Лучший педагог года

Парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет «Этих дней не смолкнет слава»

Ирина Шевченко
Парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет «Этих дней не смолкнет слава»

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»

А. Н. Толстой

Будущее России определяется уровнем гражданского и нравственного становления подрастающего поколения. Когда-то давно великий русский учё ный Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», и с этим трудно не согласиться: сначала уходит знание родной истории, угасает память предков, потом стираются национальная культура и самобытность народа.

Публикация «Парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет „Этих дней не смолкнет слава“» размещена в разделах

К сожалению, в последнее десятилетие в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Современный философ А. С. Панарин говорит о том, что сейчас наступила «эпоха предельной порчи человека». Молодые люди лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Выражение «потерянное поколение» - это сегодня уже суровая реальность. Кроме того, налицо практически полное отсутствие исторической памяти. Многие молодые люди не понимают, зачем нужно знать историю, а о понимании единства культурно-исторического процесса уже и говорить не приходится.

В связи с этим воспитание маленьких патриотов — одна из самых актуальных задач нашего времени. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Содержание программы направлено на развитие представлений детей о Российской армии и исторических подвигах защитников Отечества и воспитание нравственно-патриотических чувств и качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста. Программа составлена на основе принципов музейной педагогики. Образовательная деятельность предполагает включение детей в исследовательскую деятельность по изучению исторического, краеведческого материала, открытие семейных реликвий.

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО содержание программы «Этих дней не смолкнет слава» реализуется в ходе образовательной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.); режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

Патриотическое воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.

Программа состоит из трех разделов:

Целевой, содержательный и организационный. Также имеются приложения, которые включают в себя примерные конспекты занятий, дидактический материал и художественную литературу патриотической направленности.

Программа разработана в соответствии с последними нормативными документами:

В ФЗ 273 трактуется задача развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, а также что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.

В Ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ» определяет, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических качеств, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В изменениях закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" (статья 2, п. 2) раскрывается понятие воспитания : «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Ст. 1.6. ФГОС ДО говориться об «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В программе определены базовые ценности, которые являются основой для воспитания будущих граждан страны, осознающих ответственность и гражданский долг перед Отечеством.

Цель - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления с героическим прошлым Родины и воинскими подвигами, формирование гражданственности в процессе поисково-исследовательской деятельности детско-взрослого сообщества.

Задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране в которой он живет. Формирование бережного отношения к природе и всему живому

• формирование любви к культурному наследию своего народа с использованием фольклорного материала (сказки, потешки, пословицы и др.)

• развитие познавательного интереса к истории страны, города, своей семьи в процессе поисково-исследовательской, проектной деятельности

воспитание у детей патриотических чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности

воспитание чувств патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры; формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим людям

Принципы программы :

Основной принцип, по которому выстроены разделы программы – это принцип тематического доминирования, выражающийся в отборе содержания образования детей старшего дошкольного возраста на основе приоритета средств и материалов исторического краеведения, достоверных исторических событий-символов (не противоречащих различным мировоззренческим взглядам)

Ожидаемые результаты:

• сформированы представления детей о воинах-защитниках Отечества, о Российской армии, об образах мира и войны, государственной символике и событиях-символах в истории страны; о знаменитых личностях местности

• у детей развит интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей, уважение к российской, государственной, военной символике, чувство гордости за свой народ, армию

• сформирован детский познавательный интерес к истории страны, города, своей семьи

• проявляется чувство гордости и уважения к защитникам Родины на основе конкретных достоверных исторических событий и образов, доступных детям и вызывающих у них яркие эмоциональные переживания

• дети почитают социально-культурные традиции уважения к памяти павших героев и дней воинской славы

• сформированы умения и навыки участия взрослых и детей в совместных детско-взрослых проектах нравственно-патриотической направленности

• родители (законные представители) осознают свою сопричастность к возрождению семейных традиций патриотического воспитания детей

• активное участие родителей в проектной деятельности, в поисково- исследовательской деятельности, мероприятиях и т. д.

Основным условием реализации программы является организация в образовательном учреждении детского музея воинской славы. Образовательная деятельность организуется в музее ДОО, в групповых помещениях (старшей и подготовительной групп, в музыкальном зале.

Для реализации программы в дошкольной организации созданы необходимые условия, отвечающие требованиям ФГОС ДО:

- материально-технические: наличие компьютера, интерактивная доска, интерактивный стол, магнитофона, музыкального центра, цифрового фортепиано, мультимедийной установки; DVD дисков, Интернет-ресурсы;

- психолого-педагогические, обеспечивающие уважение педагогов к личности воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка; защита детей от всех форм физического и психического насилия.

- развивающая предметно-пространственная среда, включающая литературу для детей по патриотическому воспитанию и литературу исторического содержания; иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий; аудио- и видеоматериалы; методические разработки занятий, тематических вечеров; оформление тематических альбомов, выставок.

Структура программы.

Программа состоит из трё х тематических блоков:

Блок I «Как наши предки защищали свою землю от врагов» (ознакомление с образами былинных богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича; смыслом воинской службы).

Блок II «Герои - защитники и спасители Отечества» (ознакомление с Галереей образов исторических личностей - Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Павел Нахимов, Александр Суворов, Михаил Кутузов).

Блок III «Наша армия родная» (ознакомление с героическими защитниками страны в годы Великой Отечественной войны, земляками – участниками войн, Российской армией, значением воинской службы в семье каждого воспитанника дошкольного учреждения).

Тематическое планирование распределено в соответствии с календарем Дней воинской славы.

Срок реализации программы 2 года.

Старшая группа

1 Блок «Как наши предки защищали свою землю от врагов» (3 ч)

1 «Какая она Русь- матушка»

2 «Знания традиций и защиты своей страны»

3 «Русский воин»

2 Блок «Герои – защитники и спасители Отечества»(5 ч)

1 «Когда мы едины, мы непобедимы»

2 «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

3 «Дмитрий Донской- защитник земли Русской»

4 «Подвигу жить в веках»

5 «Герои моей семьи» (исследовательская работа)

3 Блок «Наша армия родная» (4 ч)

1 «Вооруженные силы РФ»

2 «Их имена носят улицы нашего города»

3 «Книга - хранитель памяти» (метод семейных проектов)

4 «Будем Родине служить»

Подготовительная группа

1 Блок «Как наши предки защищали свою землю от врагов» (3 ч)

1 «Родину Мать – учись защищать»

2 «Былинные богатыри»

3 «Костюм и вооружение русского воина»

2 Блок «Герои - защитники и спасители Отечества» (6 ч)

1 «Александровские дни».

2 Битва на Куликовом поле.

3 Минин и Пожарский – герои земли Нижегородской.

4 Адмирал Нахимов – слава и гордость Российского флота.

5 Суворов. Военная крепость.

6 Бородинское сражение.

3 блок «Наша армия родная» (4 ч)

1 Российская армия сегодня.

2 Галерея победителей.

3 Труженики тыла в моей семье

4 Мы за мир.

5 Эхо афганской войны

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Основные формы организации образовательного процесса: занятия, экскурсии, досуги и развлечения, патриотические акции.

Основные формы организации образовательного процесса – занятия, экскурсии, досуги и развлечения, патриотические акции, а также «виртуальные экскурсии» в увлекательный мир исторического прошлого нашей страны

Процесс нравственно-патриотического воспитания предполагает тесное сотрудничество с родителями (законными представителями, их участие в совместной деятельности

С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы:

• Словесный метод – беседы с элементами диалога, рассказы педагога или экскурсовода, чтение литературных произведений, ответы на вопросы и т. д.

• Наглядный метод – рассматривание иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов,рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий

• Практический метод – изготовление различных поделок, подготовка к

праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр и т. д.

• Проектный метод – участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов проектной деятельности

Полученные новые знания старшие дошкольники осмысливают и реализуют в различных видах творческой и игровой деятельности, создавая рисунки, аппликации, поделки – сувениры к праздникам и историческим датам. Творческая и игровая деятельность детей способствует развитию их воображения и фантазии, а также закреплению пройденного материала.

Для определения степени реализации парциальной программы разработана педагогическая диагностика. Задачи, которой определить степень реализации программных задач и выявить динамику нравственно-патриотического воспитания ребёнка для выстраивания дальнейшей работы. Диагностика носит индивидуальный характер и проводится педагогами групп ДОО. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены старший воспитатель, педагог-психолог, и другие специалисты детского сада.

Мониторинг проводится посредством бесед и наблюдения за ребенком в различных видах деятельности и итоговых занятиях.

Рекомендуемое время проведения – 2 раза в год (октябрь, май).

Октябрь - промежуточная диагностика степени сформированности основ нравственно-патриотического воспитания детей.

Май – итоговая диагностика индивидуального развития ребёнка по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Педагогическая диагностика проводится в два этапа.

В программе для использования представлены:

-примерный перечень материалов и оборудования

-примерные сценарии занятий

-дидактические игры

-примерный список художественной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок, мультфильмов, аудио и видео материалов, презентаций

-в дополнительном материале предложены комплексные занятия, сценарии праздников.

Программа «Этих дней не смолкнет слава» предполагает активное использование образовательных возможностей культурной среды ближайшего окружения, города (района, страны.

А разнообразие видов деятельности, возможности музейной педагогики, используемые в процессе реализации программы, расширяют пространство формирования патриотических чувств ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчёт праздничного концерта «Этих дней не смолкнет слава!»Фотоотчёт праздничного концерта «Этих дней не смолкнет слава!» 6 мая 2015 года наше учреждение встречало дорогих и почётных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны! В этот торжественный день.

Фотоотчет «Этих дней не смолкнет слава». Совместная выставка работ детей, родителей, педагогов»Фотоотчет «Этих дней не смолкнет слава». Совместная выставка работ детей, родителей, педагогов» Один из самых светлых весенних праздников – День Победы. Этот день навечно вошел в историю как символ подвига народа, его мужества и стойкости.

Отчёт по патриотическому воспитанию дошкольников «Этих дней не смолкнет слава»Отчёт по патриотическому воспитанию дошкольников «Этих дней не смолкнет слава» Доброго дня уважаемые гости моего блога предлагаю вашему вниманию отчёт о месячнике по военно-патриотическому воспитанию дошкольников старшего.

Проект для разновозрастной (3–5 лет) группы «Этих дней не смолкнет слава!» Никто не забыт, Ничто не забыто …» Актуальность 9 Мая весь народ нашей страны будет отмечать 70 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Проект в подготовительной группе «Этих дней не смолкнет слава»Проект в подготовительной группе «Этих дней не смолкнет слава» ПРОЕКТ в подготовительной группе «Этих дней не смолкнет слава» Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь,.

Сценарий конкурса чтецов «Этих дней не смолкнет слава»Сценарий конкурса чтецов «Этих дней не смолкнет слава» Сценарий конкурса чтецов "Этих дней не смолкнет слава" Конкурс приурочен к празднованию Дня Победы и проводился в рамках проекта "Мы помним,.

Сценарий развлечения для детей младшей группы «Этих дней не смолкнет слава»Сценарий развлечения для детей младшей группы «Этих дней не смолкнет слава» Попова Валентина В празднично украшенный зал под звучание песни "День Победы" входят нарядные дети с флажками и голубями в руках. Они проходят.

Тематическая неделя «И этих дней не смолкнет слава!»Тематическая неделя «И этих дней не смолкнет слава!» Тематическая неделя «И этих дней не смолкнет слава!» была насыщенной и плодотворной. С детьми была проведена беседа «День Победы», которую.

Творчество детей по теме «Этих дней не смолкнет слава». ФотоотчетТворчество детей по теме «Этих дней не смолкнет слава». Фотоотчет Творчество детей по теме "Этих дней не смолкнет слава". Фотоотчет Цель: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал.

Фотоотчет «Этих дней не смолкнет слава»Фотоотчет «Этих дней не смолкнет слава» Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет «Этих дней не смолкнет слава»
Опубликовано: 19 июня 2023 в 14:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД