МААМ-картинки

Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Катерина Картавых
Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

[b] Автор: Картавых Е. А.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» г. Тамбова[/b]

Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Детский сад для ребенка является очень важной ступенью в жизни, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основные знания. В этом возрасте у ребенка происходит один из важных этапов по овладению речи. Но для того, что бы процесс получения навыков по овладению всеми сторонами речи происходил своевременно и планомерно, необходимо создать определенные условия. Одним из таких важных условий является создание центра речевого развития. Цель речевого центра – оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Основными задачами являются: развитие активного словаря, развитие отношений при коллективной работе и знакомство с книгами и их содержанием.

Публикация «Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Стандарт ФГОС ДО предъявляет определенные требования к развивающей предметно – пространственной среде:

Насыщенность среды

Трансформируемость пространства

Полифункциональность материалов

Вариативность среды

Доступность среды

Безопасность предметно – пространственной среды

Речевая среда должна также соответствовать этим требованиям стандарта.

На основе этого в дошкольном учреждении может быть представлена студия речевого развития, а группе центр речевого развития.

Речевой центр в группе представляет собой предметно – пространственную среду, в которую обычно входят стеллажи, игровые и дидактические игры, а так же театр. Содержание центра определяется строго в соответствии с программой и возрастом детей. Например, во второй младшей группе речевой центр предусматривает наличие сенсорной зоны для развития мелкой моторики (вкладыши, деревянные кубики, сортер, книжки и игрушки с кнопками т. д). Обязательно в каждой возрастной группе должны быть в наличии предметы для развития речевого дыхания. Для этого могут быть использованы самые простые игрушки или бросовый материал. В старшей и подготовительной группах прибавляются настольно – печатные игры.

В речевом центре должен быть оформлен мини – театр. Это небольшая зона с ширмой, декорациями и куклами. Но не стоит путать с театральным уголком: Театр может быть изготовлен из обычной коробки, а из кукол используются бибабо или куклы на руку.

Самое важное в речевом центре – это привлекательность и красота. Детей в таком возрасте очень привлекают яркие и красивые вещи, поэтому нужно его оформить так, что бы у детей было желание подходить к нему. На стену можно повесить привлекательные репродукции для детей, а на полках поставить фигурки – персонажей сказок.

Расположение речевого центра определяется тем, как близко находится игровая зона. Если игровая зона будет рядом, то дети будут отвлекаться от выполнения заданий. Так же в речевом центре должно быть хорошее освещение.

Наполняемость речевого центра должна отображать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребнка;

- работа над грамматическим строем речи;

- развитие связной речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- подготовка к обучению грамоте;

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

- знакомство с художественной литературой.

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр и центр речевого развития.

Литературный центр организуется с целью приобщения детей к художественной литературе.

Младший дошкольный возраст :

книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

книги с динамичными элементами;

книжки разного формата: книжки-половинки, книжки – четвертушки, книжки – малышки;

книжки-панорамы;

музыкальные книжки;

книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения

эстампы на темы русских народных сказок.

сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Средний дошкольный возраст

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. д. :

книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

открытки для рассматривания по произведениям;

портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

материал для ремонта книг

Старший дошкольный возраст :

10-12 книг различной тематики и жанров

портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский;

книги, рекомендованные программой.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Речевой центр создается для практического овладения нормами речи.

Младший дошкольный возраст

Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий.

Серии из 4 картинок: части суток.

Серии из 4 картинок: времена года.

Сюжетные картинки крупного формата.

Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).

Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др. 10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры - шнуровки и др.

Средний дошкольный возраст

Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе) : животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

Наборы парных картинок на соотнесение : найди отличия и ошибки.

Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам.

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам последовательно или одновременно.

Серии картинок для установления последовательности событий.

Серии картинок «Времена года».

Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками.

Разрезные сюжетные картинки.

Разрезные контурные картинки.

Набор кубиков с буквами.

Набор карточек с изображением предмета и названием.

Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Старший дошкольный возраст

Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания.

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками;

Игры для совершенствования навыков языкового анализа.

Игры для совершенствования грамматического строя речи.

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры - шнуровки и др.

Аудиозапись со звуковыми эффектами.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Публикации по теме:

Программа «Разговор о правильном питании» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Цель программы. • формирование основ культуры.

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации.

Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС  .

Конспект мероприятия по организации взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС до «Мой город, моя улица» Рогозина М. Е. ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить знания родителей о достопримечательностях родного города; 2. Дать понятие о городе как.

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. В соответствии с Федеральным законом.

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

Программа деятельности ресурсного центра по формированию системы оценки качества дошкольного образования ФГОС ДО Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Брусова С. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад №17 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Развитие творческих способностей.

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного.

Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОСУголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Комнатные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 26 мая 2019 в 13:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД