Особенности организации трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома

Ольга Вишнивецкая
Особенности организации трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома

Краткая аннотация к статье.

В данной статье представлена форма коррекционно-воспитательной работы воспитателя по формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья культурно-гигиенических, коммуникативных навыков и навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков и умений, по формированию способностей переносить социально-бытовые и трудовые компетенции в игровую деятельность, в процесс создания поделок, оказания посильной помощи взрослым в совместном труде.

Ключевые слова: социально-бытовая ориентировка, социальное развитие, формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, целенаправленная деятельность, трудовая деятельность, трудовые задания, социально-бытовая компетентность.

Специальные исследования показали, что отсутствие квалифицированной коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью (под интеллектуальной недостаточностью мы понимаем легкую умственную отсталость и задержку психического развития) в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная. В ее основе лежит не один, а множество факторов. Эти факторы действуют на уровне психобиологических предпосылок и затрудняют социальную адаптацию индивида. (2, с. 9)

Нормальное развитие ребенка может происходить только при наличии нескольких условий. Первое из них связано с состоянием его здоровья (биологический фактор развития). Вторым условием является благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития, представляющая собой специально организованное предметно-игровое пространство, в котором происходит эмоциональное, познавательное и коммуникативное (то есть общение с взрослыми и сверстниками) развитие ребенка, а также развитие всех видов его деятельности. Важность социального фактора подчеркивал Л. С. Выготский, введя понятие «социальная ситуация развития». Третье условие,- активность (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная) самого ребенка. (2, с. 15)

Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживанию (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.). Таким детям очень важно раскрыть значение труда окружающих их взрослых. Они не всегда самостоятельно постигают смысл того, что для них делается. Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.

Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. Один из характерных недостатков трудовой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена неумением детей, приступать к работе без предварительного анализа задания, планировать ход его выполнения. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, нет переноса имеющихся знаний и навыков на аналогичные действия, в частности не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих занятиях по хозяйственно-бытовому труду. Не менее сложным для них оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение задания по плану, представленному в виде словесной инструкции.

Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формирующий у него уверенность в собственных силах, и дающий возможность интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников. В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать». (3, с. 125)

Направленное формирование трудового развития и социально-бытовой компетентности детей в условиях детского дома осуществляется в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях, на специальных занятиях по обучению детей хозяйственно-бытовому труду и в режимные моменты, в ходе ознакомления с окружающим миром.

Мы проводим обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по трудовому воспитанию по трем этапам. На первом этапе по трудовому воспитанию учим детей выполнять элементарные правила поведения среди взрослых и сверстников, формируем у них культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. На втором этапе трудового воспитания приобщаем дошкольников к более сложным видам трудовой деятельности (хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе, формируем у них потребность в самостоятельном создании различных поделок. Кроме того, формируем у детей отношение к сверстнику как к партнеру, способность учитывать «программу партнера», коммуникативные умения. На третьем этапе обучения развиваем собственно трудовые умения детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании самостоятельно создавать поделки (из бумаги, природных материалов, кожи и т. д.). Приобщаем детей к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение и т. п. воспитываем у детей стремление поддерживать порядок в помещениях дошкольного образовательного учреждения. Важная задача на данном этапе трудового воспитания детей с проблемами в развитии, состоит в том, чтобы научить старших дошкольников проявлять заботу о младших и всех тех, кто в ней нуждается. (2, с. 34-35)

С первых дней пребывания детей в специальном дошкольном учреждении начинается последовательная работа по их трудовому воспитанию. Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в ходе специальных занятий в игровой форме, закрепляется в повседневной практике детей. Воспитанники младшей группы, как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Уже на самом начальном этапе дети включаются в элементарные виды хозяйственно-бытового труда. Вместе с взрослыми убирают помещение групповой комнаты, участок для прогулок, помогают в уборке игрушек и пособий, дежурят по столовой. Старшие дошкольники охотно участвуют в общем труде на огороде, в цветнике, ухаживают за животными. При всей трудоемкости содержания в чистоте и порядке уголка природы это дело чрезвычайно нужное. В. А. Сухомлинский утверждал: «Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни». (4, с. 292-293)

Труд играет большую роль в судьбе дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества детей: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т. п. Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что занятия по хозяйственно-бытовому труду позволяют детям с интеллектуальной недостаточностью освоить трудовые процессы, так как педагог целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления. Существенное значение имеет единство методов и приемов работы всего коллектива нашего детского дома. Там, где все взрослые, воспитывающие детей, работают дружно, согласованно, там дети охотнее включаются в деятельность, овладевают необходимыми навыками. Мы направляем весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».- М.: «Просвещение», 2003.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – СПб: КАРО, 2009.

3. Сухомлинский В. А. «О воспитании». М., 1979.

4. Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения». В 3-х т., т. 2.

5. Выготский Л. С. «Проблемы дефектологии». Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; Авт. коммент. М. А. Степанова. - М.: «просвещение», 1995.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов».- М.: «ВЛАДОС», 1998.

7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно – отсталых дошкольников» Кн. для учителя. – М: «БУК – МАСТЕР», 1993г.

8. Мухина В. С. «Детская психология».- М.: «Просвещение», 1986.

9. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада».- 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», 1989.

10. Коноваленко С. В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет».- М.: «Гном и Д», 2001.

11. Гульянц Э. К., Базик И. Я., «Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада».- 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 1991.

12. Буре Р. С., Година Г. Н., «Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада». – М.: «Просвещение», 1983.

13. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы». – М.: «Просвещение», 1990

14. Крулехт М. «Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №12.- М.: «Просвещение», 1988.

15. Боева З. «Воспитание навыков самообслуживания у детей третьего года жизни». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» № 1.- М.: «Просвещение», 1986.

16. Фролова А. «Нравственно-эстетическое воспитание детей раннего возраста». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» № 2.- М.: «Просвещение», 1986.

17. Богданова Г. «Хозяйственно-бытовой труд детей на участке летом: Подготовительная к школе группа». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №7.- М.: «Просвещение», 1987.

18. Теплюк С. «Трудовые поручения на прогулке летом». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №8.- М.: «Просвещение», 1988.

19. Тимофеева И. «Организация коллективного труда». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №10.- М.: «Просвещение», 1991.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Работа с природным материаломРабота с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
Автор публикации:
Особенности организации трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 17:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...