МААМ-картинки

Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников

Галина Пидусова
Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.

Акт письма определяется учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т. Д

Публикация «Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников» размещена в разделах

Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.

Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон).

Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.

При выполнении графических упражнений также уместно использовать простой карандаш повышенной мягкости. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется

Формирование графических навыков может проходить на занятиях во время НОД, при самостоятельной работе с детьми в дошкольном учреждении и в условиях семьи. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Длительность занятий 10—20 минут. Занятия желательно объединять в блоки в соответствии со степенью сложности графических упражнений и уровнем точности их исполнения. Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому не стоит торопить детей.

Например, при выполнении графических упражнений первого блока дети закрепляют умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях (графическая игры «Дострой замок», «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик»).

В следующем блоке происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам («Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам»).

Последующий блок — дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

Усложнение претерпевает и характер графических упражнений : от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных цветов, веток, ягод. Выполнение графических упражнений этого блока требует от детей более высокой степени точности.

В процессе занятия необходимо обращать внимание на умение ребенка не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

Помочь подготовить руку к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка может декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и так далее) приводит у некоторых детей к тому, что требование письма «на себя» при наклонном положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех детей одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки. Больше всего необходимы упражнения в самом письме.

Большое значение имеет индивидуальный подход к решению проблем и трудностей. Индивидуальная работа с детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время.

Занятия по формированию графических навыков должны организовываться регулярно, с учетом принципа «от простого к сложному). Необходимо с каждым ребенком последовательно проходить все этапы обучения, учитывая индивидуальные особенности воспитанника. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; ФГОС ДО).

Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384, от 14. 11. 2013 г.,

2. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.

3. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму.

Методическое пособие. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.

4. Хархан Г. В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Логопед», 2004г. №5.

Г. В. Пидусова, воспитатель ВКК

МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего

вида №79» г. Воронеж.

Публикации по теме:

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста» Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека, но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства.

Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Для успешной организации дидактических игр существуют три основных этапа:.

Особенности развития мелкой моторики руки у дошкольников в процессе организации кружковых занятий по вышивке Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать.

Перспективный план проведения совместной образовательной деятельности по формированию графических навыков в старшей группе. Перспективный план проведения совместной образовательной деятельности по формированию графических навыков в старшей логопедической группы.

Проект «Развитие графических навыков письма у дошкольников» Вид проекта: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный. Поступление в школу – событие в жизни ребенка. Современная школа предъявляет.

Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Введение В настоящее время, когда даже дошкольники.

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2016 в 09:56
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД