Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Евгения Модлина
Отчет по самообразованию «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Особый интерес вызвала у меня тема «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста».

Год изучения – первый.

Цель: Развитие познавательных процессов посредством игротерапии.

Задача: Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования.

Публикация «Отчет по самообразованию „Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д. Б. Элькониным, В. В. Лебединским, которые отмечают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Следовательно, при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - это метода коррекции, в основе которого лежит игра.

Игра - это одна из форм проявления активности личности. Значение игры состоит в непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом игровом процессе, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Детская игра – это форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний. Игра одна из универсальных форм деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят прогрессивные изменения в психике и личности ребенка - дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной уровень, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что игра - универсальное и неотъемлемое право ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. З. Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю; он создает свой внутренний мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Л. Френк считал, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и во времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Ж. Пиаже считает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры является особенно важной. Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству :

- То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

- Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка

- Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом поможет ему осознать, лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

- Игра позволяет психологу больше узнать о жизни ребенка.

- Игра является ключом к выстраиванию хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.

Именно поэтому игротерапия выбрана мною, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

В течение всего 2022-2023 учебного года велась работа по изучению научно-методической литературы по теме:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2020. – 368с.

2. Панфилова М. А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Изд. ГНОМиД, 2001.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Е. Игрыс песком. Практикум по песочной терапии. – С-Пб - М. :, 2022,-256с.

4. Строгонова Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М. : Владос,2019.-87с.

5. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе : Конспекты занятий. - М. : Национальный книжный центр, 2012, - 48с.

Психолог и разработчик метода иготерапии М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять гиперактивность и агрессию. Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и их родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.

Игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики, пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику. А физическое развитие? Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. Все наши малыши любят придумывать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – говорит о наличие конфликта. Строя свой собственный игровой домик, ребенок подсказывает каких вещей, ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.

Мало выявить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду.

Уже в двухлетние дети с большим удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего? Для того, что бы, во-первых это физическое развитие, а во-вторых - это избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «заложниками» своих страхов, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «лисы», тем самым он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «лисой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального напряжения, а роль лисы – коррекцией его внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок берет на себя роли доброго героя, а потом и злого, так он учится сопереживать и понимать собеседника. Во-третьих, участвуя в активных событиях, дошкольник учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир.

Врачами и психоаналитиками разрабатываются специальные игры, которые направленны на выявление проблемных ситуаций в сознании ребенка. Есть недирективная игротерапия для деток с отклонением в умственным развитием или с аутизмом. В ней терапевт играет пассивную роль наблюдателя в свободной игре малыша, только спрашивая мотивацию его игровых действий.

Все занятия, которые я проводила с детьми: фронтально и индивидуально носили игровой характер. Это такие игры как: «Игры в школе», «Жадность», «Задача для лисенка», «В гостях у сказки» и др.

Начала составлять картотеку дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов.

Пополнила картотеку консультаций по данной теме.

Для педагогов ДОУ ведется «Журнал взаимодействия с педагогами». В которых я подбираю психологические игры и упражнения направленные на то, чтобы помочь детям от 3-7 лет понять себя, стать увереннее, наладить взаимоотношения с окружающими, снизить тревогу, развитие психических процессов, игры на развитие эмоциональной и познавательной сферы, коммуникативных навыки.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 июня 2023 в 11:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД