МААМ-картинки

Педагогический опыт «ФЭМП у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера»

Ирина Маслова
Педагогический опыт «ФЭМП у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера»

Педагогический опыт «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера»Ирина Викторовна Маслова

МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера»Воспитатель:

Маслова Ирина Викторовна

2019 г.

Публикация «Педагогический опыт „ФЭМП у дошкольников с помощью развивающей технологии „Цветные палочки Д, Кюизенера“» размещена в разделах

1. Информационно-справочные сведения об опыте

1. Автор – Маслова Ирина Викторовна

2. МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»

3. Занимаемая должность – воспитатель

4. Стаж педагогической работы – 5 лет

5. Тема педагогического опыта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера»

6. Цель педагогического опыта: Создание условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников с помощью палочек Кюизенера.

7. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы над опытом составляет 3 года (2016-2017 учебный год, 2017-2018 учебный год, 2018-2019 учебный год).

8. Опыт изучался на педагогическом совете.

Слайд 1 Заставка

1. Актуальность и новизна

Слайд 2

«Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности

его собственной мысли»

Л. С. Выготский

Слайд 3 тема

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством авторской развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера».

Слайд 4 актуальность

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Слайд 5

Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, памяти, особенно важных для обучения. Поэтому одним из направлений образовательной деятельности в детском саду должно быть развитие у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы необходимо многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности и вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, которое позволит «через руки», в доступной дошкольникам форме подвести их к пониманию различных абстрактных математических понятий.

Слайд 6 Палочки Кюизенера

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Цветные палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, уровню развития детского наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Слайд 7 принципы работы

Особенностью палочек Кюизенера является также:

- принцип развивающего образования. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, направленное на решение проблем (задач, а решить учебную задачу – значит преобразовать учебный материал и открыть что-то новое.

- принцип необходимости и достаточности, который позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями, особенностями воспитанников.

Слайд 8 теоретическое обоснование

2. Теоретическое обоснование

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я поняла, что интерес к данной проблеме не ослабевает в течение уже многих лет. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели.

Слайд 9 Я. А. Коменский

Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский говорил о детях: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

Слайд 10 Д. Кюизенер. М. Монтессори, Ф. Фребель

Джордж Кюизенер-бельгийский педагог, учитель начальных классов, был сторонником того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он находится перед глазами ребенка как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например, поиграть. Так родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые Джордж Кюизенер придумал, опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Слайд 11

Валентина Павловна Новикова, автор пособия «Развивающие игры с палочками Кюизенера» считает, что это современная образовательная технология по ознакомлению с числом, величиной, геометрическими фигурами, ориентировкой во времени и в пространстве, которая реализуется в дошкольных учреждениях.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Слайд 12 Система работы

3. Система работы

Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы по самообразованию:

Слайд 13 Цель

Исходя из актуальности проблемы, я поставила цель:Создание условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников с помощью палочек Кюизенера.

Слайд 14 Задачи

Обучающие• формировать навык и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

• формировать знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве как основах математического развития.

Развивающие

[/b]• развивать восприятие, память, воображение, мышление, речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

Воспитывающие

• Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Одной из главных задач считаю формирование знания о множестве, числе, величине, навыков в счете, вычислениях, развитие восприятия, памяти, воображения и мышления.

Слайд 15 Перспективный план

Начала я свою работу с создания условий для использования палочек Кюизенера как игрового материала, с подбора и анализа литературы. Разработала картотеки игр, перспективный план работы с цветными палочками Кюизенера,

Слайд 16 Циклограмма

применяю их не только на занятиях по ФЭМП, но и в режимных моментах в соответствии с циклограммой, Слайд 17 индивидуальная работа фото а также в индивидуальной работе с детьми.

Слайд 18 -19 Центр математики

В группе при тесном взаимодействии с родителями создала центр познавательного развития, который обеспечивает развитие разных видов математических способностей дошкольников и лежит в основе их самостоятельной деятельности. Для проведения занятий приобрели и сделали своими руками палочки Кюизенера.

Слайд 20 направления работы

Работу по данной теме осуществляю со всеми участниками образовательных отношений

Слайд 21 Работа с детьми

Слайд 22 Фото детей

Работу с детьми начала со знакомства с палочками Кюизенера. Я предлагала детям поиграть с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу игр знакомила с цветом, размером, формами.

Слайд 23

В дальнейшем с дошкольниками выполняли простые упражнения: выбери все синие палочки; покажи красную,, желтую. палочки; выбери самую длинную (короткую) палочку; найди палочку такой же длины; какой палочки не стало? Отбери палочки голубого цвета и построй из них забор, дом для куклы, используя цветные образцы из пособия В. Новиковой «Игры с палочками Кюизенера». Организуя работу в парах, дети строили коврики, лесенки (от самой длинной к самой короткой или наоборот, тем самым учились соблюдать логическую последовательность.

Слайд 24 видео кростики

Очень познавательным для детей было знакомство со сказочной страной Стикией, которая вся состояла из палочек. Жители этой страны и даже правитель Мудрый Стик - все состояли из одних только палочек. Вот этот-то правитель, Стик, изобрёл однажды волшебные «кростики». Потом из них жители Стикии стали получать всевозможные фрукты и овощи, животных, посуду и другие нужные вещи. И всё это было из палочек! Работали со схемами, отсчитывали клеточки и выкладывали палочки по цветам.

Слайд 25

Дети с удовольствием учились делать из палочек, всё то, что умели делать жители сказочной страны, а многие даже придумывали свои варианты.

Слайд 26

В ходе НОД «Построим домики для зверят» ребята помогли животным, у которых растаяли домики, построить новые из палочек. На занятии дети проявляли творческую инициативу, учились выкладывать геометрические фигуры по признакам, пытались построить домик в другой плоскости.

Слайд 27 пособия

В своей работе использую пособия, в которых авторы представили множество разнообразных игр с палочками Кюизенера: «Дом с колокольчиком», «На золото крыльце.», «Посудная лавка». Их содержание помогло сделать более увлекательными мои занятия с детьми.

Слайд 28 фото работы детей со схемами

С помощью волшебных палочек мы научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своём герое. Большой интерес вызвало конструирование по каталогам образцов и на рабочих листах. С помощью этих заданий дети учились переносить на схему свои собственные замыслы, сотрудничать в команде. Эти игровые задания способствовали развитию детского творчества, фантазии и воображения.

Слайд 29 Сказка «Улица разноцветных палочек» познакомила детей с принципом «цветных семеек» и научила выкладывать эту улицу. Мы освоили с детьми с правило, что чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Слайд 30

Для развития аналитических способностей использовала такие упражнения: «Выложи по контуру», «Расколдуй героя сказки». Игры «Выложи по образцу», «Сделай симметрично» развивают умение планировать свою деятельность, выбирая необходимые средства для работы.

Слайд 31 видео занятия

Использовала палочки для составления числа из двух меньших. Так при проведении НОД по математике «Путешествие в царство Снежной Королевы» использовала задание, в котором дети должны были отремонтировать часть забора, которая растаяла на солнечной стороне, с помощью цветных льдинок (палочек Кюизенера). Каждая команда ремонтировала свою часть забора:1 команда - число 10; 2 команда - число 9; 3 команда - число 8.

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера способствовало повышению познавательной активности детей моей группы и их интересу к образовательной деятельности.

Слайд 32 Работа с родителями

Важным условием моей работы является ознакомление родителей с развивающим дидактическим материалом и мотивация их к использованию данных пособий и игр для закрепления полученных знаний с ребенком дома.

Слайд 33

Для этого среди родителей в соответствии с планом провела анкетирование, беседы об играх на развитие математических способностей детей.

Слайд 34 стенд, буклеты

Информацию о развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера размещала на групповых стендах, в папке – передвижке, в памятках, буклетах, что позволило изучить содержание в домашних условиях.

Слайд 35 Фото мастер-класса

В апреле 2017 г провела мастер-класс «Обучающие и занимательные игры с палочками Кюизенера для дошкольников»,

Слайд 36 фото занятия в январе 2018 г провела открытое занятие для родителей «Мы играем и считаем»,

Слайд 37 видео семинара в апреле 2019 г состоялся семинар-практикум с родителями и детьми «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера в старшем дошкольном возрасте». Индивидуальные консультации по данной теме провожу с родителями в вечернее время.

Слайд 38-39 Занимательный материал фото игр

В рамках проектной деятельности «Волшебные палочки Кюизенера» собрали занимательный материал, создали игры своими руками.

Благодаря тесному сотрудничеству родители проявляют интерес к выбору игр, проводят больше свободного времени с ребенком.

Слайд 40 Работа с педагогами

Слайд 41

Одной из важных задач является ознакомление педагогического коллектива с особенностями организации игровой деятельности в детском саду.

Слайд 42 фото мероприятий с педагогами

Для педагогов подготовила и провела консультации по ознакомлению с технологией «Цветные счетные палочки Кюизенера». Подготовила для всех возрастных групп памятки «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома».

Слайд 43 фото мероприятий с педагогами

На мастер-классе «Палочки Кюизенера – цветной мир сказки и числа» дала рекомендации по применению развивающих игр в повседневной деятельности современных дошкольников.

Слайд 44 фото занятия Провела открытое занятие по ФЭМП «Построим домики для зверят».

На совещании при заведующем выступила с материалами из опыта работы по теме.

Считаю, что сотрудничество с педагогами определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.

Слайд 45 Результативность опыта

Слайд 46 (диаграмма диагностики дети за 3 года)

Таким образом, систематическое использование палочек Кюизенера способствует формированию элементарных математических представлений у детей[/b]:

• они лучше справляются с поставленной перед ними задачей,

• высказывают предположительный ход поиска,

• анализируют и выделяют существенные признаки предметов,

• продолжают учиться сравнивать, обобщать, разделять на группы, делать выводы, соотносить цель и результат.

• овладевают алгоритмами.

Считаю, что получение положительного результата по развитию элементарных математических способностей дошкольников стало возможным только при организованной целенаправленной систематической работе со всеми участниками образовательного процесса.

Слайд 47 диаграмма "участие родителей"

Родители используют предложенные рекомендации в работе с детьми дома, оказывают содействие в пополнении предметной среды группы и принимают активное участие в совместной деятельности. Диаграмма на слайде

Педагоги не только отметили эффективность использования палочек Кюизенера, но и активно взялись за их внедрение в своих группах.

Слайд 48 достижения детей

Таким образом, игры с использованием палочек Кюизенера являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблемах.

Слайд 49 Желаем творческих успехов!

Публикации по теме:

Презентация «Цветные счетные палочки Кюизенера — цветная сказка» «Цветные счетные палочки Кюизенера– цветная сказка» Слайд 1 Остановимся на теоретической основе игровой технологии. Бельгийскому учителю.

Современные образовательные технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина Дошкольное образовательное учреждение №237 ОАО «Ржд» Доклад Тема: «Современные образовательные технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера»Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера» МДОУ «Детский сад 42» г. Ярославля Консультация для родителей Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера Подготовила.

Мастер-класс для педагогов «Цветные числа» палочки Кюизенера Мастер - класс для воспитателей «Цветные числа» палочки Кюизенера в детском саду. Наталья Соломаха МБДОУ №44 Детский сад «Колобок» Солнечногорский.

НОД «Математика и творчество» с использованием дидактического материала «Цветные счётные палочки Кюизенера» Воспитатель Гришунина О. В. 2019г Задачи: «С»: развивать игровой опыт детей; воспитывать желание помогать друг другу. «П»: развивать.

Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников.

Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНР Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНРВ условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования,.

Педагогический опыт «Проникающие технологии как катализаторы развития творческой активности обучающихся» Проникающие технологии как катализаторы активности творческой деятельности учащихся. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Татьяна.

Проект «Волшебные блоки и палочки. Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша» Проект на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ И ПАЛОЧКИ» (Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша) Воспитатели: Синица Ольга Николаевна,.

«Посудная лавка». Развивающие игры с международным дидактическим материалом «Цветные счётные палочки, или палочки Кюизенера»«Посудная лавка». Развивающие игры с международным дидактическим материалом «Цветные счётные палочки, или палочки Кюизенера» Тема : «Посудная лавка» Цели: Развивающая: Развивать воображение и творческое мышление у детей; учить видеть эстетическую красоту; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «ФЭМП у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 20:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД