Лучший педагог года

Памятка для педагогов «Технология обучения детей-дошкольников составлению загадок»

Сидорова Юля Ильинична
Памятка для педагогов «Технология обучения детей-дошкольников составлению загадок»

Технология обучения детей дошкольников составлению загадок

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать — и я пойму». Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

Публикация «Памятка для педагогов „Технология обучения детей-дошкольников составлению загадок“» размещена в разделах

Поэтому мне хотелось бы рассказать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Давайте немного вспомним, что же такое загадка?

Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки :

— развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

— формируют представления о переносном значении слова;

— помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Перед детьми вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки и предлагается детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?»

Определение свойств и качеств, выбранного объекта.

Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память : ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

— Какой снег по цвету? — Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

— Какой снег по действиям? — Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

— Какой он на ощупь? — холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Белый Мел

Скрипучий Пол

Холодный Лед

Легкий Пух

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.

Модель 2. Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Пример составления загадки про белку с детьми 5 лет.

— Что делает белка?

— Прыгает, карабкается, собирает, грызет.

— Прыгает как кто или что?

— Прыгает как зайчик.

— Карабкается как обезьяна.

— Собирает как хозяйка.

— Грызет, как хомяк.

Что делает? Что (кто) делает так же?

Прыгает Зайчик

Карабкается Обезьяна

Собирает Хозяюшка

Грызет Хомяк

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

Можно попросить детей дать образные характеристики объектам.

Пример: Составление загадки про белочку : «Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк.

Модель 3. Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное.

«Части»

«На что похоже?»«Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Пример составления загадки про цветок :

— На что похож цветок? — На бабочку.

— А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.

— Еще на что похож? — На зонтик, но маленький.

— А еще? — На бантик, но бантик не живой.

На что похоже? Чем отличается?

Бабочка Не летает

Зонтик Маленький

Бантик Живой

Текст получившейся загадки : «Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой».

Публикации по теме:

Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» Поощрять детей нужно : 1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа»Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» При подготовке к участию в Конкурсе «Эколята — друзья и защитники Природы!», предложила детям нарисовать творческие рисунки добрых дел,.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Технология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельностиТехнология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельности Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для педагогов «Технология обучения детей-дошкольников составлению загадок»
Опубликовано: 21 марта 2023 в 15:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД