Лучший педагог года

Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье

Елена Чугаева
Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье

Статья «Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье»

Исследование проводилось в детском саду г. Перми.

Выборка составила: 35 мальчиков и 35 девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье; контрольная группа: 35 мальчиков и 35 девочек, воспитывающихся в полной семье; 25 мам, живущих одиноко, 25 мам, живущих с мужьями.

В исследовании использовались методики:

1. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова)

Публикация «Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье» размещена в разделах

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

2. Методика «Секрет», детский вариант социометрической методики Дж. Морено, Т. А. Марковой, Л. А. Пеньевской, адаптированный Т. А. Репиной.

Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детского сада, так как в социометрической структуре наиболее полно отражаются групповые межличностные отношения.

3. Методика «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств: доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.

4. Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)

Цель: выявление отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу ребенка, взаимоотношений с другими членами семьи и место в ребенка в семье.

5. Опросник «АСВ» для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет

Цель: определение стиля семейного воспитания.

Методы математической обработки эмпирических данных

1. Сравнительный анализ средних показателей индивидуальности. Метод t – критерий Стьюдента (выявление различия в выраженности показателей индивидуальности старших дошкольников);

2. Корреляционный анализ Пирсона (выявление взаимосвязей показателей свойств индивидуальности);

3. Факторный анализ (выявление структуры свойств индивидуальности)

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей, а ведь неполная семья это один из основных социально-демографических типов современной семьи.

«Индивидуальность» человека всегда рассматривается во взаимосвязи с понятием личности. Индивидуальность человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулируемую большую систему, определяемую взаимодействием множества условий (В. С. Мерлин). Особенности индивидуальности детей определяются средовыми факторами, опосредующими связи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности : общая семейная среда, индивидуальная среда, которую выбирает ребенок, значимая среда, которая в данном возрасте выполняет наиболее существенную функцию (Баландина Л. Л. 2003). Воспитание ребенка в неполной семье – это нормальное воспитание, но осуществляется оно в трудных условиях (Носкова М. В. 2009).

Эмпирические данные этого исследования позволяют сделать выводы:

1. Мальчики, воспитывающиеся в полной семье склонны к лени, импульсивны, часто проявляется ревность к младшим сиблингам, также склонны к демонстративности и честности. Мальчики довольно часто неуверенны в себе, у них не очень много друзей в группе сверстников.

Девочки, воспитывающиеся в полной семье импульсивны, в поведении может проявляться агрессия, но при этом они трудолюбивы (в основном у девочек, имеющих младших сиблингов) и пользуются успехом в группе сверстников.

2. Мальчики из неполной материнской семьи являются трудолюбивыми, склонными к обману, интересными в общении со сверстниками. Мальчики часто проявляют злость и неуверенность в себе. У мальчиков ярко выражен интерес к окружающему миру, они достаточно долго принимают решение в различных ситуациях, остро ощущают семейную обстановку.

Девочки же из неполной материнской семьи импульсивны, демонстративны в поведении, но при этом добры и отзывчивы. Девочки отличаются жизнелюбием, они часто тревожны и склонны считать себя незначимыми в семье. Девочки отличаются замкнутостью и слабостью контактов в группе со сверстниками. Семейную ситуацию принимают такой, какая она есть.

3. Выявлено, что большинство свойств индивидуальности мальчиков, воспитывающихся в неполной материнской семье взаимосвязано с эмоциональной сферой, тогда как большинство взаимосвязей свойств индивидуальности девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье, в показателях нравственных качеств. Можно предположить, что на формирование нравственных качеств у девочек влияет отсутствие отца в семье. Анализ схожих взаимосвязей показателей в группах мальчиков и девочек из неполных материнских семей выявил, что схожих взаимосвязей нет. Таким образом, особенности взаимосвязи свойств индивидуальности мальчиков и девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье различны.

4. Выявленная структура свойств индивидуальности у мальчиков и девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье, показала, что содержание факторов в структуре свойств индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье, имеют общие факторы и специфичные.

5. Анализ типов воспитания матерью ребенка в полной и неполной материнской семье показал, что в неполной материнской семье матери используют различные стили в воспитании (от либерального до демократического). Это говорит о неустойчивости воспитания в неполной материнской семье. В полной же семье, мать очень часто не выставляет жестких требований к ребенку, скорее всего их выставляет отец. Таким образом, стиль воспитания детей в полной и неполной материнской семье различен.

Таким образом, успех воспитания и отношение детей к родителям зависит не столько от полноты семьи, сколько от взаимоотношений в ней. Мать должна выполнять свои материнские функции в семье – быть примером для девочки и другом для мальчика, при этом не навязываясь и не опекая ребенка чрезмерно. Действительно, на особенности свойств индивидуальности ребенка влияют и состав семьи, и взаимоотношения в семье, и окружающая ребенка среда.

По результатам эмпирических данных можно спланировать деятельность воспитателя во взаимодействии с родителями дошкольников.

Примерные темы для родительских собраний в детском саду:

1. Свойства индивидуальности старших дошкольников.

2. Труд из человек сделал ЧЕЛОВЕКА.

3. Формирование нравственных качеств у старших дошкольников.

4. Особенности развития детей в полных и неполных семьях.

5. Стиль воспитания. Что это такое?

6. Семья и ребенок.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей» Подготовила: Воспитатель 2 квалификационной категории МДОАУ д/с №3 Гилева.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II) часть 1 Распад семьи является серьезной проблемой для нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье
Опубликовано: 29 января 2015 в 11:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД