Папки-передвижки

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Ирина Чернышова
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена на помощь таким детям.

Я хочу рассказать об особенностях работы с заикающимися детьми. Дам краткую характеристику данной категории детей. Дети с заиканием плаксивы и обидчивы, подвержены истерикам. Для них характерны неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль, что отражается на их общей организованности. И действительно мои наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают определенные трудности при организации собственной деятельности. У некоторых детей отмечается трудность "вхождения" в работу. Такие дети производят много лишних, ненужных манипуляций, которые отодвигают начало деятельности. При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения заикающиеся дети "пасуют" перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления, многие стараются перейти с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее.

Публикация «Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах

Изменение привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Это наблюдается иногда даже у детей, хорошо усваивающих программу.

Психологическое состояние детей с заиканием очень неустойчиво, любые отрицательные или сильные положительные эмоции оказывают на него неблагоприятное воздействие, поэтому при работе с такими детьми недопустимы подвижные и дидактические игры соревновательного характера.

Двигательная активность для детей очень важна, но для заикающихся она частично снижена. Вместо 3 физкультурных занятий предлагается 2 : одно в зале, другое на свежем воздухе. Уменьшено число подвижных игр, проводимых в течение дня. Отдается предпочтение играм малой подвижности, хороводным играм, играм с пропеванием слов. Например : игра "Найди и промолчи", "Теремок" и т. д.

Все усилия воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей направлены на восстановление правильного дыхания и темпа речи. В самом начале работы с заикающимся ребенком, когда группа детей только сформирована, соблюдается режим молчания, ответы детей односложны. Это делается для того, чтобы избежать спонтанной речи, в которой проявляется заикание. Воспитанники должны слышать правильную речь без заикания. Через некоторое время при ответах детей допускается фразовая речь и работа по развитию речи проводится, усложняясь на каждом последующем этапе.

Для коррекции заикания очень полезными являются упражнения с пропеванием слов, упражнения на координацию речи с движением (логоритмика) и декламирование стихов под мяч. Эти упражнения помогают на протяжении определенного отрезка времени сохранять правильный темп речи и правильное дыхание.

На восстановление правильного темпа речи и устранение заикания направлена и дыхательная гимнастика, которая выполняется каждое утро. Дыхательная гимнастика носит также оздоравливающий эффект, она стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы. Существует большое количество дыхательных упражнений, они подобраны в соответствии с изучаемым материалом. Если мы говорим об осени, то берется дыхательное упражнение "Лети листок", "Вей ветерок" и т. д. Если изучаем зиму, то листок заменяет снежинка, ветер меняется на вьюгу. Можно использовать упражнение "Задуй свечу", "Закати шарик в ворота" и многие другие.

Очень важным для детей с заикание является их эмоциональное состояние. Поэтому для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий я широко использую метод арт-терапии. Арт-терапия снимает у детей с заиканием самые разные проявления нестабильности настроения и тревоги. Лечебный эффект оказывает любая творческая деятельность, особенно собственное творчество, поэтому устранение заикания осуществляется в том числе посредством искусства: рисование, лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство. Эту деятельность с детьми организует как учитель-логопед, так и воспитатель. Использование музыки также положительно влияет на коррекцию заикания и оздоровление детей. Использую в своей работе разные музыкальные направления, но чаще всего классическую музыку, ведь общеизвестным фактом является лечебное воздействие классической музыки на человеческий организм. В ходе музыкального воздействия (музыкотерапии) ребенок успокаивается, создается благоприятный эмоциональный фон. Релаксирующие упражнения, выполненные под музыку снимают нервное и мышечное напряжение.

Моя работа, как воспитателя, направлена не только на устранение дефекта речи ребенка, но и носит обучающий характер. Очень важно подготовить ребенка к обучению в школе, чтобы он чувствовал себя успешным, был раскрепощен, эмоционально отзывчив, коммуникабелен, имел знания об окружающем мире. Весь материал, который мы изучаем, разделен нами на лексические темы. Каждая лексическая тема изучается в течение недели. С переходом на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, мы перешли к проектной деятельности. Изучение каждой лексической темы ни что иное, как реализация краткосрочного проекта, участниками которого являются дети, педагогические работники (учителя-логопеды, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре) и родители. Эта форма работы оправдывает себя, так как обучение и воспитание носит неформальный характер. Учебная деятельность очень разнообразна и позволяет максимально вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс. На ряду с краткосрочными проектами я реализую долгосрочный проект, который выбирается мною на учебный год. В прошлом учебном году это был проект "Театрализованная деятельность". Реализовывался проект на протяжении всего учебного года, плавно переходя из одной лексической темы в другую и постепенно усложняя решение речевых задач, которые ставились перед детьми. В ходе реализации проекта были использованы и пальчиковый театр, и театр теней, и кукольные спектакли, и спектакли с привлечением родителей. Менялась и аудитория зрителей. От детей своей группы, родителей, до зрителей из других групп. Это способствовало развитию речи детей, формированию коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с заиканием.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми, имеющими нарушения ОДА Консультация для родителейТема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

«Песочная страна». Занятие по экспериментированию с детьми 4–5 лет, имеющими нарушения зрения Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. 2. Упражнять в его обследовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 20:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД