Надежда Шелудько
Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час»
1. Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа» :
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
Публикация «Педагогическая технология социализации дошкольника „Клубный час“» размещена в разделах
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
Данную технологию мы используем первый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Клубный час мы проводим 1 раз в месяц, практикуем проводить по пятницам. Может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время.
Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.
В чём проявляется инициатива?
Можно выделить следующие типы «Клубного часа» :
• свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами
– познавательная инициатива – любознательность
Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.
• тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.
– инициатива как целеполагание и волевое усилие
Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.
– познавательная инициатива – любознательность
Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– коммуникативная инициатива
Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.
• деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы и т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется право свободного выбора деятельности
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
- двигательная инициатива
Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость.
• творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.
Во время «Клубного часа» удачно внедряем такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе, садятся в «Рефлексивный круг», выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями обмениваемся мнениями:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- дети познакомились с большинством детей сада;
- освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;
- дети стали отзывчивее друг к другу;
- дисциплинирует детей;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий.
2. Образовательная афиша - это лист бумаги (плакат, газета) и т. д., на котором написано объявление того или иного мероприятия с указанием места и времени проведения. А также может быть описание данного мероприятия или поздравление.
Образовательная афиша это форма информирования родителей.
Цели: [/i]повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа с семьями воспитанников.
Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Афиша может располагаться в родительском уголке. В зависимости от того, где должна использоваться эта афиша. Будет ли она в печатном виде. От этого зависит её формат. Для печати - вертикальный формат.
Образовательная афиша должна быть яркой, красочной, чтобы информация бросалась в глаза с первого взгляда. Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы.) На ней крупным планом написано название. Правильно расположенные изображения или фотографии, которые раскрывают главные моменты, чтобы заинтриговать их содержанием, показать значимость и важность мероприятия. Одного взгляда должно быть достаточно, чтобы узнать самое важное. Обязательно указывается, место, дата и время прохождения какого то – события. Если это афиша-коллаж - красиво располагать детали на общей композиции.
Афиша должна:
- соответствовать годовому учебному, тематическому плану;
- соответствовать возрасту детей;
- соответствовать времени года;
- оригинальная;
- красочная;
- подразумевать под собой безопасность;
- делаться в срок.
Афиша должна меняться один раз в месяц или же два раза, согласно, плана деятельности ДОО. На своем опыте можем поделиться лучше два раза в месяц менять образовательную афишу, для того что бы информация была развернутой, а не сжатой. Благодаря, образовательной афише:
- родители видят, какие мероприятия будут проходить в данном месяце;
- в какой последовательности они располагаются;
- самое главное родители могут видеть итог.
Родители прикрепляют стикер к мероприятию, указывая фамилию и имя. Афиша является наглядной информацией для родителей. Наглядная информация универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Напечатанная информация воспринимается и запоминается лучше, чем произнесенная. Как правило, родители – люди очень занятые и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. К тому же в плакатном модуле можно разместить намного больше информации и педагогу не потребуется повторять несколько раз информацию для каждого родителя.
«Постер личностных и творческих достижений детей».
3. Существуют различные формы и методы взаимодействия воспитателей с семьёй воспитанников. Одними из них являются наглядно-информационными. Как правило, они размещаются в раздевалке группы и представляют собой: информационные стенды, папки-передвижки, стенгазеты о жизни группы, консультации для родителей, различные буклеты, фото или видео файлы и т. д. Помимо этих видов, существует ещё один: «Постер личностных и творческих достижений детей».
Данный постер представляет собой плакат, на котором отображаются достижения детей в творчестве, какие личностные и нравственные качества они приобрели, а также знания, сформировавшиеся у них на протяжении учебного года в детском саду. Назначение этого постера заключается в том, чтобы наглядно демонстрировать родителям, каких успехов достигли их дети и к чему ещё стоит стремиться. Он показывает, что работа воспитателя с воспитанниками происходит систематически и регулярно.
Как бы то ни было, при создании подобных постеров могут возникать множество вопросов: от оформления, до выбора формата ватмана. Ниже представлен алгоритм создания постера личностных и творческих достижений детей, который ответит на все актуальные вопросы про этой теме.
1. Выбор формата для постера:
Постер представляет собой готовый напечатанный плакат с фоном или пустой ватман, который можно расположить как горизонтально, так и вертикально. Лучше всего применять плоскость общепринятых форматов бумаги от А1 до А3.
2. Дизайн и общие сведения о размещаемой информации:
Фон постера в приоритете должен быть светлым. В противном случае, получится так, что текст и картинки на нём станут хуже восприниматься;
Из надписей на постер можно добавить название группы. Не стоит забывать о назначении плаката, поэтому, нужно обязательно добавить наименование «Постер достижений группы» или «Наши достижения». Сам заголовок выделяется большим шрифтом, который пропорционально смотрится в зависимости от выбранного Вами формата;
Не лишним также будет добавление различных изображений, слов, словосочетаний, знаков, лозунгов или девиза группы;
Информация, размещаемая на постере, должна быть общедоступной. Без использования профессионализмов, а также аббревиатур.
3. Создание ячеек для крепления фото и достижений детей:
На постере должны быть изображены фотографии детей, которые впоследствии будут заменяемыми (на магнитах, в кармашках или на текстильной застёжке – липучке). Такими же способами крепятся и критерии достижений.
4. Используемые материалы для постера:
Фото каждого ребёнка группы в портретном формате, обязательно цветное, а также стикеры с картинками, на которых напечатаны достижения или которые будут подписаны впоследствии рукой воспитателя;
Каждое фото должно иметь короткое текстовое сопровождение. Это может быть приветствие ребёнка и его краткая характеристика.
5. Периодичность смены представленного материала:
Информация о достижениях, как и фото ребёнка меняется по окончании тематических недель, а также при завершении проектной деятельности по результатам образовательной деятельности (желательно раз в месяц).
6. Предполагаемый перечень достижений.
В содержании постера стоит отобразить несколько видов достижений: творческие, умственные и личностные:
Творческие достижения могут содержать в себе перечень проявлений ребёнка на непосредственно организованной образовательной деятельности по изобразительному искусству, а также на занятиях по музыкальной деятельности;
Умственные достижения представляют собой новые приобретенные знания, умения и навыки в формировании математических представлений, при ознакомлении детей с окружающим миром и речевом развитии дошкольников;
Личностные достижения отображают качества личности детей, которые формируются у них в процессе воспитания: вежливость, уступчивость, доброжелательность, сочувствие, доброта, уважение к старшим и труду взрослых.
Часть достижений можно позаимствовать из дневника наблюдений группы.
7. Расположение постера творческих и личностных достижений детей:
Постер целесообразно разместить в раздевалке группы или холле, где родители воспитанников смогут обратить на него своё внимание.