Педагогический проект «Хочу учиться!» по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Елена Непомнящая
Педагогический проект «Хочу учиться!» по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.

По содержанию: психолого-педагогический

По числу участников проекта: педагоги, педагог - психолог, родители, дети.

По времени проведения: долгосрочный

По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети, микросоциум, родители.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.

К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревожность, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже ослабляет мотивацию и снижает самооценку.

Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.

С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

• положительных представлений о школе;

• желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;

• сформированной позиции школьника.

Анализ диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет мотивационной готовности к обучению в школе за последние три года показал низкий уровень. Считаю, что необходимо уделить этому аспекту особое внимание и подготовить детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», которое является социальным заказом со стороны родителей и педагогов.

ПРОБЛЕМА: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

ЦЕЛЬ: формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать учебно-познавательные мотивы.

3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.

6. Способствовать снижению чувства тревожности.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:

1. Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.

3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.

5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.

6. Графические методы: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА СТРОИТСЯ НА ПРИНЦИПАХ.

•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (с 1.09 по 31.09)

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

2. Диагностика.

3. Анкетирование родителей.

4. Календарно-тематический план занятий в рамках проекта «Хочу учится!»

5. Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами по формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе».

6. Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с родителями по подготовке детей к обучению в школе. «Школа первоклассных родителей»

7. Разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ (с 1.10 по 31.04)

1. Разработка конспектов занятий и их проведение.

2. Реализация комплексного плана взаимодействия педагога-психолога с родителей по подготовке детей к обучению в школе. «Школа первоклассных родителей»

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (с 1.05 по 25.05)

1. Диагностика.

2. Создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса.

IV ЭТАП: АНАЛИТИЧЕСКИЙ (с 26.05 по 31.05)

1. Анализ проделанной работы.

2. Презентация опыта (семинар – практикум для педагогов-психологов ГМО).

3. Фотосессия.

СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ: пропуски детьми занятий в ДОУ, повышенный уровень тревожности, связанный с предстоящим обучением в школе, отсутствие коммуникативных навыков, большое количество вновь прибывших детей.

УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ: профилактическая работа с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.

СТОРОННИКИ ПРОЕКТА:

1. Дети.

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители.

5. Администрация.

6. Общественность.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

1. Дети.

2. Педагоги.

3. Специалисты.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:

1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители).

2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Апробировав проект, мы ждём определённых результатов. У детей должна сформироваться «внутренняя позиция будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания, а так же расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Работа по проекту представляет собой систему из 26 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут, в течение семи месяцев: октябрь - апрель, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).

Формы работы:

•групповые занятия;

•индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов;

•работа с родителями детей – участниками проекта предусматривает: анкетирование родителей; просветительскую работу в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу.

•работа с педагогами просветительскую работу в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу.

•работа с социумом (СПОШ № 5, филиал детской библиотеки) – экскурсии.

С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию: тест Керна – Ирасека (источник: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3 / 2008, оценка мотивационной готовности (автор Д. В. Солдатов, источник: Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004)

Особенности организации групповой работы с детьми: организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: проведение предварительной диагностики, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика.

Принципы проведения занятий: системность подачи материала, наглядность обучения, цикличность построения занятия, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники; подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.

Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу. Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста, она обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Структура группового занятия: ритуал приветствия; разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.

Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение). Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.

Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к школе. Основные процедуры: - игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы.

Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям: возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка; увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей; повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества; повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Результаты работы не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002

2. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003

3. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003

4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003

6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006

7. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006

8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002

9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003

10. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001

11. Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004

12. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003

Публикации по теме:

Педагогический проект «Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе здоровьесбережения» Педагогический проект "Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе управления процессами здоровьесбережения".

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Педагогический проект «Хочу учиться!» по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Опубликовано: 2 сентября 2013 в 15:43
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...