Папки-передвижки

Памятка для воспитателей «Содержание уголка природы в разных возрастных группах»

Ирина Федорова
Памятка для воспитателей «Содержание уголка природы в разных возрастных группах»

Содержание уголка природы в разных возрастных группах

Первая, вторая группы раннего возраста

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.

Публикация «Памятка для воспитателей „Содержание уголка природы в разных возрастных группах“» размещена в разделах

Правильно подобранные растения делают возможным, проведение наблюдений (узнавать его, знакомство с некоторыми признаками живого.

Сезонные растительные объекты

• яркие, крупные овощи и фрукты (муляжи);

• шишки (сосна, ель) и др.

Временные объекты

Осень:

а)букеты осенних цветов вазах;

б) цветущие растения цветника (астры,бархатцы и т. д.)

Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

Лето:

а) букеты цветов в вазах.

Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные).

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые камешки, раковины,. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

Лабораторный материал для экспериментирования

• сосуды для воды;

• центр воды и песка, наборы игрушек к нему;

• различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

• зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Младшая группа

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив, проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки, шишки (сосна, ель) и другие.

Временные объекты

Осень:

а)букеты осенних цветов вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т. д.)

Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

Лето:

а) букеты цветов в вазах;

Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные, «Что растёт на лугу».

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

Лабораторный материал для экспериментирования

• сосуды для воды;

• центр воды и песка, наборы игрушек к нему;

• различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

• зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Средняя группа

Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

а) Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками,

- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).

- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у детей в младшей группе

б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы); сезонные декоративные растения в композициях-букетах.

Временные объекты

Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) цветущие растения цветника (астры,бархатцы и т. д.)

Зима:

а) ящики с посадками (лук и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

Лето:

а) букеты цветов в вазах;

Календарь природы из четырёх блоков:

1. Картина сезона, модели года и суток.

2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты: могут находиться макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Лабораторный материал для экспериментирования

песок; центр воды и песка, наборы игрушек к нему; сосуды для воды; материал для изготовления цветного льда; поролон цветной; пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой; предметы для игр с тенью; зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления

лупы; «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы; «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»); сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой; игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др. ; «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Различные игры - вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.

Старшая группа

Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра, чтобы в уголке были растения:

- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);

- с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);

- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);

- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

- с выраженным периодом покоя (амариллис).

Сезонные растительные объекты:

- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).

Временные объекты

Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) цветущие растения цветника (астры, бархатцы и т. д.)

в) Поделки детей из природного материала;

Зима:

а) ящики с посадками (лук и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

в) экибаны, поделки детей.

Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т. д)

Лето:

г) букеты цветов в вазах;

Календарь природы (более сложный) состоит из четырёх блоков:

1. Картина сезона

2. Календарь с моделями-значками (Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года)

3. Наглядно - схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты:(часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса, альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).

Музейные и коллекционные материалы: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Лабораторный материал для экспериментирования

Тот же, что и в младшей группе (основа подбора - интерес, уровень знаний детей): земля и глина разного цвета и качества; мел;оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом; для игр с мыльной водой и пеной; для игр со светом; краски; погремушки; некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета); крахмал; мука и т. д.

Простейшие приборы и приспособления

лупы; песочные часы; весы; компас; разные термометры, в том числе и тактильные;

«волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы; «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»); сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», «шумящие коробочки» и др.

Подготовительная к школе группа

Комнатные растения: рекомендуется иметь 6-7 разновидностей, с учётом того, что это должны быть растения:

- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен и др.); теневыносливые – листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые (толстянковые, алоэ, гаворция (хаворт);

- имеющие разные способы размножения: луковицами (выскочка, амариллис и др.); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» (хлорофитум, у которого усы расположены на цветочных стрелках)

- лекарственные и фитонцидные (алоэ и др.).

Желательны сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях.

Сезонные растительные объекты:

- зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец, цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности);

- растения, перенесённые в помещение из цветника, огорода вместе с почвой (например, перец).

Временные объекты

Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т. д.)

в) поделки детей из природного материала;

Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

в) экибаны, поделки детей.

Весна:

а) ветки деревье и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т. д)

Лето:

г) букеты цветов в вазах;

Календарь природы – наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.

Макеты: сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней»; «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, хижины, юрты, чумы, иглу и др.)

Музейные и коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки разных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.

Наглядный иллюстративный материал: репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д., альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)», альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, рисунки и поделки детей.

Оборудование и инвентарь: ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щётки-смётки, щётки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок.

Лабораторный материал для экспериментирования

Простейшие приборы и приспособления

разнообразные доступные приборы; разные лупы; микроскоп; различные часы; весы; термометры; фонарики; цветные очки; бинокли; линзы; магниты; резина; гибкий пластик; более разнообразный материал для исследований (чем в старшей группе): разная пластмасса; стружки; опилки различных пород дерева; безопасные красители; безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ).

Ящики для посадки семян и рассады.

Муляжи овощей и фруктов.

Публикации по теме:

Центр успешности в разных возрастных группах. Оформление развивающей среды в детском садуЦентр успешности в разных возрастных группах. Оформление развивающей среды в детском саду Сегодня хотелось бы затронуть проблему развития самостоятельности и инициативности у воспитанников. Проблема формирования у детей самостоятельности.

День матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группахДень матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группах Наша мама лучшая на свете, очень нужна мама взрослым и детям, Все скажут дружно и прямо: "Очень любим маму!" Чтобы на празднике было веселей,.

Методика ознакомления детей с природой весной в разных возрастных группах Расширение знаний детей о весне в средней группе. Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно.

Цикл занятий в рамках проекта «Неделя доброты» в разных возрастных группах Конспект занятия в средней группе «Добро побеждает зло» Педагог-психолог: К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам,.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного.

Методика ознакомления с природоведческой литературой в разных возрастных группах В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Экологическое воспитание младших дошкольников построено.

Оформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группахОформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группах «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность.

Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для воспитателей «Содержание уголка природы в разных возрастных группах»
Опубликовано: 7 января 2018 в 17:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД