В, В', то в татарском языке она обозначает три звука: в, в', w, что значительно расширяет объем работы по данному звуку.

Согласный - звонкая пара ч. (илк- чилк). Щелевой образуется в передней части языка, напоминает несколько мягкую аффрикату дж (ир, ыр).

Согласный - глухой щелевой согласный, образуемый сближением стенок глотки: йкл, шр.

Согласный - мягконёбный носовой звук, при произнесении которого задняя часть языка касается мягкого нёба, язычок закрывает вход в полость рта, и воздушная струя проходит через нос, получая носовой оттенок: аа, миа.

Таким образом в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей реализуются задачи в области формирования звуковой стороны речи:

• Используя различные способы и приемы постановки, автоматизации и дифферециации звуков у детей формируется правильное, четкое произношение всех звуков татарского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;

• Учить овладевать основными фонетическими противопоставлениями татарского языка- твердостью- мягкостью гласных звуков и глухостью- звонкостью согласных, показывая их смыслоразличительную роль;

• Развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков для подготовки к элементарному звуковому анализу татарских слов;

II. Особенности формирования грамматического строя и связной речи.

Грамматический строй также имеет свои особенности. Остановимся на некоторых из них:

- вопрос кто? задается только человеку, а на все остальные (независимо одушевленные или неодушевленные) отвечают на вопрос что?

- имеется категория принадлежности, обозначающей принадлежность предмета к определенному лицу. Где русский скажет моя книга, татарин оформить эту мысль одним словом, при помощи особого аффикса китаб-ым.

- в татарском языке нет грамматического рода, нет глагольного вида.

- прилагательные и числительные перед существительными не изменяются:

згр майка- голубая майка

згр клмк – голубое платье

згр ччк- голубой цветок.

- четкое подразделение гласных на твердость и мягкость обусловливает в татарском языке закон сингармонизма, суть которого сводится к следующему татарское слово или только твёрдое, или только мягкое. Например: сугыш- чан-лаш- ты- рыл- ган- лык- тан- дыр, ки- тер- м- гн- нр-ме.

- в татарском языке существует гораздо более твердый грамматический порядок слов, чем в русском. В простом повествовательном предложении основным законом является постановка сказуемого на самый конец предложения: мин илк ярата.

В области грамматики и лексики решаются следующие задачи:

* обеспечить постепенное овладение детьми лексическим объемом импрессивной и экспресивной речи;

* активизировать употребление новых слов в различных синтактических констукциях и навыки грамматического оформления высказываний речи, организуя соответствующие игровые ситуации;

* учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;

* учить обозначать множественность предметов, используя оканчания частей речи: - лар, лр, нар, нр;

* учить детей самостоятельно строить фразы различной слож

ности для описания различных ситуаций;

* развивать диалогическую и монологическую речь детей на родном языке;

ВЫВОД. Знание специфических особенностей татарской речи и соответствующее им планирование и использование своих методических разработок обечпечивают высокую результативность коррекционно- образовательного процесса.

Публикации по теме:

Развитие речевой компетенции на родном языке. Среди детей, относящихся к категории дошкольников с нарушением речи различной этиологии особую группу представляют дети, для которых татарский.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Иголочка» Артикуляционная гимнастика малышам. Часто родители задаются вопросом: "Зачем нашему малышу выполнять артикуляционную гимнастику, ведь он.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования фонетической и грамматической стороны родного языка.
Опубликовано: 5 января 2013 в 19:38
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...