Получи документы

Особенности системы социальных отношений у подростков с нарушением интеллекта

Динара Денисова
Особенности системы социальных отношений у подростков с нарушением интеллекта

Механизмы социализации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют свои особенности и определяются спецификой развития личности посредством и в ходе интеракции со средой, что конструирование норм и стандартов поведения - результат процессов интеракции и в то же время оно приводит к постоянным изменениям как в чертах индивида, так и в свойствах среды.

Публикация «Особенности системы социальных отношений у подростков с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, отношениях со взрослыми отражаются в возрастающей потребности оценивания себя в системе «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность для общества». Подростковый возраст, который наиболее сензитивен к усвоению социально значимых ценностей, выступает как особое состояние социальной зрелости, в котором реализуются результаты накопления, роста рефлексии, самооценки, самоконтроля, развития самосознания, проявляющиеся в определенной форме движения Я в сфере общества, что обеспечивает трансформацию самоопределения в понимании того «что есть я?» в самоопределение в осознании себя в обществе, социально ориентированных ценностях и просоциальных мотивах.

Проведенное исследование ценностных ориентации подростков с интеллектуальным недоразвитием позволило выявить качественные особенности направленности личности изучаемой категории детей, которые заключаются в деформации ценностного компонента личности, незрелости социальных отношений и ориентации подростков, что проявляется в реформированной ориентации на деятельностно опосредованные социальные отношения, на профессиональное, деловое общение.

Выявленные особенности динамики развития ценностных ори-ентации у подростков с интеллектуальной недостаточностью свиде-тельствуют о необходимости организации специального направления воспитательной работы, обеспечивающей все необходимые для этой группы детей условия их личностного развития.

Основными задачами коррекционной работы с подростками с целью их социальной адаптации можно считать:

1) Предоставление возможности осознать значимость приобретения подростком социально-психологических навыков;

2) Расширение ролевого репертуара в социальном взаимодействии;

3) Актуализация процесса социального самоопределения.

Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность, индивидуально-консультативная работа с подростками, родителями, педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, учения и профориентации.

На наш взгляд, представленные результаты по изучению системы социальных отношений подростков с нарушением интеллекта в аспекте формирования системы ценностных ориентаций и установок имеют как теоретически обоснованное значение (постановка проблемы социального развития подростков с нарушением интеллекта и его влияние на формирование их личности, обоснование необходимости комплексного изучения системы социальных отношений данной категории детей, так и практическую направленность - предлагаемые рекомендации и направления воспитательной работы по формированию навыков социального взаимодействия, а также система методов коррекции социальных отношений подростков с недоразвитием интеллекта.

Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки с нарушением интеллекта.

Таким образом, в современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта (соответственно, с особыми образовательными потребностями, в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства приобретают особую актуальность. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Автореферат «Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы исследования. В современном мире жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Мир социальных отношений» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних. «Мир социальных отношений» Составитель :.

Конспект итогового занятия для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта Конспект итогового занятия для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта. «Путешествие на цветочную поляну». Цель: Развитие интегративных качеств.

Консультация на тему: «Дошкольник в мире социальных отношений» КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Дошкольник в мире социальных отношений» Мир состоит из разных людей, разных по национальности, уму, характеру.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта  Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного.

Проектная деятельность как технология вхождения ребенка в мир социальных отношений в ходе внедрения ФГОС до в ДОУ. 2 слайд) Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать.

Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта Обобщая результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отметить следующие особенности.

Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности. Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности. «В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер.

Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности. «В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности системы социальных отношений у подростков с нарушением интеллекта
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 13:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД