Получи документы

Оздоровительная гимнастика в ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Ирина Скрыпник
Оздоровительная гимнастика в ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Оздоровительная гимнастика в ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Оздоровительная гимнастика в ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» размещена в разделах

Как показывает статистика в России, в ДОУ только 10 детей из 100 абсолютно здоровы. У многих детей нарушена осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания, часто наблюдаются нарушения в развитии общей и мелкой моторики. Поэтому формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. При этом необходим комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства в

ДОУ в группах для детей с ОВЗ. Основная цель — совершенствование функций формирующегося детского организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Эффективный метод профилактики и коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно – двигательной системы – это оздоровительная гимнастика в детском саду, которая выполняет следующие задачи:

• Укрепление здоровья, создание условий для всестороннего физического развития и закаливания детского организма.

• формирование у детей устойчивого навыка к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;

• Улучшение работы опорно – двигательной системы.

• Овладение базовыми двигательными умениями и навыками.

• Своевременная коррекция патологического состояния.

При использовании различных видов оздоровительных гимнастик в ДОУ наряду с образовательными и общеукрепляющими решаются специальные коррекционные задачи:

• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

• развитие речи посредством движения;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий.

При использовании различных оздоровительных гимнастик необходимо соблюдать следующие принципы:

• Методика и дозировка физических упражнений должна подбираться индивидуально в зависимости от заболеваний и общего состояния организма.

• Воздействие должно быть систематичным и регулярным, чтобы обеспечить развитие и восстановление функциональных возможностей

детского организма.

• При проведении гимнастики необходимо соблюдать цикличность (упражнения с нагрузкой сочетать с упражнениями на расслабление).

Виды оздоровительных гимнастик, которые используются в работе с детьми с ОВЗ в детском саду:

Утренняя гимнастика является обязательной частью режима ребенка в детском саду,снимает напряжение от пробуждения после ночного сна, повышает эмоциональный тонус, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами в сочетании с водными процедурами дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, способствует

уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, вырабатывает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям.

Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми.

Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. После наиболее высокой физической нагрузки во время бега или прыжков происходит ее постепенное снижение во время ходьбы. Таким образом, ежедневное использование утренней гимнастики под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние.

Гимнастика пробуждения. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна оздоровительное направление.

Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявленных требований сложно. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры. В течение года необходимо использовать разные варианты бодрящей гимнастики. Для детей младшего дошкольного возраста интересна гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить гимнастику после сна с элементами точечного массажа и самомассажа. Детям нравятся комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально – ритмических игр. Такие игры не только доставляют детям радость, но и улучшают общее состояние организма, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. В комплексы бодрящей гимнастики нужно включать пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания, укрепления дыхательной мускулатуры. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

• Улучшает обменные процессы в детском организме, насыщает его кислородом.

• Повышает сопротивляемость и устойчивость к заболеваниям дыхательной системы.

• Нормализует и улучшает психоэмоциональное состояние детского организма.

Оборудование для развития дыхания является частью предметно – развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки – тренажеры).

Проводиться в различных формах оздоровительной работы (во время утренней гимнастики, после дневного сна, на физкультминутках).

Пальчиковая гимнастика.

Третья часть всей двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки. Воздействуя на тонус руки ребенка с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, мы оказываем прямое воздействие на тонус речевого аппарата. У детей с ЗПР часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, поэтому у таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.

В логопедических группах проводится логоритмика. Это форма активной терапии, которая основана на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений и элементов аэробики. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и доказана исследованиями И. П. Павлова, А. А Леонтьева, А. РЛурия. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, координацию движений рук и ног, способствует тренировке подвижности нервных центров и активации коры головного мозга, развивает внимание, его концентрацию, объем, память. Ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с речевыми нарушениями.

Кинезиологическая гимнастика – рекомендуется во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Она активирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. (воспитатели, инструктор по физической культуре).

Психогимнастика (мимика и пантомимика) используется в процессе непосредственно образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики (инструктор по физической культуре, воспитатели).

Дети с ОВЗ нуждаются в дополнительных физических нагрузках на определенные группы мышц. Для решения этой проблемы используется игровой стрейтчинг. Эта методика основана на статичных растяжках мышц и суставно – связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющим предотвратить нарушения осанки и исправить ее.

Для выполнения гимнастических упражнений с предметами в различных исходных положениях применяются фитболы. Фитбол – гимнастика представляет собой единственный вид аэробики, где одновременно и в равной степени задействованы двигательный, тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что значительно усиливает положительный эффект занятий с детьми, испытывающими трудности психофизического развития.

Фитбол – гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая – возбуждающе. Одна лишь правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, способствует правильной осанке,а поддерживание равновесия решает задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса. Фитбол также эмоционально украшает занятие, позволяя использовать его в качестве «лошадки».

Применение в работе различных видов оздоровительных гимнастик повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование выше перечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:

• Повышению работоспособности, выносливости детей.

• Развитию психических процессов.

• Развитию общей и мелкой моторики.

• И в итоге – социальной адаптации детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна.Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Лечебная гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация «Как себя вести, если ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или инвалид проявляет агрессию» Методическая разработка Выполнила: педагог-психолог Гашилова Олеся Олеговна Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Оздоровительная гимнастика «Прогулка в лес» " Прогулка в лес"Вводная часть: ходьба друг за другом; бег друг за другом;ходьба;построение в круг. Мы по лесу погуляем,много нового узнаем.

Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробужденияРабота по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.

Работа по укреплению здоровья дошкольника «Дыхательная гимнастика» Работа по укреплению здоровья дошкольника. Дыхательная гимнастика. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем у'же.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Веселая оздоровительная укрепляющая гимнастика для детейВеселая оздоровительная укрепляющая гимнастика для детей Веселая, оздоровительная, укрепляющая гимнастика для детей Упражнения с палкой для формирования правильной осанки 1) «С палкой руки поднимаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровительная гимнастика в ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Опубликовано: 18 января 2023 в 14:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД