Лучший педагог года

Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации

Ольга Петровна Гантимурова
Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации

Особенности коррекционной работы с детьми после КИ

За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухому человеку слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день дети с имплантами посещают речевые и общеобразовательные группы детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь логопеда и сурдопедагога.

Публикация «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации» размещена в разделах

В нашем детском саду появились такие ребятишки и перед администрацией, специалистами встал вопрос о том, как помочь детям. Возникла идея объединения усилий всех специалистов, где особое внимание уделить логопедической деятельности. Нужно помочь ребенку сделать скачок в развитии, но учитывать особенности каждого и четко разделить функции логопеда и сурдопедагога. Оказалось, что сделать только операцию недостаточно, необходимо научить детей слышать и слушать. Итак, сурдопедагог акцентирует внимание на развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти и внимания, а логопед – на произносительные навыки, обязательно на одном лексическом и речевом материале. Оба специалиста стимулируют речь ребенка во время занятий. Важно отметить, что логопед должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (моторная, сенсомоторная алалия, дизартрия, ринолалия,и прослушать лекции специалистов данной области и ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, детей с КИ (кохлеарной имплантации). Также отмечаем, что специалисты не учат ребенка целенаправленно. каким-то словам или грамматическим правилам, а помогают осваивать речь, прислушиваться к окружающему миру. Доказано, чем раньше проведена операция, тем выше результат коррекционного воздействия, потому что формирование основных процессов восприятия речи окружающих и собственной происходит как бы спонтанно, скажем естественно. Логопед должен активизировать голос ребенка и развивать артикуляционную моторику. На начальном этапе главное не качество произношения, а интонационно-ритмическая структура слова или фразы, плавность речи, звучание голоса т. е просодический компонент. Затем, работая с КИ, формируется языковой компонент речи (пассивный и активный словарь, грамматические категории, связная речь, т. е готовые образцы высказываний для умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы и сурдопедагог и логопед работали согласованно и владели различными методиками работы с детьми с КИ. Отмечается, что в работе логопеда нужно помнить, что дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с ребенком во время игры, а не напротив, только в этом случае он будет более внимательно прислушиваться. На начальном этапе развития произносительных навыков можно использовать приемы, связывающие звук с жестом (верботональная методика, фонетическая ритмика, побуквенно -послоговое чтение, и лишь после 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика или проведена поздняя операция, включаем в работу дактильные формы речи.

В коррекционной работе со слабослышащими детьми выделяют четыре этапа:

1. Начальный период развития слухового и речеслухового восприятия. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.

2. Основной период развития слухового и речеслухового восприятия. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Он часто повторяет за взрослым слова, но не понимает их значение. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией (ребенок должен уметь повторять новое слово, даже если не понимает).

3. Языковой период развития восприятия речи (в том числе и собственной). Длительность более 5 лет. Главным, в эот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.

4. Период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.

Особая роль в коррекционной работе отводится родителям. Забота о глухом ребенке требует от родителей дополнительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима настоящая мудрость, самоотверженность. Вся семья становится первой необходимой речевой средой для ребенка, поэтому все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ними.

Подводя итог, отмечаем огромные возможности интеграции детей с КИ в детских садах. Конечным результатом является то, что они становятся говорящими и могут жить полноценной жизнью.

Публикации по теме:

О работе с детьми после кохлеарной имплантации "Особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации" За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 09:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД