Лучший педагог года

Особенности восприятия поэзии детей 3–4 лет

Александра Болатаева
Особенности восприятия поэзии детей 3–4 лет

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой психическую деятель-ность, своеобразно сочетавшую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» – писал А. В. Запорожец.

Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый ду-ховный опыт человека.

Публикация «Особенности восприятия поэзии детей 3–4 лет» размещена в разделах

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия худо-жественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятия художественной литературы рас-сматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в резуль-тате чего возникает эффект личного присутствия, личного уча-стия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художе-ственного произведения три стадии:

- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - главное место занимает работа вообра-жения и эмоций);

- понимание идейного содержания произведения (в основе – мышление, осознанное переживание);

- влияние художественной литературы на личность читателя (через единство чувства и сознания);

Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия : дети не любят плохого конца, герой дол-жен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мы-шонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка, на протяжение до-школьного возраста развивается и совершенствуется.

Л. М. Гурович, на основе обобщения научных данных и соб-ственного исследования, рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения. Она выделила два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и ис-кусство слова, становятся для ребенка самоценным.

Для детей младшего дошкольного возраста характерно:

- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;

- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;

- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;

- эмоциональные отношения к героям ярко окрашено;

- наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи;

Основные закономерности в восприятии стихов детьми до-школьного возраста вскрыл К. И. Чуковский. В книге «от 2 до 5» он выделил три этапа детского стихотворчества, которое совпа-дает с тремя качественно различными этапами восприятия стихо-творений детьми дошкольного возраста. Эти этапы показывают, что является наиболее значимым, интересным в поэтических произведениях для дошкольников различных возрастных групп.

1 этап

Это упражнения речевого аппарата, период младенческого лепета (от 7 месяцев до 2-х лет) В это время ребенок повторяет отдельные звуки, слоги, слова, по симметричному расположе-нию гласных звуков они являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо-бо и другие.

Сама структура младенческого лепета «принуждает» ре-бенка к стихотворству. Рифма преддошкольника есть «побоч-ный» продукт неутомимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом. Младенец биологически предрасположен к ритмиче-ской речи, к рифме.

2 этап

Этап рифмотворства, неизбежный этап языкового развития (от 2-х до 5-ти лет). В этом возрасте все дети в той или иной сте-пени испытывают влечение к рифмованным звукам и предаются играм в созвучия.

К. И. Чуковский отметил следующие особенности стихов детей от двух до пяти лет :

- стихотворения детей от 2 до 5 всегда возникают во время прыжков и подскакиваний (он назвал эти стихи «экстатиче-скими»);

- это экспромты, порожденные радостью;

- стихи выкрикивают множество раз;

- они короткие, не длиннее двустишия;

- они освобождаются детьми от лишнего груза, т. е. от за-труднительных звуков;

- дети упиваются стихами, даже не вникая в их смысл, т. е. они часто бессмысленны;

- в стихах используются «деформированные» слова, чтобы не нарушить ритм;

Особенности стихотворства детей в виде экспромта, игры, пляски соответствуют и особенностям восприятия детьми поэти-ческих произведений.

Детское стихотворство – признак избытка играющих сил. Оно – явление того же порядка, что и кувыркание или махание рука-ми.

Печальный, хилый или сонный ребенок в возрасте от 2 до 5 лет не создаст ни одного стиха.

В глазах детей стихи неотделимы от потребности в движении, от танца. Дети склонны измерять «плясовостью» даже волшеб-ные сказки.

Характерной особенностью младшего дошкольника, как от-мечают исследователи детства, является необычайная тяга к рит-мически организованному складу речи, звучным ритмам и риф-мам, выразительной интонации.

Влечение к рифмам присуще всем детям от 2 до 5 лет. Они предпочитают стихи прозе.

3 этап

По мере того, как дети становятся старше, «экикики» умирают в их поэзии, и дети постепенно усваивают форму стиха. На 6-7 году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкри-ков к чисто литературным стихам.

В начале создается переходная форма, где господствует хорей и рифмованные строки расположенные рядом, но эти строки вы-ходят за пределы двустиший, а их тема становится гораздо сложнее. Через определенное время стихи становятся нестройны и бесформенны, ритмы начинают заметно хромать, потому что к этому времени ребенок утрачивает моторные ощущения стиха, это чаще всего рассуждение, раздумье.

В этом отношении новый период детского стихотворства представляет собой высшую стадию по сравнению с предыду-щим периодом, именно потому, что оторваны от жеста и пения. Оттого-то в эту пору – от пяти до десяти лет – дети так часто слагают белые, «свободные» стихи – без всякого ритма.

До 4-х летнего возраста ребенок был и поэт, и певец, и плясун одновременно, а теперь стихотворство впервые становится для него самостоятельной деятельностью, отделенной от всякого другого искусства.

Кончился период слияния поэзии с криком и топотом ног, началось эпоха дифференциации искусств, теперь стих – это са-мостоятельное целое.

III этап периода детского стихотворства, представляет собой высшую стадию по сравнению с предыдущим периодом.

Многие исследователи выявили в особенностях восприятия поэзии младшими дошкольниками общие черты:

1. Тесная зависимость понимания от непосредственного лич-ного опыта ребенка.

Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту не совпадающие с ним часто осознаются неверно.

2. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом, и последующее логиче-ски вытекает из предыдущего.

3. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересуют его внешность, действия, поступки. Ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мо-тивов поведения.

В дошкольном возрасте, который можно назвать, апогеем дет-ского поэтического восприятия, нужно дать детям поэтические произведения высокого класса, чтобы заложить прочный и устойчивый интерес к поэзии, который будет развит в школьные годы.

Поэтому к стихам, которые предлагаются детям надо отне-стись с высокими требованиями с точки зрения художественно-сти, содержательности, с тем, чтобы интерес к стихотворным произведениям был постоянным.

Таким образом, главная задача педагога, работающего с ма-лышами, умело поддерживать естественную возрастную тягу к стихам, добиваться более полного, активного отношения к поэ-тическим произведениям.

Публикации по теме:

Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств.

Доклад на тему «Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками» Доклад на тему «Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками» Воспитатель: Бобрыш О. А. В художественной литературе.

Конспект открытого занятия по теме сенсорного восприятия: «Развитие сенсорного восприятия»Конспект открытого занятия по теме сенсорного восприятия: «Развитие сенсорного восприятия» i]ГКУЗ МО “ Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики”[/i].

Консультация для родителей «Особенности восприятия «легкой» и «серьезной» музыки детьми дошкольного возраста». В обиходе мы часто используем понятия «легкая» и «серьезная» музыка. Но если мы попробуем ответить на вопрос что это такое и чем «легкая».

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Практикум для родителей «Формирование.

Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков По мнению зарубежных исследователей М. Купер и А. Мэтьюз, цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали.

Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии Целью воспитательно – образовательной программы является всестороннее развитие личности ребенка. Важное значение для воспитания и развития.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия» Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников.

Вечер поэзии А. С. Пушкина для детей подготовительной группы Ведущий: Здравствуйте всем гостям. Ребята поздоровайтесь. Ребята, а вы любите сказки? А стихотворения? Я ребята, тоже люблю, и сказки, и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности восприятия поэзии детей 3–4 лет
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 16:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД