Лучший педагог года

Особенности организации развивающего пространства в младшей группе (9 фото)

Любовь Попова
Особенности организации развивающего пространства в младшей группе

Особенности организации развивающего пространства в младшей группе.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Публикация «Особенности организации развивающего пространства в младшей группе» размещена в разделах

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Я стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды в младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Особенности организации развивающего пространства в младшей группе
Фото №1 Особенности организации развивающего пространства в младшей группе

Центр природы

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Центр расположен непосредственно у окна, вблизи естественного освещения. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Выращивание растений позволяет организовать длительные наблюдения за ними, узнать, как растения растут и развиваются. В зависимости от сезона в центре размещены натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. Различные наборы иллюстраций такие как «Времена года», «Комнатные растения», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Грибы», «Животные Арктики» и т. п. Дидактические игры: «Чьи клювы», «Охотник», «Цепочка развития», «Цепочки в лесу». Поделки из природного материала. Для работы в уголке: фартуки, леечки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Настольно- печатные игры: «Зеленый город», «Что в моей корзинке?». Пособия для опытнической деятельности: лупы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы. В календаре погоды дети отмечают сезон, месяц, дни, и состояние погоды.

Фото №2 Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной самодовлеющей жизнью его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя от природы Е

Центр физической культуры

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия ; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврики, дорожки массажные, палки гимнастические; мячи; обручи; кегли; кубы ;шары,платочки, шнур длинный и короткий; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Фото №3 Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта

Центр изобразительного искусства

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности. Оборудование и материалы, которые есть в уголке: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом, трафареты для пластилинографии, водные и обычные раскраски, клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации.

Фото №4 Среда окружающая детей в детском саду должна обеспечивать безопасность их жизни способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них

Музыкально – театральный центр

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, театр теней, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) маски, шапочки, для постановки сказок.

Фото №5 Создавая предметно развивающую среду во второй младшей группе я опиралась на принцип активности стабильности гибкого зонирования

Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный центр

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг, стол и два кресла ; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Фото №6 В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом

Центр сенсорного и речевого развития.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным, ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы - в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. То, что в ближайшее время не будет востребовано, храните в раздевалке, кладовке.

Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка - это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал, а также большие коробки, покрашенные или оклеенные бумагой, - материал, привлекательный для малышей, предоставляющий им возможность изменять окружающее пространство «под себя».

Фото №7 Я стараюсь обогатить среду такими элементами которые бы стимулировали познавательную развивающую двигательную и иную активность детей

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Фото №8 Содержание предметно развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек периодически изменяется варьируется постоянно обогащается

Воспитатель ГБОУ Школа №1158 ДО «Единство»

Попова Л. Г.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Интеграция развивающего пространства ДОУ При моделировании образовательного развивающего пространств, необходимо выделить компонент среды для построения ее модели. Поскольку мы.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства Консультация для воспитателей: Воспитатель 1 категории МБДОУ № 56 Пузакова Лидия Николаевна Метод проекта как форма организации единого.

Особенности организации труда детей во второй младшей группе детского сада Основными формами организации труда детей в детском саду являются: - поручения; - дежурства; - коллективный труд. Во второй младшей группе.

Особенности организации двигательной активности в группе ЗПР Основными причинами нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной.

Презентация игрового и развивающего пространства группы Это наша группа. В ней тепло, уютно, весело и интересно. Каждый день здесь собираются друзья : это взрослые (воспитатели, специалисты, помощник.

Применение мягких модулей в организации развивающего пространства для детей раннего возраста Применение мягких модулей в работе с детьми раннего возраста помогают реализовать цель: создание условий для личностного развития ребенка.

Семинар-практикум для педагогов «Создание развивающего математического пространства ДОУ в условиях ФГОС до» Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Моделирование инновационного развивающего пространства детского учреждения в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. ФГОС выдвигает определенные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности организации развивающего пространства в младшей группе
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 21:04
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД