МААМ-картинки

Памятка для логопедов по постановке задач в ОО «Речевое развитие» (развитие связной речи)

Татьяна Корнева
Памятка для логопедов по постановке задач в ОО «Речевое развитие» (развитие связной речи)

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

Памятка для логопедов по постановке задач

в ОО «Речевое развитие»

(развитие связной речи)

Первая часть

Составитель Корнева Т. Б. ,

учитель-логопед г. Снежинска, 2014г.

Публикация «Памятка для логопедов по постановке задач в ОО „Речевое развитие“ (развитие связной речи)» размещена в разделах

Составляя перспективный план или конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР, ФФНР, логопед часто затрудняется в формулировании образовательных задач, в разнообразии их формулировок. «Памятка …» поможет правильно, точно, ём-ко сформулировать задачи, и при этом вы не будете постоянно повторяться. Ваши пла-ны станут более эффективными, профессиональными, а времени на их составление уй-дёт гораздо меньше.

Методической разработкой могут воспользоваться логопеды не только ДОУ, но и школ, а также дефектологи, старшие воспитатели, воспитатели ДОУ компенсирую-щего и общеразвивающих видов. Для студентов педагогических вузов, молодых педа-гогов «Памятка …» станет настольной книгой.

Пересказ текста (с элементами творчества)

Задачи

• Учить пересказывать небольшой (большой по объему, адаптированный) рассказ (сказку, басню, используя в качестве наглядной опоры демонстрацию действий (серию сюжетных картин, сюжетную картину, предметные картинки, игрушки, плоские фигурки, схематические картинки, пиктограмму, схему и т. п., отра-жающую последовательность событий.

• Учить пересказывать небольшой (большой по объему) рассказ (сказку, басню) без наглядной опоры.

Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность в виде…

• Учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания наглядность, вопросный план, линейный план и т. п.

• Учить целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту (кратко).

• Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов.

• Учить (закрепить умение) пересказывать рассказ по ролям.

Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.

Развивать умение анализировать содержание произведения, отражать содержа-ние рассказа с помощью наглядной схемы-плана.

• Обучать действиям планирования развернутого высказывания на основе предва-рительного анализа содержания и языкового оформления текста.

Развивать диалогическую форму речи; умение передавать диалог действующих лиц.

Развивать навыки связной диалогической речи; адекватно воспроизводить диало-ги действующих лиц.

Формировать навык пересказа с элементами творчества: пересказ от лица разных героев (придумывание продолжения к прочитанному тексту, конец к сказке, рас-сказу, сочинение рассказа и сказки по аналогии с прочитанной).

• Обучать составлению продолжения рассказа по предложенному плану с опорой на наглядный материал; формировать умение ориентироваться на исходный тек-стовой и наглядный материал при составлении продолжения рассказа.

• Обучать составлению продолжения незаконченного рассказа без опоры на на-глядный материал.

Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом материале, опи-раться на ключевые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.

- Активизировать, уточнять, обогащать словарь дошкольников по теме, побуждать детей к использованию при пересказе авторских слов и выражений…

- Обогащать лексикон детей новыми словами… и словосочетаниями…

- Обогащать словарный запас определениями, глаголами, наречиями, синони-мами…

- Уточнить понимание детьми значения новых (малоупотребительных) слов…

+ Развивать фразовую речь.

+ Формировать фразовую речь: развивать навык составления фразовых высказываний различной структуры.

+ Формировать умение отвечать на вопросы кратко и полными развернутыми предло-жениями.

+ Развивать и закреплять навыки построения отдельных фразовых высказываний.

+ Формировать грамматические представления и обобщения на основе работы с язы-ковым материалом пересказываемого произведения.

* Совершенствовать интонационную выразительность речи.

* Учить выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

* Учить интонацией передавать характеры персонажей, свое отношение к героям.

* Учить передавать интонацию и сопереживать персонажу.

Работать над пониманием текста.

Развивать зрительные, слуховые восприятие, внимание, память дошкольников.

Развивать интерес к прочитанному, обогащать знания детей о …

Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.

Учить понимать текст со скрытым смыслом.

Учить связывать идею произведения со значением пословицы.

Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи содержания.

Развивать творческое воображение детей.

Учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Учить аргументированной оценке поступков действующих лиц.

Воспитывать чувство любви к Родине, к своей семье, к природе, развивать желание заботиться о своих самых близких людях, о наших меньших братьях.

Составление описательного рассказа

Задачи

• Учить связно и последовательно рассказывать о предмете (объекте) развернуты-ми и полными предложениями.

• Учить составлять рассказ-описание о…

• Учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

• Формировать навык составления описательного рассказа о предмете (объекте) с опорой на план-путь (план-разграничение, план-воображение, план-преображение, план-размышление и т. п.).

• Учить составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, которая помогает выделить качества предмета или объекта, установить последователь-ность изложения.

• Учить составлению описательного рассказа с опорой на план-схему и используя прием параллельного описания двух предметов в сравнении.

• Учить составлению загадок о предметах (объектах) в виде описательных расска-зов.

- Закреплять представления детей о предмете (объекте).

- Активизировать словарь дошкольников по теме…

- Учить подбирать определения (синонимы, антонимы, сравнения).

- Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, обогащать словарный запас сравнениями.

+ Формировать практические навыки словоизменения.

+ Упражнять в правильном построении предложений.

+ Формировать навыки контроля за построением высказываний.

Совершенствовать ПБР: развивать разные виды восприятия, внимание, память, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, мышление, вообра-жение, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательный интерес, сообразительность.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к игрушкам (животным и т. п.).

Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетной картине (серии картин)

Задачи

Развивать монологическую речь при составлении сюжетного рассказа.

• Учить составлять рассказ по картине, включив в него описание внешнего вида персонажа (ей, поведения, чувств.

• Учить составлять рассказ по сюжетной картине, изображенные события на кото-рой – конечный результат действия.

• Формировать навык целенаправленного восприятия наглядного содержания кар-тины, анализа изображенной ситуации.

• Обучать составлению короткого описательного рассказа по фрагменту картины; формировать умение объединять несколько фрагментов описаний в связный рас-сказ по картине в целом.

• Учить развивать ход событий, развязку, соблюдая логику развития сюжета.

• Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.

• Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-путь (план-разграничение и т. д.).

• Формировать умение воссоздавать сюжетное действие на основе анализа изо-браженных ключевых моментов и передавать наглядно представленный сюжет в виде связного последовательного рассказа.

• Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность кото-рых служит планом рассказывания.

Развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картинок, уста-навливать и адекватно отображать в речи действительную основу каждой кар-тинки и действия отдельных персонажей.

• Формировать умения объединять действия, изображенные на картинах, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.

Развивать навыки анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

• Улавливать последовательность изображенных событий, в соответствии с этим раскладывать картинки серии.

• Учить составлять рассказ по сюжетной картине (серии сюжетных картин) с предварительной отработкой ее содержания (без нее).

• Обучать завязке («экспозиции») к изображенному действию.

• На основе начала показать, как можно придумать конец рассказа (сказки).

Развивать умение воспроизводить на основе изображенного действия предшест-вующие и последующие события.

Развивать воссоздающее и творческое воображение…

• Учить логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картине (картинках).

• Обучать составлению рассказа по сюжетной картине (серии сюжетных картин) с элементами творчества (придумывание начала, середины, конца рассказа).

Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.

Развивать объяснительную речь дошкольников.

- Активизировать, уточнить, обогатить словарный запас детей по теме…

- Формировать образную речь, умение подбирать образные выражения.

- Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка.

+ Совершенствовать, закреплять навыки грамматически правильной речи у детей.

+ Развивать грамматически правильную фразовую речь у детей в процессе обучения рассказыванию.

+ Закреплять, развивать навыки словоизменения.

+ Учить использовать в рассказе различные синтаксические конструкции.

+ Развивать фразовую речь, навыки составления распространенных ответов на вопро-сы, использовать фразы из 3-6 слов при составлении рассказа.

+ Учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

+ Учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем.

+ Учить строить фразы с включением нескольких определений.

+ Учить создавать структурированное и программированное связное высказывание.

+ Учить детей включать в рассказ диалоги действующих лиц.

Учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для логопедов по постановке задач в ОО «Речевое развитие» (развитие связной речи)
Опубликовано: 26 декабря 2014 в 06:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД