МААМ-картинки

Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов

Васильева Мария
Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов

Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного искусства северных народов.

Корни декоративно-прикладного искусства уходят глубоко в историю. Из поколения в поколение передается это искусство и занимает значительное место в жизни якутского народа. Об этом свидетельствуют устные легенды, «олонхо», древние сказания.

Публикация «Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов» размещена в разделах

Собранные археологические и этнографические материалы 13-18 веков, указывают на связь якутов как с народами Крайнего Севера, так и с тюркоязычными племенами Южной Сибири и Средней Азии, которые тоже вели кочевой и полукочевой образ жизни. Вопрос о связи якутской культуры с культурами малочисленных сибирских народностей до сих пор недостаточно изучен; все еще не опубликованы серьезные исследования о самом раннем периоде истории якутского прикладного искусства. Тем не менее имеющиеся исторические и этнографические данные позволяют присоединиться к мнению академика С. В. Бахрушева о том, что «среди прочих туземцем (имеются в виду тунгусы, коряки, чукчи, юкагиры, чувенцы и т. д.) якуты в 17-18 веках довольно резко выделялись своей сравнительно высокой культурой. Культура эта проявлялась во всем их материальном быте, в жилище, в одежде». Якутские мастера отличались высокопрофессиональным освоением природных материалов, как дерево, кость, металл.

Народное искусство якутов отображает самобытность, художественный вкус народа – его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов, свежесть чувств, воспевает лучшее в народном характере.

Приобщение детей дошкольного возраста к самобытной материальной и духовной культуре народа саха на основе декоративно-прикладного искусства предполагает актуализацию проблемы бережного отношения к традициям своего народа.

В детском саду занятия по знакомству декоративно-прикладному искусству включаются в основном как кружковая работа. Основной целью нашей работы стало использование (нетрадиционных) природных материалов в художественно-конструкторской деятельности, это присущие жителям Севера материалы : косточки рыб, животных и т. д.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

В изостудии «Сир бэлэ5э», осуществляется начальное введение в художественно-конструкторскую деятельность. При ознакомлении с нетрадиционной техникой художественно-конструкторской деятельности ребенок самостоятельно выбирает природный материал, который хочет использовать для создания своей поделки. Работа изостудии основана на следующем :

Ручной труд и изодеятельность позволяют удовлетворить одну из основных потребностей ребенка – чувствовать себя способным сделать такое, что можно использовать, и что можно способно вызвать одобрение окружающих;

Возможность запечатлевать образы познаваемого мира природы и культуры в материальных формах;

Обогащается кругозор ребенка яркими образами окружающего мира;

Ребенок сам учится создавать художественные образы;

Развивается воображение, художественно-образное мышление;

Сама работа с разнообразием материала тоже способствует познавательной активности.

Задача кружковой работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством – формирование у них эстетического вкуса, творческого отношения к труду и умения создавать вещи по законам красоты.

На занятиях изостудии используются такие методы работы, как чтение, рассказ с показом иллюстраций и просмотров DVD-дисков, беседа с рассматриванием рисунков, игрушек, поделок, работ народных мастеров. Для проведения занятий изостудии очень важна подготовительная работа по наблюдению за природными объектами и явлениями, сбору, хранению и подготовке природного материала (гербарий, шишки, семена, коренья, кости животных, рыб, перья птиц, восприятию художественных образов, рассматриванию работ, выполненных в нетрадиционной технике, демонстрации воспитателем приемов работы с природным материалом.

Творческие работы детей выставляются на выставочной галерее «Дьааным сирэ», чтобы их могли увидеть и оценить родители.

Тематику работ выбираем разнообразную:

Настенные панно «Дьукээбил суhумун анныгар», «Кубалар» отражающие разные явления в мире северной природы (из костей крупных рыб);

Картины «Тиэргэним кыыллара», «Алааhым кэрэ костуулэрэ» (из ребер и зубов зайца);

Украшения для девочек: колье, сережки, брошь и т. д. (из костей крупных рыб);

Настольная игра шахматы «Битва богатырей Верхнего и нижнего мира» (из суставных костей (толунньан) домашних животных);

Герои якутских сказок «Таал-таал эмээхсин», «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» для настольного театра (из суставных костей (толунньан) домашних животных);

Герои «олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» для настольного театра (из суставных костей (толунньан) домашних животных);

Якутские музыкальные (шумовые) «Дьа5а», «Иирэр дьа5а», «Хобо» (из суставных костей (толунньан) домашних животных);

Лучшие детские работы участвуют на районных выставках, конференциях и конкурсах поделок дошкольного возраста.

Главный критерий эффективного движения ребенка в пространстве культуры – это создание им культурно значимых авторских продуктов –исследователшогьских, художественно-творческих, конструкторских и т. д., а так же его психологическое личностное развитие – рост креативности, мыслительной гибкости, развитость творческого потенциала.

Нагрудное украшение и серьги в якутском национальном стиле, выполнено воспитаннице Ивановой Аленой, 6 лет. Материал: полимерная глина, фетр, бисер.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Формирование представлений детей 6–7 лет о культуре народов севера средствами народного творчества.Формирование представлений детей 6–7 лет о культуре народов севера средствами народного творчества. Саморазвитие "Формирование представлений детей 6-7 лет о культуре народов севера средствами народного творчества" Отсутствие или нехватка.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное деревоКонкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное дерево Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Мастер-класс «Образцы декоративно-прикладного искусства своими руками»Мастер-класс «Образцы декоративно-прикладного искусства своими руками» Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей.

Отчет по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по средствам.

Педагогический проект «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства Кавказа. Без знания детьми народной.

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педа-гогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных.

Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства Воронежского края. Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве.

Теоретическое осмысление народного декоративно-прикладного искусства Теоретическое осмысление народного декоративно-прикладного искусстваСтратегия Критерии Жизненная В наши дни вязание крючком стало очень.

Выставка декоративно-прикладного искусства «Дары природы»Выставка декоративно-прикладного искусства «Дары природы» Наступила золотая осень - чудная пора, богатая своими яркими красками и плодами. Все собирают урожай, и некоторые даже не подозревают какие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов
Опубликовано: 2 июня 2017 в 00:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД