Татьяна Тепайкина
Консультация логопеда по речевому развитию детей
Консультация логопеда по речевому развитию детей
Актуальность. Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира.
На сегодняшний день в речи детей наблюдается множество проблем. Образная, богатая описаниями речь – очень редкое явление в наше время. В основном дети имеют очень скудный словарный запас, речь односложная, состоящая из простых предложений. Зачастую мы наблюдаем нарушение звукопроизношения, неспособность грамотно построить распространенные предложения, сформулировать вопрос, построить краткий, либо развернутый ответ.
Публикация «Консультация логопеда по речевому развитию детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как же бороться со всеми этими проблемами? Как мы можем помочь нашим детям справляться с трудностями освоения речи? Поиски инновационных методов работы с детьми с нарушениями речи являются одним из актуальных вопросов современной педагогики. Но наряду с современными методами воспитания необходимо не только не забывать о старых, изученных и проверенных годами моделях народной педагогики, но и необходимо возрождать их. Ведь главная задача педагога в исправлении нарушений речи и ее развитии у детей – помочь освоить разговорную речь родного языка. И здесь один из самых важных источников развития устной выразительной детской речи является устное народное творчество, т. е. фольклор (загадки, стишки, скороговорки, колыбельные, пословицы, считалки, потешки, сказки и т. д.)
Через устное народное творчество дети не только познают родной язык, но и получают первые впечатления о культуре своего народа. Познавательное, эстетическое и воспитательное значение устного народного творчества необычайно огромно. Оно развивает умение чувствовать мелодику и ритм родного языка, расширяет познания ребенка об окружающем его мире.
Основная идея опыта. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по приобщению детей к истокам народной культуры посредством народного фольклора на логопедических занятиях (коррекционно-развивающей деятельности, которая предусматривает:
1. Изучение теории и практики приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Совершенствование звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности, обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие творческого рассказывания, диалогической и монологической связной речи.
3. Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми в игровой и повседневной деятельности. 4. Обеспечение единого коррекционно-педагогического пространства развития речи детей, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса: логопед – воспитатель -ребёнок. 5. Формирование мотивационной готовности родителей к реализации системы коррекционной работы по развитию речи на основе использования устного народного творчества. Реализация данного опыта работы предполагает наличие условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного логопедического воздействия : 1. Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей повышению уровня речевой мотивации у детей. 2. Сочетание традиционных и инновационных методов коррекционного воздействия. 3. Проведение мониторинга качества обучения и внесение корректировок.
Теоретическая база опыта.
Русское народное творчество постоянно изучается историками, искусствоведами, педагогами, логопедами. Результаты исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, Ф. А. Сохин). К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.
Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Существует ряд методик, научных трудов, статей по развитию речи детей (А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селеверстова, Г. М. Лямина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. И. Тихеева и др.).
Г. Н. Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм.
Л. А. Фомичева, Л. М. Ворошнина, В. П. Глухов, М. М. Алексеева, А. М. Бородич, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др. указывают, что методы и приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Новизна моего опыта заключается в том, что современные специалисты в области коррекционной педагогики ищут новые пути профилактики и преодоления нарушений устной и письменной речи детей. Одним из интересных способов решения этой проблемы и цель моего опыта является приобщение детей к истокам русской народной культуры на логопедических занятиях.
Технология опыта.
Цель моей работы: познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные, подвижные и пальчиковые игры.
В народном фольклоре заложено игровое начало, что позволяет реализовать в коррекционно-логопедической работе принцип учета ведущей деятельности детей. Таким образом, возникло противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования речи детей с ФФНР посредством устного народного творчества, а с другой – отсутствие доступного практического материала по данной проблеме для логопедов. Дело в том, что в последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической работе, на мой взгляд, произведения устного народного творчества используются нецеленаправленно, бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.
Поэтому я решила создать систему по развитию устной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР как основы усвоения элементарных закономерностей языка посредством использования устного народного творчества, стимулирующего мотивацию развития речи.
Практическая значимость заключается в том, что, используя разработанные занятия на основе фольклора в работе с детьми с фонетико– фонематическим недоразвитием речи, можно по-новому использовать давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает значительные сдвиги в коррекции речи детей в позитивную сторону.
Для проведения планомерной, поэтапной работы по приобщению детей группы компенсирующей направленности к истокам национальной культуры и развитию их речи на основе разработанной рабочей программы составила перспективное планирование. В рамках определенной лексической темы недели я включила в коррекционно-развивающую деятельность различные виды устного народного творчества.
В зависимости от коррекционных задач и этапа занятия применяла различные жанры устного народного творчества. Так, загадки я включала в организационный момент. Потешки, заклички использовала для проведения динамических пауз, пальчиковой гимнастики, а также для автоматизации звуков. Приговорки использовала во время игр при изучении времен года, овощей фруктов, ягод, цветов - это своеобразные обращения к природе о соучастии и доброй помощи. Считалки использовала на этапе организационный момент или перед подвижной игрой. Перевертыши, использовала для изучения лексического материала. Скороговорки традиционно эффективны в работе над автоматизацией звуков речи, слоговой структурой. Сказки, пословицы и поговорки помогают в развитии навыков связного речевого высказывания, анализа текста.
Виды работ, используемые на коррекционно-развивающей деятельности :
1. Игра «Один-много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.
2. Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
3. Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.
4. Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.
5. Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.
6. Игра «Слова-родственники» - образование родственных слов.
7. Игра «Что лишнее?» - развитие мышления.
8. Игра «Объясни значение» - знакомство с пословицами.
При обучении пересказу сказки в качестве наглядных опор сначала я использую серию сюжетных картинок. Они, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отклоняясь от его темы. Обращаю внимание на мимику, жесты персонажей, задаю вопросы аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений. Обучение пересказу с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины начинается с выделения основных элементов. При чтении сказки дети смотрят на сюжетную картину, затем пересказывают сказку с опорой на её элементы. Позже я использую предметные картинки, символизирующие основные события, а далее перехожу к использованию графических символов сказки. Дети должны знать, что у сказки есть начало, середина и конец. Эти части «дружат» между собой, то есть логически связаны друг с другом.
В старшей логопедической группе я обучаю детей творческому рассказыванию на основе народных сказок. Использую следующие виды творческого рассказывания на коррекционно-развивающей деятельности :
1. «А что потом?» Придумывание конца сказки;
2. «Измени конец сказки»;
3. «А что было сначала?» Придумывание начала сказки;
4. «Сочини сказки по комплекту игрушек»;
5.«Придумай сказку о знакомом герое»;
6. Придумывание сказки совместно с детьми (по вопросам);
7. «Я – герой сказки». Придумывание от имени какого-либо предмета, от первого лица;
8. Придумывание сказки на тему по опорным словам и предметным картинкам;
9. Придумывание сказки по пословице и сюжетной картине;
10. Сочинение сказки с опорой на картинный план;
11. Придумывание сказки с недостающим предметом;
12. Составление сказки с введением в повествование нового предмета или персонажа;
13.«А если бы». Составление сказки с решением проблемной ситуации;
14. Составление сказки-инсценировки;
15.«Назови сказку»
16. «Салат из сказок». Логическое комбинирование двух сюжетов;
17. Рассказывание на предложенную тему;
18. «Исправь ошибки». Восстановление деформированного текста;
19.«Сказка по-новому» Введение элементов фантастики в реалистические сюжеты;
20. Рассказы по аналогии;
21. Придумывание сказок о животных;
Для того чтобы дети могли придумать сказки о животных, им необходимы знания о внешнем виде, повадках животных и т. д. Поэтому обучение умению сочинять сказки сопровождала рассматриванием игрушек, картин, составлением рассказов - описаний животных.
Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры является важным условием ее успешной реализации. Я рекомендовала родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показывала на примерах, как это можно сделать. Оформила для родительского уголка материалы, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания, например «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста». Провела консультацию «Роль семьи в возрождении русских традиций», анкетирование «Приобщение детей к народным традициям» и т. д. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников.
Результативность опыта. Я считаю, что опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества» дал хороший результат. Данные выводы основаны на результатах диагностической динамики достижений дошкольников за последние три года.
. Дети знают:
- Предметы и явления окружающего мира;
- Обобщающие понятия;
- Обогатился лексический запас новыми словами (синонимами, антонимами, родственными словами, нравственно-эстетическими оборотами и выражениями.
умеют:
- Использовать в активной речи малые жанры русского и мордовского фольклора.
- Правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Правильно произносить звуки речи;
- Выполнять плавный продолжительный выдох;
- Выполнять пальчиковые упражнения;
- Произносить слова тихо, умеренно, громко, шепотом, быстро, медленно;
- Различать звуки и подбирать слова, близкие по звучанию и по смыслу;
- Выделять звук в слове, подбирать слова на заданный звук, правильно воспроизводить слова различной слоговой сложности;
-Пользоваться навыками словообразования и словоизменения по пройденным лексическим темам;
- Правильно формулировать собственное высказывание;
- Выразительно, последовательно и образно излагать свои мысли при составлении рассказов (сказок, анализировать поступки героев.
владеют:
- Навыками самоконтроля за правильным звукопроизношением.
-Структурой связного творческого высказывания: знают композицию повествования и описания, умеют четко выстраивать сюжетную линию, используют средства связи.
Полученные знания и умения, воспитанники логопедической группы смогут реализовать на практике, что способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, что должно положительно сказаться на адаптации к образовательному процессу, обучении в школе и развитии положительных личностных качеств. Следовательно, устное народное творчество способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.
Свой опыт работы по данному направлению обобщила на педагогическом совете по теме " Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников". Провела открытое занятие для молодых педагогов ДОУ «В гостях у русской сказки». Праздники: «Рождество Христово», «Масленица», «Светлая Пасха», «Яблочный спас». Также создала авторские презентации, которые использую на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Информация о накопленном положительном опыте представлена не только на уровне дошкольного учреждения, но и на муниципальном уровне:
Семинар-практикум «Художественнно – эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДОУ» интегрированное занятие на тему «Березоньки – березки, красавицы России»». Так же делюсь опытом работы на сайте детского сада.
Список литературы:
1. Болонина, В. В. Использование произведений устного народного творчества в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// В. В. Болонина. - Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 55.
2. Ворошнина, Л. В. Обучение творческому рассказыванию //Л. В. Ворошнина. - Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2. – С. 43 – 50.
3. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. // И. Г. Гаврилова. – М. : Детство-Пресс, 2010
4. Гавриш, Н. Использование малых фольклорных форм // Н. Гавриш. - Дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с. 16-20. 5. Галанина, Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Н. А. Галанина // Дошкольная педагогика. - 2008. №5 С. 32.