Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации

Ольга Петровна Гантимурова
Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации

Особенности коррекционной работы с детьми после КИ

За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухому человеку слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день дети с имплантами посещают речевые и общеобразовательные группы детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь логопеда и сурдопедагога.

В нашем детском саду появились такие ребятишки и перед администрацией, специалистами встал вопрос о том, как помочь детям. Возникла идея объединения усилий всех специалистов, где особое внимание уделить логопедической деятельности. Нужно помочь ребенку сделать скачок в развитии, но учитывать особенности каждого и четко разделить функции логопеда и сурдопедагога. Оказалось, что сделать только операцию недостаточно, необходимо научить детей слышать и слушать. Итак, сурдопедагог акцентирует внимание на развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти и внимания, а логопед – на произносительные навыки, обязательно на одном лексическом и речевом материале. Оба специалиста стимулируют речь ребенка во время занятий. Важно отметить, что логопед должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (моторная, сенсомоторная алалия, дизартрия, ринолалия,и прослушать лекции специалистов данной области и ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, детей с КИ (кохлеарной имплантации). Также отмечаем, что специалисты не учат ребенка целенаправленно. каким-то словам или грамматическим правилам, а помогают осваивать речь, прислушиваться к окружающему миру. Доказано, чем раньше проведена операция, тем выше результат коррекционного воздействия, потому что формирование основных процессов восприятия речи окружающих и собственной происходит как бы спонтанно, скажем естественно. Логопед должен активизировать голос ребенка и развивать артикуляционную моторику. На начальном этапе главное не качество произношения, а интонационно-ритмическая структура слова или фразы, плавность речи, звучание голоса т. е просодический компонент. Затем, работая с КИ, формируется языковой компонент речи (пассивный и активный словарь, грамматические категории, связная речь, т. е готовые образцы высказываний для умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы и сурдопедагог и логопед работали согласованно и владели различными методиками работы с детьми с КИ. Отмечается, что в работе логопеда нужно помнить, что дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с ребенком во время игры, а не напротив, только в этом случае он будет более внимательно прислушиваться. На начальном этапе развития произносительных навыков можно использовать приемы, связывающие звук с жестом (верботональная методика, фонетическая ритмика, побуквенно -послоговое чтение, и лишь после 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика или проведена поздняя операция, включаем в работу дактильные формы речи.

В коррекционной работе со слабослышащими детьми выделяют четыре этапа:

1. Начальный период развития слухового и речеслухового восприятия. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.

2. Основной период развития слухового и речеслухового восприятия. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Он часто повторяет за взрослым слова, но не понимает их значение. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией (ребенок должен уметь повторять новое слово, даже если не понимает).

3. Языковой период развития восприятия речи (в том числе и собственной). Длительность более 5 лет. Главным, в эот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.

4. Период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.

Особая роль в коррекционной работе отводится родителям. Забота о глухом ребенке требует от родителей дополнительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима настоящая мудрость, самоотверженность. Вся семья становится первой необходимой речевой средой для ребенка, поэтому все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ними.

Подводя итог, отмечаем огромные возможности интеграции детей с КИ в детских садах. Конечным результатом является то, что они становятся говорящими и могут жить полноценной жизнью.

Публикации по теме:

О работе с детьми после кохлеарной имплантации "Особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации" За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Спорт и физкультура
  • Деревья и листья
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 09:32
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...