МААМ-картинки

Педагогическая технология «Клубный час» как механизм развития саморегуляции поведения детей в ДОО

Маргарита Муратова
Педагогическая технология «Клубный час» как механизм развития саморегуляции поведения детей в ДОО

Тема моего выступления обусловлена тем, что нашему детскому саду № 3 «Колобок» с 2017 года присвоен статус экспериментальной площадки федерального автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Вариативно – развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования».

В нашем образовательном учреждении реализуется вариативная примерная основная образовательная программа «Тропинки», выпущенная под редакцией Владимира Товиевича Кудрявцева.

Публикация «Педагогическая технология „Клубный час“ как механизм развития саморегуляции поведения детей в ДОО» размещена в разделах

В методическое обеспечение программы включено методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которого является старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева. Она разработала технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

Задачами социального развития дошкольников являются:

Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;

Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста:

1. клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится;

2. ежедневный рефлексивный круг предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе;

3. ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин);

4. заключительные праздники по ситуации месяца подводят итог тому, чему дети научились за месяц;

5. проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми;

6. дети-волонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);

7. волшебный телефон, своеобразный детский «телефон доверия»;

8. социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского;

9. развивающее общение (технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»);

Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.

Вашему вниманию мы представляем педагогическую технологию «Клубный час», успешно реализуемую в нашем ДОО - ЛЮБОЗНАЙКА

Очень интересным и эффективным механизмом развития саморегуляции поведения детей является технология «Клубный час».

Задачи «Клубного часа» :

воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

обучение ориентировки в пространстве;

воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;

приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Технология «Клубного часа» в нашем детском саду идет по типам: «Деятельностный», «Творческий», «Свободный». В основе лежит самоопределение каждого ребенка, в выборе видов деятельности.

Периодичность «Клубного часа» по ПООП каждую неделю, но т. к. она требует длительной и тщательной подготовки, в нашем саду «Любознайка» проходит 2 раза в месяц

Перед тем как начать проводить это мероприятие, педагоги детского сада встречаются за круглым столом и обсуждают ведущие мероприятия в рамках тематического «Клубного часа».

Дети сами составили правила поведения в группе и на «Клубном часе», правила были оформлены в рисунки. Так, ребята уже сами могут делать замечания другим детям, если кто-то нарушает установленные в группе правила, опираясь на знаки – рисунки.

Все станции, как правило, связаны одной тематикой, но разными видами деятельности. В рамках календарно-тематического планирования, на рефлексивном круге с утра, воспитатель объясняет детям, какие станции будут работать в Клубном часе, и чем там можно будет заниматься. Чтобы дети смогли понять и самостоятельно выбрать вид деятельности, который им по душе, педагоги изготовили картинки-схемы видов деятельности определенного цвета. Соответственно, ребенок, выбравший определенный вид деятельности, берет фишку такого же цвета и идет по соответствующим выбранному цвету стрелкам, и приходит на понравившуюся станцию. По проходам сада на уровне глаз детей, прикрепляются разноцветные стрелки – указатели. Так же было сказано, что перемещаться можно по всему корпусу детского сада. Со второго на первый этаж. Таким образом решается задача самостоятельного выбора деятельности детей и дети учатся ориентироваться в здании детского сада.

Для того чтобы точно знать время, звонит колокольчик, по этому сигналу можно самостоятельно идти, туда, где вам хочется чем – то заняться, по истечения часа, опять зазвонит колокольчик, это сигнал, что надо вернуться в группу.

В Клубном часе участвуют дети средних, старших и подготовительных групп. Так, каждой станции присутствуют дети разного возраста, что способствует проявлению дружеских взаимоотношений между малышами и детьми старшего возраста. Старшие дети помогают малышам, а младшие прислушиваются к советам старших.

При анализе первого «Клубного часа» педагоги отметили, что поведение некоторых детей оставляет желать лучшего: были случаи, что ребенок мешал другим детям, постоянно отвлекая громким криком, дети забирали весь, подготовленный материл себе, и не желали делиться, отвлекались на предметное окружение группы…

У каждого ребенка имеется сумочка с фишками, за нарушения одного из правил, ребенок лишается фишки и если все фишки заберут, то ребенок пропускает «Клубный час».

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что с помощью подобных технологий у дошкольника формируется не только самостоятельность и ответственность за свои поступки, но и умение аргументировать свою точку зрения, планировать свою деятельность и удерживать в голове план. Создаются условия для самовыражения ребенка, повышения его самооценки. Дети учатся работать в коллективе и получают удовольствие от своей работы.

Таким образом, в ходе «Клубного часа» дети учатся жить и взаимодействовать в едином социуме.

А это крайне необходимо при подготовке детей к школе, а также при формировании учебной мотивации.

Кроме того, данная технология создает условия для победы ребенка над различными проблемами эмоционально-волевого характера.

Использованная литература:

1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М. : Речь, 2004. – 272 с.

2. Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 184 с.

3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // https://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217

4. Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под редакцией В. Т. Кудрявцева. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 166 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология «Клубный час» как механизм развития саморегуляции поведения детей в ДОО
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 17:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД