МААМ-картинки

Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ на основе реализации требований ФГОС до

Елена Максимова
Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ на основе реализации требований ФГОС до

Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в свою очередь и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.

Психологическое состояние как отражение взаимодействия детей с жизненной средой.

Публикация «Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ на основе реализации требований ФГОС ДО» размещена в разделах

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Известно, что раннее повреждение центральной нервной системы, т. е. нарушение психического здоровья ребенка, является причиной отклонений в функционировании ряда систем организма, и, наоборот, соматические заболевания, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

Почему так происходит?

Свободное выражение желаний с самого раннего возраста подвергается различным ограничениям. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к запасу адаптационной энергии, Это дезорганизует психику и поведение.

В дальнейшем современная школа предъявила к организму детей очень высокие требования. В связи с этим, поступление в школу является для ребенка довольно сильным стрессом, требующим определенного напряжения всех функциональных систем. Такое напряжение организма в умеренной степени вызывает стимуляцию адаптационных возможностей, и организм приспосабливается к новым социальным условиям. Но стресс вызывает срыв адаптации, который сопровождается появлением различных отклонений в состоянии психического здоровья. Ребенок испытывает чувство страха, пропадает желание идти в школу, нарушается сон и аппетит, изменения в клетках крови, до сложных проявлений в деятельности головного мозга. От чрезмерного стресса ребенок «уходит в болезнь».

Мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если ты сам не хочешь бороться?

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть результатов. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, А это, в свою очередь, приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. Проявляются проблемы в концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, боязнь ответа у доски, закрытость.

Неуспешность вызывает у ребенка негативное отношение к себе, создает трудности в общении со сверстниками, с более успевающими детьми, с учителями. В это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.

Серьезное психологическое воздействие на детей оказывают родители. Взаимодействие с родителями порой носит травмирующий характер, Возникнув в детстве, они определяют всю гамму отношений человека к другим людям, в том числе и к своим детям. Например, живущий под гнетом родителей-тиранов ребенок старается защитить себя беспрекословным повиновением, что становится источником уничтожения личности. Или находить удовлетворение в нанесение ущерба, разрушении.

Основные характеристики стрессового состояния детей.

Понятие «Стресс» - как механизм регуляции отношений организма со средой. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на защиту, на приспособление к новой жизненной ситуации, на адаптацию к ней.

Небольшой по длительности и характеру воздействия стресс не оказывает разрушительного воздействия на здоровье ребенка, а чаще мобилизует его

резервные и творческие возможности. Но в ситуации длительного нервного напряжения, наблюдаются явления сердечной недостаточности и заболевания связанные со сбоями иммунной системы ребенка. Поэтому важно правильно оценить наличие, признаки и степень угрозы благополучию и здоровью ребенка, а так же возможности противостоять.

Мы должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия.

Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социальной среде, его позитивном психическом состоянии.

Ряд признаков стрессового состояния детей с ОВЗ

1. Подавленное настроение или частая смена.

2. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

3. Усталость ребенка после нагрузки, которая недавно давалась очень легко.

4. Малыш становиться беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу, напуган или слишком агрессивен.

5. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

6. Стремление к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх детей, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

7. Ребенок постоянно жует или сосет что-либо, или наблюдается стойкая потеря аппетита.

8. Находясь в состоянии длительного стресса дети начинают терять вес, выглядят истощенными,

9. Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, ночное и даже дневное недержание мочи.

Мы видим, что при помощи физических действий ребенок пытается выйти из стресса

Исходя из этого, психологическая служба должна обеспечит оптимальное развитие ребенка с ОВЗ, раскрытие его личностного потенциала, проводить профилактику дезадаптации.

Психологическая служба действует в целях организации психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса и создании условий для развития, обеспечения психического здоровья воспитанников их эмоционального благополучия, и взаимодействия всех субъектов педагогического процесса-дети, родители, педагоги, сотрудники.

Призвана :

- Изучать проблемы психического развития дошкольников

- Оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в процессе формирования и воспитания личности

- Проводить разноуровневую дифференциацию;

- Выявлять задатки и способности на ранней стадии;

- Осуществлять контроль психического здоровья;

- Оказывать помощь педагогам и родителям.

Основные направления работы :

Психопрофилактика

Психодиагностика

Психологическая коррекция

Психологическое просвещение

Консультирование

Основной формой работы педагога-психолога является

психопрофилактическая и психокоррекционная работа с детьми по индивидуальному маршруту развития.

Основная задача – использовать не только доступный, понятный, но и убедительный, внушающий, воздействующий, вызывающий эмоции отклик. Поэтому все ситуации должны быть эмоционально значимыми. Ярко эмоционально окрашенные переживания создают возможность нового видения старых проблем. Это означает, что в каждом психокоррекционном процессе есть свои взлеты и падения ускорения движения и замедления. Но в целом должна осуществляться с учетом индивидуально-личностных особенностей ребенка, на основе совместной деятельности всех специалистов по следующим направлениям:

Психопрофилактика :

-Обеспечение психологического комфорта в дошкольном учреждении, преобладания положительных эмоций каждого воспитанника.

- Предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей, по средствам психолого-педагогических воздействий.

- Разработка конкретных рекомендаций воспитателям, родителям, педагогам, воспитанникам по оказанию помощи в вопросах адаптации, обучения, развития.

Психодиагностика :

Изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания, в целях определения уровня формирования и развития:

- эмоционально- личностной, волевой, мотивационной коммуникативной сфер развития;

- Выявление факторов риска, способствующих возникновению развитию стрессовых, невротических состояний у детей.

-Диагностика и изучение общей семейной ситуации;

-Изучение уровня готовности к обучению.

Психологическая коррекция :

-Выравнивание в формировании эмоционально-личностной и волевой сфер развития.

-Коррекция личностных нарушений: неадекватной самооценки, повышение уровней тревожности, гиперактивности, агрессивности.

-Коррекция межличностных отношений. Проблемы взаимоотношений в детском коллективе, детско-родительских отношениях, отношениях педагог-ребенок.

Психологическое просвещение :

Формирование у педагогического коллектива и родителей потребности в психологических знаниях с ориентировкой на ребенка.

-Формирование психологической культуры.

-Повышение уровня педагогической компетентности родителей и гармонизации внутрисемейных отношений.

Основными формами работы являются

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения детей

Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску.

Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала Н. П. Бехтерева. Известный физиолог И. П. Павлов говорил, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Основными формы и средства профилактики эмоционального напряжения у детей с ОВЗ является:

А. Игровая коррекция поведения

Б. Игротерапия

В. Арттерапия

Мы используем детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях, используя при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушении общения у детей.

Проходит несколько этапов

1. Этап. Детям предоставляется возможность спонтанной игры

Здесь решаются задачи:

Диагностические – выявляются особенности эмоционально-поведенческой сферы.

Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, облегчающие вступление в контакт.

Используются - Ритмопластика и релаксации (звуковые ритмы воздействуют на ребенка еще в утробе матери, дыхание становиться глубоким, а гармоничное созвучие замедляет пульсацию крови. Не случайно после колыбельной ребенок успокаивается и засыпает).

2. Этап. Задачей является - продемонстрировать ребенку неадекватность и нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать потребность в изменении своего поведения. Здесь используется переживание различных неприятных ситуаций, рассматривание различных проблемных ситуаций.

Используются - Мимические и пантомимические этюды. Модели выражения основных эмоций (радости, удивления и т. д.)

Широко используются игротерапия и арттерапия (маски, куклы, смайлы, терапевтическая игра «Дилли-Дейл»)

3. Этап. Закрепление всего позитивного, что возникло в личном мире ребенка. Добиваясь того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Используется сказкотерапия и рисование, а так же:

Музыкальная ритмопластика

Её основное назначение – восприятие мира через движения, мимику, жесты, позы, пластику, показывающие ощущения и чувства к передаваемому образу.

Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находиться еще в утробе матери, Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди, покачивая его, он быстро засыпает – он успокаивается. Музыка снижает усталость. Мажорная музыка увеличивает работоспособность, увеличивает сердцебиение и ритм дыхания. При спокойной музыке Дыхание становиться глубоким, а гармоничное созвучие замедляет пульсацию крови.

Дыхательные упражнения и гимнастика, через напряжение и расслабление различных групп мышц.

Они прекрасно снимают усталость и её можно использовать как физкульт. минутку, но и тогда, когда по разным причинам движения на длительное время ограничены. Этот вид гимнастики имеет значение для развития у детей навыков саморегуляции.

Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения придается обучению детей психосаморегуляции состояния, т. к. у детей живое воображение, которое помогает им быстро войти в нужный образ

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М. : Просвещение, 1967.

2. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. С. П. Носковой - М. : Педагогика, 1989.

3. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. - М. : Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.

4. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной

Школе. /Под. ред. Ж. И. Шиф – М. : Педагогика 1972.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника – М. : Просвещение, 1979.

6. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М. : Гуманитарный издательский центр Владос,1999.

7. Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением ин-

телекта. / Дефектология. - 1999 -№6-с. 25-29

8. Маллер А. Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. / Дефектология. - 1994 –

№3 – с. 28-33.

9. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. / Дефектология. – 2000.-01 – с. 66-75.

10. Дети с ограниченными возможностями : проблемы и инновационные

В обучении и воспитании. Хрестоматия. – М. : ООО Аспект 2005.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр на занятиях как одно из условий реализации требований ФГОС Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Игру можно назвать восьмым.

Основные подходы к квест-играм и опыт их применения в образовательном процессе ДОО при реализации требований ФГОС до Добрый день, уважаемые коллеги. Я, инструктор по физической культуре МАДОУ «Солнышко» хочу поделится с Вами опытом работы по теме «Основные.

Особенности психолого-педагогической диагностики РАС в дошкольном возрасте Критерии ранней диагностики Результаты исследований (К. С. Лебединской, О. С. Никольской, 1991 выявили как особенности клинико-психологической.

Использование результатов психолого-педагогической диагностики при планировании и реализации ВОП Использую результаты психолого – педагогической диагностики при планировании и реализации ВОП, чтобы дифференцировать материал в соответствии.

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской.

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.

Профессиональная компетентность учителя, как условие реализации требований ФГОС Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ на основе реализации требований ФГОС до
Опубликовано: 25 марта 2018 в 12:13
+93Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД