Папки-передвижки

Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»

Татьяна Маколова
Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребенку захотелось, еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский.

«Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»

Средняя группа

Воспитатель МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида Маколова Т. А.

Публикация «Педагогический опыт „Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем, так как речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.

Работая с детьми и наблюдая за их общением и речью, я вижу, как нелегко им общаться друг с другом. Дети не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, т. е. не владеют диалогической устной монологической речью. Отсюда, я думаю, у детей возникает чувство робости, стеснения, даже при общении с взрослыми. Я знаю проблемы речевого развития своих детей. И мне бы хотелось видеть их более раскованными, общительными, инициативными, проявляющими интерес к окружающему.

Не умеющий говорить ребенок стесняется, у него возникает чувство неполноценности, и в результате он замыкается от детей и взрослых. Со стороны родителей я вижу стремление и старание помочь своим детям, но не всегда они знают что делать. Кроме чтения детской художественной литературы и разговоре о прочитанном не знают чем заняться с ребенком, о чем с ним поговорить. Большую часть свободного времени дети заняты компьютером, телевизором, просмотрим мультфильмов, или своими играми. Ребенок, у которого хорошо развита речь даже в одиночестве играя с игрушками, разговаривает с ними, задает вопросы и сам на них отвечает. Может, самостоятельно открыв книгу, без участия взрослых глядя на иллюстрации, придумать и озвучить героев. Но таких детей, к сожалению мало. Я задумалась: как разбудить в ребенке желание высказывать свое мнение, справляясь с волнением, общаться между собой в течение дня, быть интересными собеседниками, доброжелательным, внимательным. Любознательному ребенку интересно все, чем больше у него запас знаний и богаче активный словарь, тем сильнее тяга к познанию окружающего мира.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Я задумалась о поиске инновационных путей развития коммуникативно - речевых навыков. И пришла к выводу, что можно попробовать использовать метод «Детской журналистики».

Этот метод основывается на личностно –ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка. Все это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников,в постоянно меняющемся окружающем мире.

Я разработала проект «Детская журналистика». Учитывая интересы детей, выбрала более интересные формы работы, т. к. здесь нужна инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов.

Наметила цели и задачи.

Цель:

В процессе совместной деятельности с детьми, использовала следующие методы и приё мы:

• Логические (сравнение, анализ, моделирование, абстрагирование, гипотеза).

• Эмпирические (наблюдение, описание, систематизация, классификация, обобщение, эксперимент).

• Эвристические (эвристические беседы, мозговой штурм).

В первую очередь были разработаны планы по работе с детьми и родителями по теме «Детская журналистика», организована предметно-развивающая среда

Когда были созданы все условия, я пришла к выводу, что основным видом деятельности будет игра - она ближе и понятнее детям.

-В игре развивается мотивационно - потребностная сфера

-преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм

-развивается произвольность поведения

-развиваются умственные действия

Игра- вещь серьёзная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоёмкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра: например,прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, провожу тематические беседы,чтобы научить детей правильно говорить, нужно научить их общаться между собой, поэтому тематические беседы выбирала на такие темы: «Что такое дружба?», «Как сыграть сказку?», «Как помириться?», «С кем ты хочешь дружить?», «Совместное дело», «Кем ты хочешь быть?».

Дети познакомились со сказками «Лучшие друзья», «Бременские музыканты», «Винни-Пух и все-все-все», «Бобовое зёрнышко», инсценировали сказки,

Разучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки о дружбе, профессиях, слушали песни из любимых сказок и мультфильмов.

На протяжении всего проекта мы играли:

Не менее важная сторона диалогической речи – привлечь к себе внимание, уметь показать доброжелательное отношение друг к другу, расположить к себе собеседника не только голосом, но и мимикой, жестами.

Игра «Эмоции»

Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица. Воспитатель показывает фотографии людей с эмоциями, а дети определяют, какие эмоции испытывает этот человек.

Игра «Настроение»

Выбирается ведущий, который должен взять интервью у детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.

Игра «Дружеское интервью»

Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.

Игра «Рассеянный»

Игра «Инопланетянин»

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения влияет на развитие речевой активности ребёнка.

Игры на внимание:

Игра «Что лишнее?»

На столе лежат картинки с орудиями труда. Ребёнок должен выбрать только те, которые журналист использует в своей работе, обосновать свой ответ

Игра «Острый глаз»

Воспитатель задает вопросы и предлагает детям ответить о том, что они видели:

«Какого цвета футболка у Лизы», «Сколько картин в кабинете» и т. д.

Игра «Не пропусти профессию»

Игра на внимание. Если среди слов встречается название профессии-дети подпрыгивают на месте.

При знакомстве с профессиями играем в такие игры:

Игра «Найди себе пару»

В этой игре к карточке с изображением профессии нужно подобрать соответствующие действия.

Игра «Угадай, какая профессия»

Называю слова одной тематики, а ребёнок называет профессию.

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист)

Микрофон, телестудия, гости программы (Диктор, телеведущий)

Словесная игра «Угадай, о ком я говорю!»

Закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми. В ходе игры воспитатель описывает профессию, но не называет ее. Можно предложить следующие профессии: воспитатель, журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, художник, дворник, повар, корректор.

«Подбери то, что тебе нужно для работы»

Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор предметов, необходимых для работы журналиста. Воспитатель называет профессию, а дети подбирают к ней всю атрибутику. Словарь детей обогащается профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер, рекламодатель, корректор, корреспондент.

В нашу жизнь прочно вошли телевидение, современные средства связи, реклама. Ведь журналисты,ведущие различные телепередачи и делающие репортажи- ежедневные гости в квартире каждого ребёнка. Дети пытаются им подражать. И действительно, режиссерская игра «Мы- журналисты» завоевала детские признания своим своеобразием, и многообразием атрибутики, максимальной приближённостью к действительности. Такая игра несёт огромный познавательный потенциал.

Для этой игры мы изготовили атрибуты: детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны. Беседуем: как должен вести себя журналист при интервью, какие слова речевого этикета должен употреблять. Планируем: у кого будем брать интервью.

После предварительной речевой подготовки, чтения произведений, тематических бесед, дидактических игр дети узнали, что такое ТВ, кто работает на ТВ, в редакциях газет, журналов.

Выполняли творческие задания, отправлялись в командировки:

-в кабинет заведующей (кто не хочет узнать информацию из первых уст)

-в медицинский кабинет (всех волнует очередная прививка)

-в кабинет учителя-логопеда

-на кухню к повару

Стараясь максимально приблизиться к реальной жизни, брали интервью:

-в магазине

-в кулинарии у пекаря

-в аптеке у провизора

- в компьютерной библиотеке, где в дальнейшем стали там частыми гостями, т. к. там очень много полезной и интересной информации о журналистской деятельности.

После того, как дети взяли интервью, я как редактор набираю их на компьютере, и только потом мы приступаем к монтажу газеты: подбираем и анализируем материал, клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии, спорим, рассуждаем.

В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность - дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.

Прежде чем взять интервью, нужна предварительная работа- это обсуждение вопросов, которые можно задать в данной ситуации. Так у детей формируется целостный образ журналиста.

Игра «Составьте рассказ-описание о профессии журналиста

с опорой на план»

В этой игре используются план-схема по которой дети составляют рассказ-описание. Как называется профессия?В чем она заключается?Какие качества нужны человеку этой профессии?Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Дополнительные сведения о профессии.

Игра «Телепередача»

В этой игре выбирается ведущий, а дети делятся на две команды и уходят в другое помещение. Ведущему дается задание показать любую телепередачу. 1-ая группа угадывает что за передача по описанию и договариваются в какой форме расскажет о ней 2-ой группе. Дети должны отгадать что за передача.

Игра «Звукооператоры»

Дети самостоятельно озвучивают любую сказку с помощью шумовых инструментов, предварительно распределив роли.

Игра «Создаем фильм»

Дети делятся по интересам на микрогруппы. Каждая группа превращается в киностудию.

Дети дают название будущему фильму. Сами его озвучивают, сочиняют текст, придумывают декорации. Роль режиссера выполняет воспитатель.

Берем интервью не только у людей, но и у игрушек, у диких и домашних животных, растений, у природных явлений.

«Моя любимая игрушка»

Дети берут интервью и выступают в роли домашних животных.

«Спроси у котика»

«Интервью у капельки»

Детям интересно откуда берётся дождик? Они задают интервью и сами на него отвечают.

«Интервью у курицы, которая потеряла цыплят»

Хочется отметить, что глядя на инициативу и творчество детей, родители стали активными участниками в реализации проекта. Они помогали в сборе материала для репортажей, участвовали в совместной издательской деятельности. И отметили наиболее удобную для себя роль- внештатные корреспонденты.

С участием родителей издавались газеты:

«Говорят дети» -родители помогали собирать интересные высказывания детей.

«Времена года», «Здравствуй, осень золотая», «Дыхание весны»,

«Твои корни, малыш!» - такую газету предложила выпустить каждой семье.

«Волшебная страна», «Мои любимые сказки», «Здоровый образ жизни», «Моя мама», «Мои бабушки».

Порекомендовала родителям поиграть дома с детьми в игры: «Полезные советы», «Магнитофонный разговор», «Газетный отчет», «Обсудите интервью с ребёнком».

Для выявления интереса и уровня знаний детей по теме «Детская журналистика» провела мониторинг. Результат показал,

-дети стали более эрудированны, расширился кругозор.

-стал богаче словарный запас, пополнился выражениями из словаря речевого этикета, профессиональной лексики журналиста.

- повысился коммуникативно-речевой уровень.

Мы с детьми решили не останавливаться на достигнутом, продолжаем творческий поиск в журналистской деятельности, совместно обсуждаем решение новых задач, готовы к новым «командировкам».

Перспективный план работы с детьми в ДОУ по теме «Детская журналистика»

Неделя Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, журналист, писатель, художник) Интервью Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Что такое язык? Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном)

Октябрь Журналист-профессия творческая. Экскурсия на типографию «Организация работы редакции» Что такое текст? Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий

Ноябрь О чём можно узнать по заголовку? Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление альбомов Интервью Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Рисование на тему «Что мне запомнилось»?

Декабрь Беседа на тему «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора Рассказывание по картине «Юные журналисты» Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном) Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий

Январь Юнкор и мобильный телефон или Этикет телефонного разговора Интервью Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Репортаж об интересном событии Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий

Февраль Мы юнкоры Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Приём телефонных звонков Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Оформление альбомов

Март Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном) Дорога к письменности… Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Как стать настоящим юнкором?

Апрель Интервью Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Поиграем в рифму… Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры

Май Репортаж об интересном событии Оформление альбомов Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Рассказывание по картине «Юные журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Итоговое игровое занятие

Публикации по теме:

Детская журналистика В условиях реализации в образовательном процессе Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы и условиям.

Педагогический опыт по теме самообразования «Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников» Представление педагогического опыта по теме самообразования "Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников" Казакова Наталья Николаевна.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Инновационный педагогический опыт «Духовно - нравственное воспитание дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад № 79» Кажаевой Юлии Владимировны.

Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №48» структурное подразделение детский сад ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

Педагогический опыт работы «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна.

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность проблемы.

Педагогический опыт работы на тему «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Аннотация на обобщённый опыт работы на.

Педагогический опыт работы «Игра как ведущий вид деятельности в развитии дошкольников» Представление собственного педагогического опыта Швецовой Разалии Николаевны воспитателя Муниципального бюджетного образовательного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 9 декабря 2017 в 03:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД