Лучший педагог года

Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия

Елена Стрижакова
Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия

Неизменный изменчивый мир. Вода

Цель: развитие личности ребёнка в процессе общения с миром воды в её многообразии и связей с жизнью людей на основе музыкально художественных произведений.

Задачи:

Формировать навыки визуальной грамотности ребёнка;

Публикация «Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия» размещена в разделах

Формировать у детей представления об изобразительных возможностях в музыке и живописи, её способностях отражать явления окружающей природы;

развивать навыки музыкально-художественного восприятия ребёнка произведениями искусств на основе общности этих произведений;

создать условия для накопления опыта в художественно-творческой деятельности каждого ребёнка, которая отражается в рисунке;

Способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения замысла, отражённых в созданных продуктах творчества.

Формы работы художественно-эстетического воспитания в культурно-образовательном пространстве решаются:

• в совместной деятельности педагогов и детей;

• в совместной деятельности с семьёй;

• в самостоятельной деятельности детей;

• при организации режимных моментов.

Используются методы обучения:

1. Метод эмоционально-художественного погружения

2. Метод комплексного воздействия разных видов искусств

3. Метод сравнения и сопоставления

4. Метод совместного рассматривания и обсуждения с детьми мира вещей и рисунков

5. Метод рефлексии

Средства обучения:

- магнитная доска, компьютер, цветные магниты;

- аудио-видео материал

- Картины русских художников: Пластов Аркадий Александрович (1893-1971) Полдень. 1961 г. ГРМ

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Море. Коктебель. 1853.

Музыкальные произведения: Римский – Корсаков «Море» вступление из оперы «Садко»; фрагменты 1 «Море и Синдбадов корабль» и 4 «Праздник в Багдаде» частей симфонической сюиты «Шахерезада»; М. Равель «Игра воды»; П. И. Чайковский «Июль» из цикла «Времена года», музыка природы.

Виды деятельности на занятии:

1. Слушание и исполнение музыки

2. Технология фасилитированной дискуссии

3. Художественно - игровая деятельность

4. Импровизация

5. Рисование

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения оценивать результат своей деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально воспринимать и визуализировать художественно - музыкальные произведения; анализировать взаимодействия героев, музицировать; рисовать.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения сотрудничать в группе.

Ход занятия

1. Приветствие

Звучит музыка М. Равеля «Игра воды», на фоне которой происходит приветствие педагога с детьми.

Шум воды бесконечен,

Вода холодна и чиста,

Свежа как роса на восходе,

Чиста, как слеза янтаря. (Стрижакова)

Педагог берёт в руки синий карандаш, как олицетворение морской стихии, родника, и просит представить себя капелькой воды, живущей на тучке, листочке, цветочке, камешке, кораблике, рыбке и т. д. и поздороваться от его лица.

Например, я - капелька дождливой тучки, рада познакомиться с вами!

2. Вхождение в сказку

Слышен шум прибоя.

Слышите, это море зовёт нас в гости полюбоваться морскими красотами, и для того, чтобы их увидеть, подумайте, о чём шепчет нам море?

Предлагаю вам превратиться в сказочные морские существа, принять удобную позу, расположившись в кругу, закрыть глаза и внимательно послушать разговор моря. Что нам оно говорит?

3. Моё воображение

Прошу детей закрыть глаза и представить себе, что они:

- пускают бумажный кораблик;

- загорают на берегу моря;

- плывут на лодке и ловят рыбу;

- капитанами большого корабля;

- плавают вместе с дельфинами;

- прячутся от грозы на берегу моря.

Что вам больше всего понравилось представлять и что вы чувствуете при этом.

Звучит отрывок из симфонической сюиты Римского-Корсакова, детей просят пройти на стульчики.

Музыкальный руководитель вспоминает Сказку Шахерезады из восточных сказок тысячи и одной ночи 1 часть «Море и Синдбадов корабль», 4 часть, («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником», на фоне звучания музыкальных отрывков перед детьми открывается картина И. Айвазовского Море. Коктебель.

4. Упражнение: Рассмотри и дай название картине

На выбор даются 2 картины:

картина И. Айвазовского Море. Коктебель;

картина А. Пластова Полдень.

5. Упражнение «Музыкальная картина» - технология фасилитированной дискуссии.

Хорошая живопись – это музыка, мелодия, недаром музыку называют сестрой живописи.

Послушай музыку, которой озвучена рассмотренная картина, и скажи, соотносится ли музыкальный образ с живописным (сопоставление музыкальных средств выразительности с цветовым решением) .

Картина А. Пластова «Полдень» озвучена фортепианной пьесой П. Чайковского «Июль» из «Детского альбома».

6. Игра "Реченька"

Жарко. От синего глубокого моря мы пойдём в поле, и поведёт нас туда ручеёк.

Звучит музыка ручейка.

Муз рук. Читает стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька»:

– Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты звонкая такая?

–Утром надо мной поёт синичка,

Оттого и звонкая водичка!

– Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты чистая такая?

–Чистым голоском поёт синичка,

Оттого и чистая водичка!

–Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты синяя такая?

–В родничке купается синичка,

Оттого и синяя водичка!

Муз рук. Предлагает детям «прозвонить» стихотворение, выбрав подходящий по звуку инструмент из заранее разложенных (барабан, бубен, колокольчик, металлофон, кастаньеты, бакальчики, «музыка ветра», и спросить у каждого ребёнка, почему он сделал такой выбор. (6 пар инструментов)

Привёл нас ручеёк к роднику с чистой и холодной водой. Покажите, как мы умываемся, когда нам жарко, пьём.

7. Разговор с вещью.

Рассмотрите вещи, которые имеют прямое отношение к воде:

Ракушка, морская звезда, кружка, чашка, ведёрко. Исследуйте вещи, выберите ту, которая понравилась вам больше всего, и расскажите о ней.

8. Упражнение «Музыкальные жесты воды» на музыку М. Равеля «Игра воды»

Щелчки; шуршащие ладони; шлепки по коленям или хлопки; подуть на ладонь

9. Рефлексия

Педагог берёт в руки ракушку и просит наполнить её своими пожеланиями, а также вспомнить и назвать самое интересное задание сегодняшней встречи.

10. Ритуал прощания

Детей просят встать в круг, послушать музыку воды (звуки природы, попрощаться, и напиться воды, угоститься сладкими дарами – «морскими и речными камешками», как напоминание о том, что мы вернулись из морской сказки.

11. Упражнение «Я – художник»

По желанию педагога, отталкиваясь от подготовки опыта восприятия ребёнка можно предложить:

1. Нарисовать свою картину воды, подарив всё волшебство и силу синего цвета белому листу бумаги, после чего музыка позволит оживить наше представление в ваших рисунках.

2. Найти место для себя или выбранного предмета, явления непосредственно на картине.

3. Сходить в музей воды и рассказать о том, что вам больше всего там запомнилось.

Публикации по теме:

Основные задачи дошкольного воспитания Основные задачи дошкольного воспитания1. Охрана жизни и здоровья ребёнка. 2. Создание условий для формирования основ физической культуры,.

Тематическая неделя «Путешествие в мир насекомых» «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ» Цель: Знакомство с одной из многочисленных групп животных – насекомыми, их распространением, отличительными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 18:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД