Лучший педагог года

Осваиваем грамоту.

Комарова Альбина
Осваиваем грамоту.

Комарова Альбина Ивановна, высшая категория, МАДОУ д/с № 7 г. Ишим, Тюменская область.

2017г.

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.

Исследование лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый – шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.

Дети этого возраста очень любознательны, проявляют особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической сторонам речи.

Публикация «Осваиваем грамоту,» размещена в разделах

Д. Б. Эльконин писал «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка».

Работу с детьми начинаю с развития фонематического слуха и подготовке к овладению звуковым анализом слова (установлению способа выделения звука в словах).

Фонематический слух – способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.

Хорошо развитый фонематический слух станет в последующем основой грамотного письма.

В понятие «фонематический слух» входит также умение различать твердые и мягкие согласные, умение делить слова на слоги, умение различать слова, отличающиеся только одним звуком, умение определять место заданного звука в слове.

Вначале с детьми учимся интонационно выделять звук в словах. Интонационное выделение звука в слове - это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, четко, чем остальные (выделение звука происходит в процессе слитного произнесения всего слова (ммак, рамма, домм). Слежу, чтобы дети называли звук в соответствии с тем, как он звучит в слове. Это очень важно для последующего овладения дифференциацией звуков на гласные твердые и мягкие согласные. Так в слове КОТ первый звук (к, а в слове КИТ – (кь).

Детям читается короткое стихотворение, убедившись, что они запомнили текст, предлагается послушать измененное чтение этого стихотворения.

Изменение заключается в том, что читается стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. Например: «Лежжжебока рыжжжий кот отлежжжал себе жжживот.» и т. д. Таким образом, впервые переключаем внимание детей со смысловой стороны слова на его формальную, звуковую сторону. Интонируя звук, ребенок упражняется в его правильной артикуляции и произношении.

Очень важно, чтобы дети усваивали именно обобщенный способ выделения звука в слове, а не тренировались каждый раз в выделении определенного звука в слове. На это должны быть направлены и подбор стихотворений (два раза подряд не надо разучивать стихи для выделения одного и того же звука).

Далее учимся различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. На этом этапе не даю термины твердый и мягкий согласный звук, они у нас старший и младший братцы. Знакомство с твердыми и мягкими согласными происходит в процессе занятий – игр, в ходе которых попеременно произносятся парные твердые и мягкие звуки. Например, все становятся в круг. Круг - это мяч. Его попеременно надуваем, то большим насосом с-с- с, то маленьким сь- сь.

Упражняемся с детьми подбирать слова на заданный звук, определять первый звук в слове.

Одновременно с умением выделять звук ввожу ряд дополнительных заданий, способствующих воспитанию умственной активности детей. Детям предлагается самим назвать слова, в которых есть тот же звук, который они выделяли в стихотворении. Вначале специально подбираются игрушки, предметы, в названии которых есть нужный звук. Для того чтобы дети не пошли по пути механического перечисления всех предметов, лежащих на столе, среди них должно быть несколько игрушек, в названии которых нет нужного звука. Затем дети называют слова без опоры на специально подобранные предметы.

Итак, в этот период дети овладевают следующими умениями:

- слышать в стихотворении часто повторяющийся звук.

- умеют произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.

- определяют первый звук в слове.

- называют слова с заданным звуком.

Детей старшего дошкольного возраста знакомлю с основными свойствами звукового строения слова, со слоговой структурой слова, со словесным ударением.

Основной задачей в этом возрасте является - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Для звукового анализа слов использую специальный наглядный дидактический материал. Это картинки – схемы (изображение предмета и последовательный ряд клеточек, соответствующий количеству звуков данного слова; фишки, обозначающие звуки). В каждом домике (клеточке) живет свой звук. Сначала разбираем трех звуковые слова, затем четырех – пяти звуковые.

Вначале любой выделяемый звук обозначается фишками одного цвета – серыми. После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомим с гласными и согласными звуками. Все это происходит в игровой форме. Узнают дети секрет, что гласные звуки особенные «волшебные», их можно громко крикнуть, спеть; по ним мы можем определить, сколько слогов в слове. Обозначать их будем красной фишкой.

После того как дети овладеют навыками звукового анализа простейших слов (мак, дом, дым, лес, кит, знакомим с согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому сразу вводим название твёрдых и мягких согласных звуков, их обозначения: синяя фишка – твердые, зеленая – мягкие согласные звуки. В период знакомства с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками дети переходят к анализу четырё х звуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. После того как дети научаться различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, знакомлю их с ударением. Учу выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели – черной. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слове (мишка, каша). При выделении ударного слога слово произносим целиком. Вслед за ударным слогом знакомлю детей с ударным гласным звуком и выделению его в слове. Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

Так постепенно дети приобретают ориентировку в звуковой стороне речи. Для успешного усвоения материала использую много игровых и развлекательных моментов, поддерживающих интерес. Играем в словесно - дидактические игры: «Назови слова», «Назови пару», «Угадай звук», «Назови свое слово», «Кто внимательный», «Угадай – ка» и другие.

С детьми шести лет учимся составлять предложение из двух – четырех слов, делить его на слова, называть их по порядку, зарисовывать схему предложения.

В результате систематической работы дети овладевают следующими умениями:

- интонационно выделять звук в слове.

- определять на слух твердые и мягкие согласные звуки, слышать гласные.

- устанавливать последовательность звуков в слове, выделяя их по порядку.

- делить слова на слоги, определять на слух словесное ударение.

- придумывать слова на заданный звук по предложенным моделям.

- составлять предложение по заданному количеству слов и зарисовывать его схему.

Все эти умения очень важны для последующего обучения в школе.

Автор публикации:
Осваиваем грамоту.
Опубликовано: 29 августа 2017 в 18:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД