Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Краснова Екатерина
Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы можно вы-делить три группы детей, которые значительно отличаются по степени и характеру нарушений зрения:

1. Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения.

2. Группа слабовидящих детей.

3. Дети с функциональными расстройствами зрения.

В группу слабовидящих входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0, 05 до 0, 4 (в условиях оптической коррекции).

С учетом международной классификации на основе интегральной оценки функцио-нального состояния органа зрения выделяют по тяжести три степени слабовидения: малую, среднюю, высокую. При малой степени слабовидения острота зрения не меньше 0, 3, поле зрения без отклонений или концентрически сужено до 40; при средней степени слабовиде-ния острота зрения находится в пределах 0, 3 до 0, 1, поле зрения меньше 40, но больше 20 при отсутствии скотом в центральной зоне; при высокой степени слабовидения острота зрения 0, 009 – 0, 05, поле зрения меньше 20, но больше 10 или имеются множественные, иногда сливающиеся скотомы. Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.

На фоне первичной зрительной патологии у многих слабовидящих детей проявляют-ся различные осложнения, которые можно разделить на две группы: осложнения в виде вторичных изменений в сенсорном и моторном аппаратах зрительной системы; отягощение патологического процесса в виде органических изменений структур глаза или в виде обострения заболевания.

Рассмотрим основные и наиболее частые проявления первой группы осложнений:

1. Амблиопия - «ленивый глаз», буквальном переводе с греческого амблиопия озна-чает «плохое зрение». Это стойкое снижение центрального зрения и снижение остроты зрения. На первый взгляд, кажется абсурдным, что глаз «не задействуется». Ведь если он открыт, он должен видеть. И он действительно видит, но при этом у него наблюдается недостаточная разрешающая способность центрального зрения, поэтому поступающий в зрительный центр сигнал от этого глаза попросту игнорируется. Такая модель зрения может стать привычной настолько, что нормальное бинокулярное зрение так и не сможет сформироваться или, если оно уже было сформировано, может оказаться подавленным. Причём, даже после устранения причины амблиопии, мозг не в состоянии самостоятельно восстановить бинокулярность зрения, т. к. клетки мозга, отвечающие за стереоскопичность зрения, оказываются физически деградированными. Наблюдается так же снижение пространственной контрастной чувствительности, то есть воспринимается как «туман» той или иной интенсивности. Амблиопия может возникать на фоне косоглазия, при аномалиях рефракции, при катаракте. Рефракционная амблиопия является частым осложнением дальнозоркости и дальнозорного астигматизма. Обструктивная амблиопия может развиваться на фоне катаракты.

2. Косоглазие - характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глаз отклоняется кнутри, к носу) и расходящимся (глаз отклоняется кнаружи, к виску, односторонним (отклоняется только один глаз, альтернирующим или перемежающимся (косит то один, то другой глаз). В результате действия указанных факторов поражаются различные отделы и сенсорно-двигательные связи зрительного анализатора, от которых зависит бинокулярное зрение, что приводит к его расстройству или препятствует его формированию. Ребенок не способен видеть объект двумя глазами одновременно, поэтому наблюдается нарушение целостности восприятия. Воспринимаемый предмета занимает в обеих сетчатках совершенно разное положение, поэтому отмечается смещение плана в сторону косящего глаза. Двоения, как правило, не бывает. В поле зрения косящего глаза возникает функциональная скотомадефект поля зрения, имеющий вид островков разной величины и формы. При этом информация от косящего глаза не воспринимается мозгом, и зрение становится монокулярным – объект воспринимается одним глазом.

Сужение границ поля зрения происходит по монокулярному принципу:

• - сужена часть нижнего поля зрения, ощущение пелены снизу;

• - сужена часть верхнего поля зрения с ощущением нависающей пелены, усиливающимися при физической активности;

• - постоянное выпадение верхней половины поля зрения легче переносится, чем выпадение нижней половины (при старых отслойках сетчатки).

Часто встречается амблиопия косящего глаза. Косоглазие является осложнением миопии, катаракты [24, 9].

3. Нистагм - представляет собой непроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). Наличие нистагма существенно осложняет осуществление процессов аккомодации и конвергенции глаза, то есть теряется способность ясного видения предметов на различных расстояниях и фокусировки зрительных осей в одной точки. Нарушается моторный механизм бинокулярного зрения. Нистагм может возникнуть в связи с низким зрением обоих глаз из-за помутнений и аномалий оптической сред или изменений со-судистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва [19, 7].

К патологии оптической системы глаза относятся:

1. Дальнозоркость (гиперметропия) - один из видов аномалий рефракции, характеризующийся тем, что лучи света от любого близко расположенного объекта фокусируются за сетчаткой, вследствие чего изображение на сетчатке предстаёт расплывчатым. При дальнозоркости наблюдается снижение остроты центрального зрения только вблизи, в результате чего теряется резкость изображения. При дальнозоркости изображение теряет четкое очертание, что приводит к нарушению целостности восприятия[26, 32].

2. Близорукость - аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится между сетчаткой и хрусталиком. Для близоруких характерно приближение книги к глазам при рассматривании, сильное склонение головы во время письма или рисования, прищуривание при рассмотрении предметов вдаль. Весьма частым симптомом при близорукости являются так называемые «летающие мушки», видимые пациентом в виде мелких сероватых помутнений, перемещающихся при движении глазного яблока. Отмечается нарушение бинокулярного зрения, то есть способность видеть двумя глазами. Нарушается процесс аккомодации – приспособление глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях. Так же отмечается нарушение периферического зрения, что при-водит к затруднению различения положения, формы предметов, обозрения и прослеживание движущихся объектов это в свою очередь осложняет ориентировку в пространстве. Для близорукости так же характерно снижение центрального зрения только вдаль[1, 50, 61].

3. Астигматизм - характеризуется сочетанием в одном глазу разных видов рефрак-ции или разных степеней рефракции одного вида, в силу неравномерной кривизны роговой оболочки, а в некоторых случаях – неправильной формы хрусталика. Страдающий астигматизмом человек видит нечетко как вблизи, так и вдаль. Он не может четко различить границы между горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями. Астигматизм может сопровождаться и другими нарушениями зрения, такими, как близорукость, дальнозор-кость или возрастная дальнозоркость. При астигматизме в одном глазу сочетаются эффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми. При двустороннем астигматизме отсутствует бинокулярное зрение. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения, головными болями [26, 50].

4. Катаракта - помутнение хрусталика, снижающее его прозрачность. В начальной стадии заболевания перед глазами ощущается мелькание темных полосок, штрихов, пятен. При взгляде на источники света (свеча, фонарь и др.) изображение часто раздваивается. Постепенно помутнение хрусталика становится выраженным. При развитой катаракте область зрачка сероватая, серовато-белая или молочно-белая. Одновременно снижается острота зрения, при полной («созревшей») катаракте больной ощущает только наличие или отсутствие света. При катаракте нарушается периферическое зрение, что приводит к затруднению различения положения, формы предметов, обозрения и прослеживание движущихся объектов это в свою очередь осложняет ориентировку в пространстве. Наблюдаются поис-ковые движения головы и глаз при рассматривание предметов[12].

5. Глаукома - это повышение внутриглазного давления, приводящее к постепенному понижению остроты зрения, сужению поля зрения, ухудшению адаптации, атрофии зрительного нерва. Может сопровождаться расходящимся косоглазием и амблиопией[48].

Необходимо отметить то, что слабовидение не проявляется одной формой патологии зрения, а, как правило, в сочетании нескольких форм. Поэтому для зрительного восприятие слабовидящих младших школьников будет характерно нарушение всех его свойств и функций.

У детей с нарушением зрения формируются обедненные, часто деформированные зрительные образы, для которых характерна ригидность, малоподвижность, стереотипность. Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание процесса формирования образов. Для зрительного восприятия, как и для восприятий любой модальности, свойственна избирательность, т. е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания субъекта. При слабовидении, когда зрительные стимулы неточно отражаются нарушенной зрительной системой, ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и вследствие этого — избирательность восприятия. Предметность — основной результат процесса восприятия, отражение целостности объекта, его структурности, свидетельствующее об осмысленности восприятия[57].

Обедненность информации вследствие недостаточности зрительной системы у сла-бовидящих приводит к схематизму зрительного образа. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные детали, но и определяющие, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего. Нарушение целостности определяет трудности формирования структуры образа, иерархию признаков объекта[55].

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна констант-ность, т. е. способность узнавать объект вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенности, т. е. от условий восприятия. Для слабовидящих в зависимости от степени поражения зрения зона константного восприятия сужается.

Важным свойством восприятия является его обобщенность, т. е. умение абстрагиро-ваться от случайных, несущественных признаков объекта, выделение существенных его качеств и отнесение его к определенному классу объектов. Это свойство выступает в единстве с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота при нарушениях зрения определяют низкий уровень обобщенности образов[53].

При слабовидении страдает также скорость и правильность зрительного восприятия, что непосредственно связано со снижением остроты зрения. Скорость и точность не являются постоянными: так, расширение поля угла зрения ведет к увеличению скорости восприятия.

Нарушения бинокулярного зрения приводят к «пространственной слепоте», наруше-нию восприятия перспективы и глубины пространства при этом образы восприятия иска-жаются и неадекватны действительности. Таким образом, нарушение зрительной системы в разных ее отделах приводит к изменениям и специфичности образов восприятия слабовидящих[41].

Как выявила в своих исследованиях Л. П. Григорьева, при слабовидении изменяется процесс образования образа, нарушается симультанность опознания признаков формы, размера и цвета. Особенно это наблюдается при органических повреждениях зрительного анализатора. Разные по степени нарушения сенсорных механизмов, анализирующих цвет и форму, вызывают диссоциацию их функционирования, в результате снижается способность параллельной оценки разных признаков одного объекта, что является причиной нарушения симультанности опознания и перехода слабовидящего к опознанию объектов сукцессивным способом. Опознание объектов предполагает описание и хранение их в образной (иконической) памяти. У слабовидящих обнаружено ровное по степени сужение среднего объема иконической памяти[21].

Результаты исследования образов восприятия и различения таких качеств объекта, как цвет, форма, размер, показали зависимость их адекватного отражения от условий вос-приятия и качеств самих объектов. Так, при предъявлении силуэтных и контурных изобра-жений более высокие результаты были выявлены при восприятии первых.

Анализ результатов одновременного опознания двух признаков объекта детьми с нарушениями зрения показывает большой процент ошибок, и увеличение времени, требующегося на их восприятие. Качественная же характеристика процесса опознания (нарушение симультанности отражения, переход на сукцессивный способ восприятия) показывает затрудненность параллельного анализа нескольких признаков объектов. Это позволяет гово-рить о необходимости более активного включения высших познавательных процессов в акт сенсорного отражения, на чем и строится теория компенсации[40].

Трудности выделения и дифференцировки размеров фигур при зашумленном поле свидетельствуют о нечеткости сформированных эталонов размера; они требуют более длительного времени для их формирования. Нарушается симультанность восприятия признаков, увеличивается количество последовательных и снижается количество параллельных операций. Процесс становится развернутым и длительным, что затрудняет интеграцию образа объекта.

Восприятие детьми с нарушениями зрения цветных изображений, сложных сюжетных ситуаций и пейзажей, а также опознание изображений на основе восприятия их отдельных частей характеризуются нестабильностью, неполнотой образов, низким уровнем вербализации, слабым развитием наглядного мышления, что свидетельствует о трудностях объединения сенсорной и несенсорной информации, следствием которых является бедный запас представлений, формализм речи[21].

Восприятие частей объекта от менее информативных к более насыщенным инфор-мацией для создания модели целого объекта происходит с отклонениями от нормы, что говорит о зависимости формирования образов представлений от характера первичных образов восприятия и их несовершенства. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видящих, является зрение.

У слабовидящих детей зрительное восприятие обладает всеми известными в общей психологии свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Физиологический механизм восприятия у слабовидящих остается тем же самым, что и у детей с нормальным зрением. Проявление и развитие указанных свойств восприятия зависят от уровня психического развития ребенка в целом. При слабовидении наблюдается редуцирование некоторых особенностей вос-приятия. Например, у этих детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; при недостаточном чувственном опыте у них слабее, чем у нормально видящих, вы-ражена апперцепция, страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и обобщении [35]. Однако эти затруднения не могут изменить сущности процесса возникновения зрительных образов, и хотя они не могут быть тождественны по степени полноты, целостности, широте круга отображаемых предметов и явлений) образам зрительного восприятия нормально видящих, все же в целом они адекватно, пра-вильно отражают объекты в совокупности и в отношениях их свойств и качеств. Однако при определенных условиях у них наблюдаются зрительные иллюзии, например иллюзии Мюллера—Лайера, Эббингауза, иллюзии перспективы, переоценки расстояний, деформа-ции геометрических фигур и прямых линий [53]. Несмотря на то, что величина иллюзорного эффекта может быть иной по сравнению с нормой, наличие его является еще одним подтверждением принципиальной идентичности коркового нервного механизма восприятий у детей с нормальным и нарушенным зрением.

При опознании геометрических фигур у слабовидящих с такими заболеваниями, как дегенерация сетчатки и частичная атрофия зрительных нервов, обнаружена деформация последовательных образов предъявляемых изображений, снижающая их информационную емкость [40]. На скорость зрительного восприятия предметов и их изображений у слабовидящих, так же как и у нормально видящих, оказывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления.

Идентификация фигур по следу образца вследствие слабости следов зрительного восприятия происходит замедленнее и оказывается недостаточно четкой. При краткой экспозиции рисунков отмечается нарушение восприятия пространственных отношений между изображенными предметами [56, 55].

В тахистоскопических исследованиях зрительного восприятия предметных изобра-жений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия. При частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте и глаукоме выявлено значительное снижение скорости зрительного восприятия. В остальных случаях — при аномалиях рефракции — скорость восприятия была относительно высокой [38].

При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин у слабовидящих младших школьников имеются известные трудности. Мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем.

Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабовидящих формируются неправильные представления то в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание ее велось по частям.

Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком по сравнению с нормой уровне — чаще всего это стадия перечисления или стадия описания. Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения у слабовидящих с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва; у слабовидящих с аномалиями рефракции и помутнением сред глаза по-казатели скорости и правильности чтения лучше [21, 22].

Отмеченные у слабовидящих детей искажения восприятия (неточность, недиффе-ренцированность, ошибочные версии) являются зачастую нарушением сенсорных механизмов анализа признаков воспринимаемых объектов (яркости, контраста, цвета, формы и т. д., связанным со снижением дифференциальной чувствительности и остроты зрения. Значительное нарушение временной разрешающей способности приводит к увеличению времени формирования сенсорного образа и, следовательно, к уменьшению количества информации, принимаемой в единицу времени, замедляется темп и ограничивается содержание восприятия [21].

Нарушение функций зрения не оказывает существенного влияния у слабовидящих детей на тип восприятия, не ведет к его изменению, так как доминирование зрения в фило- и онтогенезе закреплено весьма прочно [35]. Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении светоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения. Скорость и правильность зрительного восприятия слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения. Эксперименты показывают, что у слабовидящих зрительное восприятие имеет весьма существенные различия в скорости. У слабовидящих острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. На восприятие объектов влияет также состояние поля зрения. В. А. Феоктистовой удалось установить, что оптимальными для восприятия слабовидящими с нарушенным полем зрения являются размеры объектов (рисунков, схем и т. п.) площадью около 500 см на расстоянии 33 см от глаза.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у слабо-видящих в процессе зрительного узнавания объектов. Слабовидящие плохо узнают знакомые им предметы. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при серьезных нарушениях зрительных функций проявляется в том, что слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты. Невозможность тонкой зрительной дифференцировки создает характерную для данного контингента особенность - неспецифичность узнавания[34].

Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди довольно часто встречаются лица с абсолютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспективы, ухудшает восприятие глубины пространства.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отража-ются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают, неадекватны действительности. Несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме. Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений не однозначно. Из всех трех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к форме изображений информацию[55, 57].

Значительно сложнее они ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма предмета и менее приближена к геометрическим формам, тем труднее дети опознают объект. При восприятии контурных изображений успешность опознания зависит от четкости, контрастности и толщины линии. Нарушение бинокулярного видения осложняет формирование представлений не только о форме, величине, но и пространственных местоположениях, отношениях между предметами: удаленность, глубина, высота и т. д. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объек-тами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер.

Публикации по теме:

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Сенсомоторное панно «Чудесная полянка» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зренияСенсомоторное панно «Чудесная полянка» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения Уважаемые коллеги! Я работаю в МАДОУ комбинированного вида учителем-дефектологом. В дошкольном учреждении 6 групп для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Опубликовано: 20 февраля 2013 в 17:46
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...