Ольга Глущенко
Особенности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Вопрос «правильной» подготовки ребенка к школьному обучению особо важен в условиях современного образования для педагогов и родителей будущих первоклассников. Одним из немаловажных аспектов развития ребенка в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста освещена в трудах таких ученых и педагогов, как А. Р. Лурия, И. М. Сеченов. Ученые указывают на тесную связь сформированности графомоторных навыков с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук, что в свою очередь напрямую влияет на развитие письменной речи детей.
Публикация «Особенности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Рассмотрим значение понятия «навык», представленное в «Понятийно-терминологическом словаре». Навык – это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля». Это хорошо отработанные действия, доведенные до автоматизма, сформированные путем упражнений, входящие в структуру умений.
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Следовательно, графомоторный навык – это способ выполнения графических элементов (линий, точек, кругов, овалов) с минимальным контролем сознания, сформированный путем специальных упражнений (штриховка, упражнения в полосе, графический диктант и т. д., входящих в структуру умений в изобразительной деятельности. Графомоторные навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека, тесно связаны с учебной деятельностью и являются предпосылками письменной речи. Сложность и специфика графомоторных навыков в том, что формируются они не изолированно, а с развитием письменной речи.
Формирование графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошо развитая общая и мелкая моторика, серийная организация движений (чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, зрительно-пространственные представления (ориентация в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения, изобразительные и графические умения.
К особо важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание, и научение – факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Формирование графомоторных навыков в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно–моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора.
При благоприятных внешних условиях ребенок в период раннего и дошкольного детства может овладеть многими умениями, которые очень важны для усвоения навыков письма в школе. Ребенок начинает овладевать движениями скольжения карандаша по бумаге, учится находить и обращать внимание на различные графические элементы по форме, величине, положению на листе бумаги и соотношению друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. В последующем, при помощи обучения, ребенок пытается выделять звуки в словах и обозначать их печатными знаками на письме; знакомится с фонетическим принципом письма; узнает смысл письма как способ общения между людьми.
Физиологической основой этих достижений являются: концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры головного мозга, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей. Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно сказать, что ребёнок в дошкольный период овладевает умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Другими словами, можно сказать, что на основе подражания ребенок от рефлекторных движений переходит к сознательным целенаправленным действиям.
Особенное внимание в системе подготовки к письму требуют дети с общим недоразвитием речи, характеризующиеся низким уровнем графомоторных навыков. Недостаточность сформированности данных навыков приводит к тому, что дети с существенными трудностями овладевают письмом, рисованием, лепкой, что способствует появлению негативного отношения к обучению в школе и может привести к социальной дезадаптации ребенка в коллективе сверстников. В связи с чем, особенную важность представляет поиск эффективных форм и методов работы по формированию графомоторных навыков детей с общим недоразвитием речи уже в период дошкольного детства.
При нарушении мелкой моторики наблюдается недостаточная координация пальцев рук, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, сложность переключения с одного движения на другое. Так же при соматической ослабленности ребенка отмечается вялость всего организма, в том числе и кистей рук. Отсюда можно увидеть неаккуратность ребенка при рисовании, штриховке и т. д.
При правильно разработанной педагогом коррекционной работе и подобранными средствами можно помочь ребенку справляться с трудностями в овладении графомоторными навыками.
Обязательно в занятия с детьми следует включать упражнения на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственно-временных параметров, овладение изобразительными и графическими умениями.
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Но такая работа необходима, поскольку затруднения ребенка в графомоторной деятельности в дошкольном возрасте может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости в школе. Так же может отмечаться неаккуратность на письме, неразборчивый почерк, кроме того могут наблюдаться грубые орфографические ошибки.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня вследствие нарушений почти всех систем речи будет отставать и моторное развитие ребенка. Это отставание может выражаться в недостаточной сформированности как мелкой, так и общей моторики. Все эти нарушения могут проявляться на письме. Почерк будет неразборчивым, малопонятным, будут трудности в ориентировке на тетрадном листе. Все это повлечет за собой трудности в обучении в школе, тревожность ребенка при обучении, неуспеваемость. Следовательно, коррекционная своевременная систематическая работа по формированию графомоторных навыков должна проводиться с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в различных видах деятельности, наиболее интересных для них.