Лучший педагог года

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста

Нина Гусева
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность.

Публикация «Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста» размещена в разделах

Языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память.

2 Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста.

Моторика – это вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонуc. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.

Простые движения рук убирают напряжение с рук, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

3 Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста.

Особенностью работы с детьми раннего возраста является неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Таким образом рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

В народной педагогики созданы игры на основе развития движений рук «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Чудесный мешочек» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие взрослые видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях могут использоваться: шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки, пуговицы разного цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки; выкладывание.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную (массаж кистей рук выполняется взрослым в медленном темпе, фиксируя руку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит массаж: поглаживание, постукивание) и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Этапы проведения пальчиковой гимнастики. Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье, поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений — сжать пальцы в кулак, разжать.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Примерный комплекс упражнений:

КОТИК

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать поглаживающие движения ладонью, как будто гладим кошку. Выгнуть спину, затем потянуться и сложить ладошки под щечку (как будто спим)

ЗАМОК

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». на словах «Пустим только.» — ладони разводить в стороны, затем опять быстро соединять.

ОВОЩИ

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох —

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок другой рукой. тоже самое повторить с другой ладошкой.

ЛИСТОЧКИ

Ты весною видел чудо?

Как из маленький из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова "появляются", резко разжать их растопырив пальчики.

ВСТРЕЧА

На правой ручке — пальчики.

На левой ручке — пальчики.

Пришла пора им встретиться —

Готовьте чемоданчики

Поднять раскрытые ладошки вверх и поочередно пальцами правой руки по очереди прикасаться подушечками к пальцам левой руки. Мизинчик к мизинчику, безымянный к безымянному и т. д.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987. - 168с.

2. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин. - М., 2006. - 177 с.

3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207с.

4. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет : метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2007. - 159 с.

5. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет : метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2007. - 143 с.

6. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. - М. : ЧП Ильин, 2001. - 249с.

7. Козлова, А. М. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Козлова, Е. В. Никифорова, Н. А. Скопинова. - М. : ЦГЛ, 2002. - 80с.

8. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. – Ростов н/Дону. : Феникс, 2002.

9. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Д. Маркова, - М., 2004. - 156 с.

10. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 1997.

11. Российская педагогическая энциклопедия. - М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. - 780 с.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

13. Струнина, Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина. – М. : Сфера, 2007. -144 с.

14. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1972. – 280с.

15. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. - М., 2006. - 342 с.

16. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

17. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. – М. : Педагогика, 1990. – 384с.

Публикации по теме:

Пальчиковая гимнастика как один из компонентов физического развития детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук и координации движения является одной из задач физического воспитания и имеет большое значение для детей младшего.

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста «Как Язычок лепил снеговика» Цель: развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику артикуляционных мышц (умения удерживать широкий язык.

Доклад «Пальчиковая гимнастика с ручкой» Доклад на тему: "Пальчиковая гимнастика с ручкой". Учитель-логопед: Шабалкина Л. А. Пальчиковая гимнастика с ручкой. Пальчиковая гимнастика.

Картотека «Пальчиковая гимнастика» 1. Барашки Пальцы обеих рук движутся хаотично. На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе» да «бе», Носят шубы на.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика» Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика для детей 1-3 лет (упражнения). Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые.

Пальчиковая гимнастика ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «ТОП-ТОП, ТОПОТУШКИ.» ТОП-ТОП, ТОПОТУШКИ (Фонарики) ПЛЯШЕТ ЗАЙЧИК НА ОПУШКЕ. (Загибаем и разгибаем большие пальцы.

Пальчиковая гимнастика ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Мы устали,засиделись. Нам размяться захотелось. Дети руками изображают стул,стол. "Стул" Ножки, спинка и сиденья.

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» Упражнения для пальчиков: Птицы к дому подлетели Птицы к дому подлетели Два больших пальца обхватывают друг друга, Остальные делают взмахи,.

Пальчиковая гимнастика с карандашомПальчиковая гимнастика с карандашом МОТОР Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 21:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД