Папки-передвижки

Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края

Елена Петрова
Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края

Воспитание патриотической личности на сегодняшний день в нашей стране является одной из приоритетных задач. Нравственно-патриотическое воспитание представлено в специальной программе «Патриотическое воспитание Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 г. понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Публикация «Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края» размещена в разделах

Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

В самые первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития ребенка есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Основой патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту, к Родине. В этот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения. Формированию патриотических ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский.

Ушинский К. Д. призывал всех знать и любить родину, народ, его живую душу. И в современной дидактике Ушинский продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Макаренко А. С. не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации. Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал : оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.

Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой патриотического воспитания дошкольников занимались : Р. С. Буре, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, К. Д. Ушинский, и др. Современные педагоги и психологи, осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам:

- формированию культуры поведения – С. В. Петерина;

- формированию гуманных отношений – Р. С. Буре, М. В. Воробьева, А. М. Виноградова и др. ;

- формированию любви к Родине – Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Э. К. Суслова;

- воспитанию волевых качеств – Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубова, А. Р. Суровцева.

- формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения – М. И. Богомолова, В. Д. Бондарь, Р. И. Жуковская, Е. И. Радина, Э. К. Суслова, А. П. Усова.

Можно отметить, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. В настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания у старших дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы с успехом применять в дошкольном образовательном учреждении.

Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Таким образом, быть патриотом сегодня – сохранять чистоту родного языка, верность национальным ценностям и традициям, благоустраивать свой город и двор, вести здоровый образ жизни, быть готовым к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 17:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД