МААМ-картинки

Особенности организации трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома

Ольга Вишнивецкая
Особенности организации трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома

Краткая аннотация к статье.

В данной статье представлена форма коррекционно-воспитательной работы воспитателя по формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья культурно-гигиенических, коммуникативных навыков и навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков и умений, по формированию способностей переносить социально-бытовые и трудовые компетенции в игровую деятельность, в процесс создания поделок, оказания посильной помощи взрослым в совместном труде.

Публикация «Особенности организации трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома» размещена в разделах

Ключевые слова: социально-бытовая ориентировка, социальное развитие, формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, целенаправленная деятельность, трудовая деятельность, трудовые задания, социально-бытовая компетентность.

Специальные исследования показали, что отсутствие квалифицированной коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью (под интеллектуальной недостаточностью мы понимаем легкую умственную отсталость и задержку психического развития) в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная. В ее основе лежит не один, а множество факторов. Эти факторы действуют на уровне психобиологических предпосылок и затрудняют социальную адаптацию индивида. (2, с. 9)

Нормальное развитие ребенка может происходить только при наличии нескольких условий. Первое из них связано с состоянием его здоровья (биологический фактор развития). Вторым условием является благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития, представляющая собой специально организованное предметно-игровое пространство, в котором происходит эмоциональное, познавательное и коммуникативное (то есть общение с взрослыми и сверстниками) развитие ребенка, а также развитие всех видов его деятельности. Важность социального фактора подчеркивал Л. С. Выготский, введя понятие «социальная ситуация развития». Третье условие,- активность (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная) самого ребенка. (2, с. 15)

Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживанию (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.). Таким детям очень важно раскрыть значение труда окружающих их взрослых. Они не всегда самостоятельно постигают смысл того, что для них делается. Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.

Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. Один из характерных недостатков трудовой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена неумением детей, приступать к работе без предварительного анализа задания, планировать ход его выполнения. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, нет переноса имеющихся знаний и навыков на аналогичные действия, в частности не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих занятиях по хозяйственно-бытовому труду. Не менее сложным для них оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение задания по плану, представленному в виде словесной инструкции.

Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формирующий у него уверенность в собственных силах, и дающий возможность интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников. В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать». (3, с. 125)

Направленное формирование трудового развития и социально-бытовой компетентности детей в условиях детского дома осуществляется в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях, на специальных занятиях по обучению детей хозяйственно-бытовому труду и в режимные моменты, в ходе ознакомления с окружающим миром.

Мы проводим обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по трудовому воспитанию по трем этапам. На первом этапе по трудовому воспитанию учим детей выполнять элементарные правила поведения среди взрослых и сверстников, формируем у них культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. На втором этапе трудового воспитания приобщаем дошкольников к более сложным видам трудовой деятельности (хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе, формируем у них потребность в самостоятельном создании различных поделок. Кроме того, формируем у детей отношение к сверстнику как к партнеру, способность учитывать «программу партнера», коммуникативные умения. На третьем этапе обучения развиваем собственно трудовые умения детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании самостоятельно создавать поделки (из бумаги, природных материалов, кожи и т. д.). Приобщаем детей к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение и т. п. воспитываем у детей стремление поддерживать порядок в помещениях дошкольного образовательного учреждения. Важная задача на данном этапе трудового воспитания детей с проблемами в развитии, состоит в том, чтобы научить старших дошкольников проявлять заботу о младших и всех тех, кто в ней нуждается. (2, с. 34-35)

С первых дней пребывания детей в специальном дошкольном учреждении начинается последовательная работа по их трудовому воспитанию. Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в ходе специальных занятий в игровой форме, закрепляется в повседневной практике детей. Воспитанники младшей группы, как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Уже на самом начальном этапе дети включаются в элементарные виды хозяйственно-бытового труда. Вместе с взрослыми убирают помещение групповой комнаты, участок для прогулок, помогают в уборке игрушек и пособий, дежурят по столовой. Старшие дошкольники охотно участвуют в общем труде на огороде, в цветнике, ухаживают за животными. При всей трудоемкости содержания в чистоте и порядке уголка природы это дело чрезвычайно нужное. В. А. Сухомлинский утверждал: «Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни». (4, с. 292-293)

Труд играет большую роль в судьбе дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества детей : целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т. п. Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что занятия по хозяйственно-бытовому труду позволяют детям с интеллектуальной недостаточностью освоить трудовые процессы, так как педагог целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления. Существенное значение имеет единство методов и приемов работы всего коллектива нашего детского дома. Там, где все взрослые, воспитывающие детей, работают дружно, согласованно, там дети охотнее включаются в деятельность, овладевают необходимыми навыками. Мы направляем весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».- М. : «Просвещение», 2003.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – СПб: КАРО, 2009.

3. Сухомлинский В. А. «О воспитании». М., 1979.

4. Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения». В 3-х т., т. 2.

5. Выготский Л. С. «Проблемы дефектологии». Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; Авт. коммент. М. А. Степанова. - М. : «просвещение», 1995.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов».- М. : «ВЛАДОС», 1998.

7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно – отсталых дошкольников» Кн. для учителя. – М: «БУК – МАСТЕР», 1993г.

8. Мухина В. С. «Детская психология».- М. : «Просвещение», 1986.

9. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду : Книга для воспитателя дет. сада».- 2-е изд., дораб. - М. : «Просвещение», 1989.

10. Коноваленко С. В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет».- М. : «Гном и Д», 2001.

11. Гульянц Э. К., Базик И. Я., «Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада».- 2-е изд., дораб. – М. : «Просвещение», 1991.

12. Буре Р. С., Година Г. Н., «Учите детей трудиться : Пособие для воспитателя дет. сада». – М. : «Просвещение», 1983.

13. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы». – М. : «Просвещение», 1990

14. Крулехт М. «Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №12.- М. : «Просвещение», 1988.

15. Боева З. «Воспитание навыков самообслуживания у детей третьего года жизни». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» № 1.- М. : «Просвещение», 1986.

16. Фролова А. «Нравственно-эстетическое воспитание детей раннего возраста». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» № 2.- М. : «Просвещение», 1986.

17. Богданова Г. «Хозяйственно-бытовой труд детей на участке летом : Подготовительная к школе группа». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №7.- М. : «Просвещение», 1987.

18. Теплюк С. «Трудовые поручения на прогулке летом». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №8.- М. : «Просвещение», 1988.

19. Тимофеева И. «Организация коллективного труда». Журнал МП РСФСР «Дошкольное воспитание» №10.- М. : «Просвещение», 1991.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Работа с природным материаломРабота с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 17:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД