Папки-передвижки

Паспорт проекта «Масленица» для детей подготовительной к школе группы (7 фото)

Людмила Карасева
Паспорт проекта «Масленица» для детей подготовительной к школе группы

Паспорт проекта по образовательной области «Речевое развитие» на тему:

«Широкая Масленица

(Развитие речи дошкольников средствами фольклора).

Паспорт проекта «Масленица» для детей подготовительной к школе группы

Тип проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (недельный).

Публикация «Паспорт проекта „Масленица“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Участники проекта : дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея развития речи дошкольников путем «погружения» их в фольклорный материал, а также проведения праздничного гулянья «Широкая Масленица силами педагогов, родителей и ребят.

Гипотеза данного проекта : уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием разных форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- фольклорный материал будет отобран адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Цель проекта :

• Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами устного народного творчества.

• Развитие речи дошкольников через приобщение к культурным традициям нашего народа.

Задачи образовательных областей:

«Познавательное развитие» :

• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

• Обогащать духовный мир детей.

• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

• Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.

• Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.

• Закрепить правила безопасного обращения с огнем.

«Коммуникативное развитие» :

• Определить основные методы, формы использования фольклорного материала в процессе речевого развития детей и разработать методику его комплексного применения.

• Обогатить словарный запас детей.

• Развивать образную и связную речь детей.

• Расширить и углубить знания детей о празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника.

• Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, частушки, шутки, прибаутки, песни, заклички, припевки на мсленичную тематику, считалки, дразнилки).

«Художественно-эстетическое развитие» :

• Побуждать детей к выражению своих чувств, отношения к празднику в изодеятельности.

• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

• Воспитывать интерес к музыкальным произведениям.

• Формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, бубенцах, трещотках, рубеле и других).

• Исполнять хороводы.

«Социально-коммуникативное развитие» :

• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-драматизации, сюжетно-ролевой игре, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

• Уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.

«Физическая культура» :

• Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции.

• Упражнять в беге, в умении действовать по сигналу.

• Поощрять стремление принимать участие в народных играх.

Проблема проекта :

отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.

Основные направления реализации проекта :

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Широкая Масленица :

• НОД по речевому развитию «Как на масленой неделе»;

• НОД по познавательному развитию «Ай, да Масленица;

• НОД с интеграцией образовательных областей «Проводы Масленицы»;

• НОД по трудовой деятельности «Масленица-блиноедка»;

• НОД по художественно-эстетическому развитию «Масленица» (изготовление куклы из бросового материала);

• НОД-развлечение «Широкая Масленица».

Совместная деятельность родителей и детей – материалы для альбома «Любимые рецепты блинов».

Совместная деятельность педагога и детей :

1. Беседа с детьми о празднике Масленица на Руси и в наше время.

2. Чтение художественной, познавательной литературы по теме.

3. Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий по теме.

4. Рассказы детей о проведении праздничной неделе дома, в кругу семьи.

5. Художественно-творческая деятельность:

а) изготовление чучела «Масленицы»;

б) игры-хороводы вокруг масленицы целую неделю;

в) изготовление бумажных бус, головных уборов, открыток, поделок.

г) проводы Масленицы.

Планирование работы над проектом :

проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;

распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ;

выбор декораторов (помощь в оформлении);

выбор затейников (для организации игр);

работа в группе по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей;

выбор формы реализации проекта;

помощь в подборе музыкального сопровождения;

разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника;

организация места проведения праздника;

проведение инструктажа по технике безопасности;

проведение цикла бесед: «Что за праздник «Масленица»?», «История возникновения празднования Масленицы на Руси», «Как празднуют Масленицу в нашем городе и другие;

изготовление с детьми в группе необходимых атрибутов для проведения праздника;

участие детей во всех мероприятиях в детском саду, связанных с праздником;

заучивание закличек, потешек, припевок, русских народных игр, хороводов ;

создание картотеки народных игр;

создание картотеки хороводных игр;

создание картотеки подвижных игр;

подбор материалов для папки-передвижки «Широкая Масленица

отражение в рисунках, поделках детей элементов праздничной недели.

Технологическая карта проекта :

1. Образовательная область Физическое развитие

Виды детской деятельности: двигательная, игровая

Формы работы: народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки», «Горелки» и другие.

Игры-аттракционы: катание на санках; перетягивание каната; снежный тир; «петушиный бой»;

2. Образовательная область Познавательное развитие

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная

Формы работы: беседы о традициях и обрядах праздника, экскурсия в музей народного быта, встреча с участниками фольклорного ансамбля «Зень»,

беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!»

3. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, продуктивная

Формы работы: разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др. ;

Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей: «Масленица-кривошейка», «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»;

Русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»;

Слушание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица»

Изготовление поделок: народная кукла «Масленка», «Солнышко» (пластилинография, «Рисование блинов в нетрадиционных техниках»;

Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежной крепости» и других;

5. Образовательная область Коммуникативное развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы

Формы работы: разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице;

Отгадывание загадок по тематике проекта;

Чтение произведений русского фольклора, о масленице :

«Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.

Беседы о сезонных изменениях в природе.

6. Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая

Формы работы: игра-драматизация «Как Федора Масленицу справляла», сюжетно-ролевая игра «Масленица»;

Беседы о праздниках, традициях русского народа.

Приготовление теста для блинов;

Помощь в расчистке территории от снега;

Подготовка места для проведения праздника.

Обеспечение:

1. Познавательная литература «Русские народные праздники».

2. Иллюстрации, сюжетные картинки.

3. Методический инструментарий.

Паутинка проекта :

Понедельник

Формы работы:

Беседа "Что за праздник Масленица?"

Рассматривание репродукций картин " масленица в картинах и картинках"

НОД по познавательному развитию " Ай, да Масленица!"

Игровое упражнение по перетягиванию каната "Кто сильнее"

Катание с горки " Вот качусь я в санках но горе крутой!"

Игра-забава " Снежный тир"

Хороводная игра " Снежная карусель"

Подвижная игра " Ловишки", "Волк во рву"

Народная игра "Жмурки", "Золотые ворота"

НОД по познавательному развитию "Изготовление куклы Масленицы из бросового материала" (конструирование)

Чтение пословиц и поговорок о Масленице

Прослушивание народных наигрышей «Масленица- кривошейка», «Едет Масленица», «Блины».

Вторник

Формы работы:

Общение «История празднования Масленицы на Руси»

НОД по ФЭМП «Масленица»

Физкультурный досуг в зале «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерема»

Игра-забава «Взятие снежной крепости»

Игровое упражнение " Русская метла"

Народная игра "Горелки"

Подвижная игра "«Волки и овцы», «Мороз-красный нос»

Заучивание наизусть "Частушки про масленицу"

Папка-передвижка для родителей «Масленица»

Изготовление кукол-закруток «Маслена»

Среда

Формы работы:

Беседа «Дни масленичной недели»

НОД с интеграцией образовательных областей «Проводы Масленицы»

Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет!»

Наблюдение за солнцем «Солнышко, покажись! Красное, нарядись!»

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Игра-забава «Снежный лабиринт"

Народная игра "Солнце"

Подвижные игры «Лиса и куры», «Затейники»

Чтение художественной литературы «Шутки-прибаутки на Масленицу»

Пластилинография «Масленица»

Сюжетно-ролевая игра " Масленица"

Четверг

Формы работы:

Беседа «Игры и забавы на Масленицу»

НОД по развитию речи «Как на масленой неделе»

НОД по художественно-эстетическому развитию «Масленица-блиноедка» (тестопластика)

Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела»

Игровое упражнение «Всадник»

Народная игра "Бояре"

Хороводная игра «Заря-зарница»

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Игра-драматизация «Как Федора Масленицу справляла»

Книга родительских рецептов «Любимые рецепты блинов»

Пятница

Формы работы:

Общение «Как празднуют Масленицу в нашем городе

Дидактическая игра «Какой блин?»

Праздник-развлечение «Широка Масленица

НОД по рисованию "Блиночки, блины!"

Конкурс на лучшую снежную фигуру снеговика «Эх, мороз невелик-тает наш снеговик!»

Игра-забава «Платочки»

Хороводная игра «Масленичный паровоз»

Народная игра "Гори, гори ясно!»

Загадки про Масленицу

Дидактическая игра «Доскажи словечко», «Четвертое лишнее»

Музыкальная забава " Веселый оркестр"

Предполагаемый результат:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику;

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;

Устойчивый интерес к культуре русского народа;

Знание детьми устного народного творчества, песен, игр;

Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи дошкольников;

Повышение интереса к созданию народных игрушек.

Продукт проектной деятельности :

Создание альбома «Любимые рецепты блинов»

Мастер-класс от родительницы «Печем блины на Масленицу»;

Презентация «Широкая Масленица

Выставка детских поделок «Ай, да Масленица

Презентация проекта :

Праздник – развлечение «Широкая Масленица

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр-драматизаций на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, обогатить словарный запас дошкольников через освоение фольклорного материала.

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

детей повысился уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами устного народного творчества;

-у воспитанников сложилось положительно-эмоциональное и осознанное отношение к празднику.

-дети готовы участвовать в практических делах по проведению праздника, в своих работах отразить его сущность.

- у дошкольников сформированы навыки культурного поведения во время проведения мероприятий.

-дети знают правила безопасности в обращении с огнем.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза в начале работы над проектом о том, что развитие речи старших дошкольников средствами фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.

Используемая литература:

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.

3. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976.

4. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г.

5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9

6. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. –М. : Просвещение,

7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9

8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост. : В. А. Богуславская, В. Д. Разова. –М. : Просвещение, 1967

9. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М. : Просвещение, 1987.

10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1984.-№4

11. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000

12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А. В. Орловой. –Владимир. : Академия, 1995.

13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М. : Просвещение, 1981.

14. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М. : Просвещение, 1972

15. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9.

16. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М. : Просвещение, 1960.

Материалы из периодических изданий:

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М. : «Школьная Пресса», 2003г.

3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000г.

Интернет-источники:

1. https://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

2. https://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

Фото «Масленица»
Паспорт проекта  для детей подготовительной к школе группы - фото
Паспорт проекта по образовательной области Речевое развитие на тему Широкая Масленица Развитие речи дошкольников средствами фольклора Тип проекта познавательно творческий Продолжительность краткосрочный недельный Публикация Паспорт проекта Масленица для детей подготовительной к школе группы размещена в разделах Масленица
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зима. Зимние забавы» для детей подготовительной к школе логопедической группы Цели занятия: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме; Активизация и расширение словаря детей по темам «Зима», «Зимние забавы».

Открытое занятие по ФЭМП на тему «Число 7. Цифра 7» для подготовительной к школе группы Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему «Число 7. Цифра 7.» Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать.

Паспорт краткосрочного проекта «Никто не забыт, ничто не забыто». Для детей старшего возраста детского сада .

Паспорт познавательно-творческого проекта второй младшей группы «В гостях у сказки» Подготовила воспитатель Иванова Г. Н., М. О., г. Химки, мкр. Подрезково, ул. Мира, д. 6 Участники проекта: Дети младшей группы «Пчёлки», воспитатель:.

Паспорт проекта для детей старшей группы «Осень-чудная пора»Паспорт проекта для детей старшей группы «Осень-чудная пора» Паспорт проекта для детей старшей группы «Осень – чудная пора» Актуальность темы. При огромных возможностях современного мира становится.

Паспорт проекта «Моя малая Родина» для средней группыПаспорт проекта «Моя малая Родина» для средней группы Актуальность: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит.

Паспорт проекта «Павлопосадские шали» (подготовительная к школе группа)Паспорт проекта «Павлопосадские шали» (подготовительная к школе группа) Введение «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции,.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Проект подготовительной к школе группы для детей с ОНР на тему «Театр — это серьезно»Проект подготовительной к школе группы для детей с ОНР на тему «Театр — это серьезно» Авторы работы Штогрина В. В., Лещева О. А. Проект подготовительной к школе группы для детей с ОНР на тему «Театр – это серьезно» Целью.

Развлечение на экологическую тему для детей подготовительной к школе группы «Осенний бал» Цель: Подарить детям радость и эстетическое наслаждение от праздника, используя мягкую коррекцию воспитанности и вовлечение их в ценностную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт проекта «Масленица» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 13:56
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД