МААМ-картинки

Использование интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Людмила Шильцова
Использование интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Конкурсное задание

Муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель Оренбуржья»

Педагогическая находка

«Использование интеллектуальной карты для организации

познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Воспитатель МБОУ «Войковская СОШ име-ни Олега Стуколова»

Шильцова Л. И.

п. Войковский, 2023г.

Публикация «Использование интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Меня зовут Шильцова Людмила Ивановна я воспитатель Покровского филиала Войковской школы. Сегодня мы поговорим об интересной технологии, которая помогает гене-рировать идеи, запоминать большие объемы информации, планировать рабо-чий день, тематическую неделю в детском саду и многое, многое другое.

Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно все! И как найти нечто, похожее на яркие лучики, способные зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский «Учите ребенка каким — нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Так вот ТЕ САМЫЕ ЛУЧИКИ - это образы или ассоциации.

А что такое ассоциация?

Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого.

Например, мы чувствуем запах ёлки и вспоминаем детство, подарки, дом, в котором встречали Новый год. Или кто-то говорит нам «сад» и в нашем созна-нии всплывает образ яблони, сливы, пения птиц и т. д.

Ища так называемые лучики или способы обработки и запоминания ин-формации, я открыла для себя интересную технологию, которая успешно ис-пользуется МНОЙ в образовательной деятельности с дошкольниками. Это технология интеллектуальных карт.

Автором теории интеллект-карт в 60-е годы прошлого столетия выступил Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности.

Буквально слово означает "карты ума", так же их еще называют «менталь-ные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты".

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде структуры исходящей от центра к краю.

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет решать следующие задачи, которые вы видите на экране:

- развивать психические функции (внимание, память, мышление);

- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;

- развивать интересы детей, познавательную активность, любознатель-ность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстника-ми;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморе-гуляции собственных действий;

- развивать воображение и творческую активность;

- развивать мелкую моторику рук.

Основной “секрет” интеллектуальной карты прост – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научить представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отра-зить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.

При построении интеллект карт представления становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко подда-ются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллю-страциями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисун-ков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами.

В работе с детьми интеллект-карты я использую по трем направлениям:

1 направление. Сбор материала о предмете или объекте;

2 направление: Закрепление и обобщение материала.

В практике нашего учреждения используется комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который предполагает рабо-ту по социально-значимым темам, определенным на неделю. Создание обоб-щенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным те-мам недель.

3 направление: Развитие связной речи.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной теме, развиваются умения состав-лять и распространять предложения.

Начинать использовать интеллектуальные карты можно в работе с детьми четырех лет, во всех видах деятельности.

Первую карту мы сделали с детьми, на тему недели «Осень золотая». Для систематизации знаний, возникла такая необходимость. Использование интел-лект- карты позволило детям начать видеть связи между объектами и явления-ми, а также превращать всё это в логическую интеллектуальную систему. Карта по теме «Осень золотая», как первая работа, получилась интересной по содер-жанию. Ребята увлеченно сами проводили веточки, вырезали из предложенно-го материала необходимые картинки. Мы назвали такую работу карта-«помогайка».

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать :

1. воспитатель (он может составить интеллектуальную карту по теме заня-тия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);

2. воспитатель в совместном взаимодействии с детьми как иллюстрирова-ние рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по опреде-ленной теме или в ходе проектной деятельности;

3. дети вместе с родителями (это поможет привлечь родителей к образова-тельному процессу и сформировать у детей на будущее - умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного мате-риала)

Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность, что ис-ключает формальную передачу знаний детям.

Объем информации по представленной теме размещен на одной странице, поэтому легко определить объем знаний воспитанников, т. е её можно исполь-зовать и как диагностический инструментарий.

Карта интересна, как воспоминание о проделанной работе. Пересмотр ин-теллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают по данной теме, а также увидеть новые направления, возникают идеи, появляется возможность дописать, дорисовать.

Т. к. я работаю в разновозрастной группе, составление интеллектуальных карт дает мне возможность привлечь к совместной работе детей разного воз-раста : например, дети помладше делают карту из 3-4 блоков, а те, которые по-старше могут её расширить, добавить материал, составлять более развернутый текст по теме. Дети приобретают определенные умения по заполнению интел-лект-карты, появиляются зачатки планирования, которые они проявляют в са-мостоятельной и совместной деятельности. Дети четче формулируют мысли, учатся договариваться, сотрудничать.

Итак, в завершение хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая детская активность, иници-ативность, самостоятельность, проявление творчества. На мой взгляд, ме-тод применения интеллект - карт является достаточно результативным, и я ду-маю, что эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Использование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возрастаИспользование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Каждый воспитатель использует в своей работе с детьми стихотворный материал. Это очень помогает настроить детей на нужный.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 19:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД