Педагогические ситуации по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни

Наталья Жигалова
Педагогические ситуации по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни

На протяжении ряда лет педагогический коллектив МДОУ детский сад комбинированного вида № 34г. Белгорода осуществляет целенаправленную и систематически спланированную работу с дошкольниками по формированию культуры здоровья, способствует становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Особый интерес вызывают различные методы по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ. Работа по данному направлению вынесена за пределы групп и проходит в физкультурно-оздоровительном комплексе, кабинете психолога, музыкальном зале.

В ходе непосредственно образовательной деятельности создаются игровые и воображаемые ситуации, где дети встречаются с полюбившимся героем мальчиком - Стобедом, которого они обучают, развивают и воспитывают. Другие персонажи (Айболит, Витаминка, Гантелька, Мойдодыр, Фея здоровья) позволяют ощутить «Эффект присутствия» в определённом месте для разыгрывания ситуаций. Дети с нетерпением ждут встреч с полюбившимися персонажами.

Формирование представлений о здоровье, его ценностях, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья идёт не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной и индивидуальной деятельности педагога и ребёнка в течение режима дня.

Предложенные практические педагогические ситуации помогают перенести накопленный опыт у ребенка в реальность. Эффективная работа в ДОУ напрямую зависит от активной, заинтересованной поддержки родителей, а тем более вовлечение родителей в решение разнообразных проблемных практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки здоровьесбережения: как заботиться о своем организме, как оказать первую помощь, избежать опасной ситуации.

Ситуации для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

направить воспитательно-образовательный процесс на формирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за них.

Задачи:

научить ребенка не допускать возникновения «опасных» ситуаций для их жизни здоровья, дать возможность проявить себя в умении выходить из нее;

уметь распознавать опасности, вырабатывать у детей стереотип поведения, при котором ребенок может избежать этой опасности или выйти из нее, не причинив большого вреда для себя и своего здоровья.

ЗАБОЧУСЬ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ

1. Таня и Вова гуляли в саду. Около яблони на земле лежали спелые

ароматные яблоки. Дети собрали полную корзину фруктов. Вова протянул руку и сказал: «Я хочу съесть вот это яблоко». Что ему ответила Таня?

Вывод: Нельзя есть грязные немытые фрукты, может заболеть живот.

2. Ваня гулял на улице и пришел испачканный. «Я устал, хочу отдохнуть,

полежать»,- сказал Ваня маме и отправился в спальню. Но мама его

остановила. Что мама сказала Ване?

Вывод: после прогулки необходимо тщательно вымыть руки, лицо или тело

с мылом, чтобы микробы не попали в организм.

3. Серёжа очень любил сладости и не любил чистить зубы. И вот однажды у него сильно разболелся зуб. Почему это случилось? Кто теперь поможет мальчику?

Вывод: нужно чистить зубы два раза в день, полоскать рот после еды. Нельзя есть много сладостей. Регулярно проходить осмотр у врача стоматолога.

4. Оля любит смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры. Делает это часто и подолгу. После этого у нее появилось покраснение и неприятное ощущение в глазах. Как вы думаете, почему это случилось и что можно посоветовать Оле?

Вывод: нельзя подолгу смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, от этого может испортиться зрение, будет болеть голова.

5. Петя и Саша решили помериться своими силами: кто быстрее и выше залезет на дерево, спрыгнет с высоты. Как вы думает, что может с ними произойти? Можно ли прыгать с высоты?

Вывод: нельзя залезать на высокие предметы и деревья и прыгать с высоты. Можно повредить руки или ноги, удариться головой.

6. На прогулке в детском саду ребята играли с зеркальцами в «солнечных зайчиков». Миша часто ловил «солнечных зайчиков» глазами. После прогулки у него воспалились глаза и стали слезиться. Почему это произошло? Что нужно делать, чтобы уберечь глаза от солнца?

Вывод: нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами. Можно потерять зрение. В солнечную погоду необходимо носить солнцезащитные очки.

ОКАЗАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПОМОЩИ

1. Лена и Валя играли в песочнице, строили гараж, лепили куличики. К ним подошел Вова, выхватил у Лены совок и стал сыпать песок на постройки. А потом обсыпал песком Валю. Песок попал Вале в глаза и рот. Валя заплакала. Пришлось врачу промыть Вале рот, глаза и закапать глазные капли.

Вывод: нельзя обсыпаться песком. Если песок попал в глаза или в рот, то их следует промыть немедленно водой и при необходимости обратиться к врачу.

2. Сережа очень любил собирать разноцветные стеклышки и выкладывать из них узоры. Часто стекла были из битых бутылок с острыми краями. Однажды он нашел новое стеклышко, положил его в карман, а потом захотел показать Саше. Засунул руку в карман и порезался. Кровь шла очень сильно, пришлось сделать перевязку.

Вывод: нельзя играть с битым стеклом и острыми предметами. Можно порезаться, пораниться.

3. Летом Таня любила гулять без панамки. У всех детей были головные уборы. Стояла жаркая погода. Вечером у Тани поднялась температура, сильно болела голова. Пришел врач и сказал, отчего заболела Таня. Как вы думаете, что он ей сказал?

Вывод: нельзя летом ходить без головного убора, можно получить солнечный и тепловой удар.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ И ПРИРОДЕ.

1. Подружки Наташа и Таня пошли в рощу собрать красивые цветы. Девочки так увлеклись сбором цветов, что не заметили, как зашли далеко в чащу. Они стали кричать и звать на помощь.

Объясните поступок девочек и скажите, чего не должно быть?

Вывод: детям одним и без разрешения взрослых нельзя никуда ходить.

2. На прогулке ребята увидели большой красивый куст с ягодами. Они захотели попробовать эти ягоды на вкус, но Коля сказал…

Что сказал Коля своим друзьям?

Вывод: нельзя есть незнакомые ягоды, пробовать на вкус незнакомые растения, незрелые плоды, ими можно отравиться.

3. Дети гуляли на поляне. Вокруг летало много разных насекомых. Таня рассматривала жучков, паучков, а смелый Саша решил удивить всех и поймать осу или шмеля. Как вы думаете, что произойдет с Сашей, если ему удастся поймать этих насекомых? Какую первую помощь надо оказать при укусах насекомых?

Вывод: Нельзя ловить и брать руками насекомых, они могут быть ядовитыми. Если произошел укус появиться боль, отек, слабость, тошнота, головокружение и даже обморок. Необходимо приложить к месту укуса холод, сообщить взрослому, обратиться к врачу.

4. Ребята катались на роликах. Рома ехал быстро, был невнимателен и не заметил открытого люка, возле которого не было ограждения. У мальчика был сильный испуг и перелом ноги. Расскажите правила катания на роликах, велосипедах, самокатах.

Вывод: недопустимо выезжать на автодорогу; выбирать ровные, безопасные и малолюдные места. Даже закрытые люки, лучше объезжать во избежание несчастных случаев.

5. Аня стояла на балконе и увидела во дворе Свету. Она захотела ее позвать к себе в гости. Поставила стул к перилам балкона и перегнулась вниз. Что могло произойти с Аней?

Вывод: детям нельзя высовываться с балконов и открытых окон. Можно вывалиться и разбиться.

Публикации по теме:

Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на прогулке в зимнее время В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Педагогические ситуации по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни
Опубликовано: 14 октября 2013 в 21:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дежурство по столовой. Работа с детьми.
В нашей группе дети любят дежурить по столовой. Дежурство формирует желание потрудиться ради других, формирует умение помогать взрослому, заботливо...
Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»
Содержание Вступление. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников. Глава II . Мои знаменитые земляки. § 2. 1. Наш ветеран Великой...
Фотоотчет спортивного праздника «Морское путешествие»
Вот и в нашем саду прошли мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника . Пап и дедушек нашей группы пригласили на спортивный праздник под названием «...
Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается»
Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых и жить по...
Стен газета Масленица.
Масленица – это древний славянский праздник, сохранившийся до наших дней еще со времен языческой культуры. Изначально ее связывали с днем весеннего...