Получи документы

Педагогический проект в подготовительной группе на тему: «Можно ли рисовать пластилином?»

Елена Назарова
Педагогический проект в подготовительной группе на тему: «Можно ли рисовать пластилином?»

Проблема:

Все ли дети любят рисовать и лепить? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Многолетний опыт работы в детском саду с детьми разного возраста показывает, что не каждый ребёнок проявляет интерес к карандашам, краскам и пластилину, а некоторые дети испытывают чувства страха и неуверенности перед белым листом. Явление нечастое, но оно не на шутку напрягает родителей. Волнение их вполне обосновано: рисование и лепка полезны для подготовки руки к письму, они формируют усидчивость, стимулируют развитие творческих способностей. Как заинтересовать ребятишек, вселить в них уверенность? На мой взгляд, здесь на помощь взрослым приходят нетрадиционные виды изобразительной деятельности.

Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе на тему: „Можно ли рисовать пластилином?“» размещена в разделах

Пластилинография, как одна из форм нетрадиционного рисования позволяет ребёнку пробовать, искать, экспериментировать и самовыражаться. Эта увлекательная техника доступна детям, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет выбирать ребёнку задания в соответствии с его возможностями, пластилиновые изображения легко корректируются.

Пластилинография представляет собой сравнительно новый жанр в изобразительной деятельности, направленный на создание объёмных лепных картин на горизонтальной поверхности. Она несложна в организации, нужны, прежде всего, руки, как основной инструмент, и пластилин. Иначе пластилинографию называют «Живописью с помощью пальцев». В качестве основы картин используют плотный картон (лучше всего от упаковочных коробок, дерево, пластик, стекло. Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской. Техника пластилинографии допускает включение в композицию вспомогательных деталей из других материалов: бисера, бусин, природного, а также бросового материала. В пластилинографии прослеживаются тесные связи с другими видами изобразительной деятельности – рисованием, аппликацией, дизайном. Необычные сочетания материалов открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом, позволяя избежать копирования готового образца.

В чем заключаются секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Ведь большинство детей даже не подозревают, что с помощью пластилина можно рисовать.

Тема: «Можно ли рисовать пластилином

Актуальность: по моему мнению, в детском саду недостаточно часто используют пластилин как средство создания лепных картин. Имея опыт кружковой работы «Пластилиновые фантазии» с детьми с ОВЗ, могу с уверенностью сказать, что работа с пластилином способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Мышечная нагрузка на пальчики ребёнка при создании лепных картин способствует развитию и совершенствованию мелкой моторики рук. Детские пальчики при работе с пластилином находятся в постоянном движении, в результате чего усиливается кровообращение и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев, что, в свою очередь, благоприятно влияет на речевое развитие дошкольников. Ведь взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.

Пластилинография позволяет выполнять коллективные работы и стимулирует к принятию совместных решений: при неравных возможностях одни дети могут закрывать фон, другие скатывать шарики для цветов, третьи оформлять рамку картины, а хороший результат одинаково радует всех участников.

Также одним из несомненных достоинств занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. У ребят формируются представления в области математики, ознакомления с окружающим миром, развивается вкус к познанию нового, усваиваются сенсорные эталоны, обогащается и активизируется словарь, в ходе выполнения коллективных работ в группе возникает доверительная атмосфера, развиваются коммуникативные навыки.

На мой взгляд, пластилинография является доступным, увлекательным и эффективным способом развития зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. При освоении приёмов работы с пластилином, у ребят появляются новые замыслы и творческие находки, они учатся планировать, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы, испытывают радость творческого созидания. Поэтому я считаю актуальным и целесообразным использование пластилинографии в работе с детьми нашей группы, имеющими общее недоразвитие речи.

Тип проекта : творческий

Продолжительность проекта : сентябрь 2022 – май 2023г.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, специалисты ДОУ….

Цель: Создание оптимальных условий для развития творческих способностей, совершенствования мелкой моторики и координации движений рук у старших дошкольников посредством пластилинографии.

Задачи:

Для детей

1. Образовательные: дать представление о пластилинографии как жанре изобразительного искусства и её видах; помочь освоить характерные приёмы выполнения изобразительных работ в данной технике; познакомить детей со способами декорирования лепных картин различными материалами.

2. Развивающие: развивать коммуникативные способности; зрительное восприятие цвета, формы и величины объектов; пространственное воображение; чувства пропорции, ритма и композиции; мелкую моторику кистей и пальцев рук; художественный вкус, фантазию.

3. Воспитательные: воспитывать интерес и положительную мотивацию к созданию картин из пластилина, аккуратность, старательность, умение планировать свою деятельность и доводить её до конца, желание сотрудничать.

Для воспитателей: освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; повысить профессиональное мастерство и компетентность в вопросе использования нетрадиционной техники работы с пластилином; развивать интерес к пластилиновой живописи и способствовать широкому её применению в детском саду.

ЧДОУ-сотрудников и администрации: объединить усилия всех субъектов педагогического процесса; обеспечить нормативные, научно–методические и материально-технические условия для реализации проекта.

Для родителей: стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

- наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций картин художников, лепных картин, изготовленных педагогом, просмотр познавательных мультфильмов);

- словесные (беседы, объяснение, мотивирующие вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение);

- практические (показ способов изображения и способов действия, самостоятельная деятельность детей);

- игровые методы (игровая организация деятельности детей, дидактические игры).

Приёмы лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Придавливание, Примазывание и Разглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев (маленький кусочек пластилина придавливается к основе, потом примазывается с усилием, затем разглаживается).

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колёсиков.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Для получения разнообразных оттенков используют приё мы вливания одного цвета в другой:

1. Смешать пластилин разных цветов прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. Несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

3. Подмешивают белый пластилин, делая яркие цвета более тусклыми, пастельными.

10 секретов Пластилинографии :

1. Твёрдый пластилин необходимо перед работой разогреть в горячей воде (но не заливать кипятком).

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. При надавливании он амортизирует под неокрепшими детскими пальчиками, создавая определённый комфорт.

3. Для перенесения выбранного рисунка на картонную основу используют копировальную бумагу, чтобы сохранить картинку, обводку можно делать шариковой ручкой с закончившимися чернилами.

4. Основу картины перед началом работы необходимо покрывать скотчем. Это, во-первых, поможет избежать появления жирных пятен, во-вторых, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.

5. Рабочую поверхность стола необходимо накрыть клеёнкой или куском светлого линолеума, флакончик с растительным маслом и тканевая салфетка легко справятся с удалением следов пластилина с рук и поверхностей.

6. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. Шприц с пластилином опускают в горячую воду на несколько минут, затем выдавливают пластилин.

7. Для того чтобы придать поверхности картины блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде.

8. Для передачи шероховатости поверхности картины используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками, зубочистками, трубочками от коктейля, расчёсками.

9. Для создания рамки картины пригодятся мелкие пуговки, ракушки, камешки, цветные трубочки для коктейля.

10. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

Этапы создания лепных картин:

1. Подбор эскиза.

2. Подготовка основы.

3. Перенос эскиза на основу.

4. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.

5. Работа с фоном.

6. Выполнение основного изображения.

7. Работа с накладными деталями.

8. Декорирование.

9. Оформление рамки.

10. Лакирование картины.

Предполагаемый результат: освоение детьми нетрадиционной техники рисования пластилином, развитая мелкая моторика рук, проявление креативности при выполнении лепных картин. Личностный и профессиональный рост, самореализация педагогов, мотивация на развитие, освоение и внедрение в педагогическую практику развивающих технологий. Пластилинография станет семейным увлечением наших воспитанников и их родителей.

Материально – техническое обеспечение:

1. Методическая и художественная литература, репродукции картин художников, дидактические игры, видеоролики, мультфильмы по теме проекта.

2. Технические средства: музыкальный центр, проектор, экран.

3. Наборы пластилина («Луч», «Гамма», наборы стеков.

4. Плотный картон, оргстекло, диски, пластиковые прозрачные крышки от одноразовой посуды.

5. Копировальная бумага, коллекция картинок из детских книг и раскрасок.

6. Канцелярский нож.

7. Простые карандаши, маркеры.

8. Скотч.

9. Линейки длиной 40 см.

10. Бусины, бисер, пайетки, семена растений, бросовый и природный материал для декорирования лепных картин.

11. Лак для волос.

12. Растительное масло.

13. Хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки.

14. Фартуки и нарукавники, клеёнка или кусок светлого линолеума.

15. Образцы лепных картин, выполненных в разной технике.

16. Шприцы (без игл, тазик с горячей водой.

Этапы реализации проекта :

I этап – Подготовительный.

Задачи:

- формирование проблемы, определение темы и актуальности, постановка цели, определение задач, оформление объявления;

- анализ теоретических источников по изучаемой проблематике;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- составление плана достижения цели проекта;

- разработка содержания работы с родителями и детьми;

- подбор наглядно-демонстрационного материала, художественной литературы, пальчиковых игр, видеороликов, мультфильмов;

II этап – Практический.

Задачи:

- просвещение родителей по вопросам использования нетрадиционных техник лепки;

- проведение игр-занятий с детьми;

- оснащение оборудованием и материалами центра «Искусства» в соответствии с темой проекта для самостоятельной деятельности детей;

- мастер-класс по витражной пластилинографии для родителей и педагогов ДОУ.

III этап – Заключительный

Задачи:

Организация выставки детских работ. Презентация проекта на педагогическом совете. Проведение исследования оценки эффективности проекта.

Тематическое планирование организованной образовательной

деятельности с детьми

Вводное занятие Формулирование совместно с детьми правил работы с пластилином.

Экспериментирование со свойствами пластилина : разминание в руках, нагревание грелкой, вынесение на холод.

Знакомство с законами соединения цвета.

Самостоятельная деятельность детей по смешиванию пластилина.

Прямая пластилинография

Подготовка основы картины : выбор картона, копирование рисунка, покрытие скотчем.

Работа с фоном: освоение характерных приёмов «придавливания», «примазывания» и «разглаживания».

Работа с основным изображением: подготовка контуров, закрывание пластилином деталей основного изображения.

Работа с накладными деталями: из пластилина. Декорирование природным и бросовым материалом.

Изготовление рамки и лакирование картины.

Мозаичная

пластилинография Освоение приёмов отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Знакомство с особенностью: составление изображения исключительно из пластилиновых шариков, красиво подбирая цвета и аккуратно заполняя пространство, не выходя при этом за контур.

Контурная

пластилинография Освоение приёма получения тонких пластилиновых жгутиков с помощью шприца.

Знакомство с особенностью: изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Модульная

пластилинография Знакомство с особенностью: картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приёмами лепки.

Витражная

пластилинография Знакомство с особенностью: рисование пластилином с обратной стороны прозрачной основы (пластиковые крышки от одноразовой посуды, оргстекло).

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие: Экспериментирование со свойствами пластилина : разминание в руках, нагревание грелкой, вынесение на холод, смешивание цветов для получения оттенков, выдавливание пластилиновых жгутиков через шприц.

Просмотр познавательного мультфильма «Фиксики. Пластилин».

Закрепление сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.

Ориентирование на микроплоскости (стола, листа картона).

Перенос картинки на основу через копировальную бумагу.

Социально – коммуникативное развитие: Непосредственное общение со взрослыми и сверстниками в процессе обсуждения темы, постановки цели, выборе материалов.

Планирование совместной деятельности.

Объединение в группы.

Правило «Спроси трёх».

Участие в презентации проекта.

Речевое развитие Развитие диалогической речи («Модель трёх вопросов»).

Обогащение словаря: основа, фон, контур, копировальная, налеп, жгут, декорирование, композиция.

Чтение стихотворений: А. Орлова «Кот из пластилина», А. Сметанин «Ленивый пластилин», Н. Шемякина «Пластилин», А. Парошин «Разноцветный пластилин».

Отгадывание загадок про пластилин.

Физическое развитие: Мышечная нагрузка на пальцы при работе с пластилином.

Координация зрения и движения пальцев во время работы над картиной.

Пальчиковые гимнастики для снятия мышечного напряжения: «Помощники», «Пальчики», «Как у нас семья большая».

Зрительные гимнастики для снятия зрительного напряжения: «Дни недели», «Кошка».

Художественно-эстетическое развитие: Знакомство с новым жанром изобразительной деятельности – пластилинографией.

Рассматривание репродукций картин художников (закрепление представлений о пейзаже и натюрморте).

Рассматривание картин из пластилина, выполненных педагогами в разных техниках с акцентом на красоту, колорит и качество.

Просмотр мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег».

Прослушивание песни «Я леплю из пластилина».

Создание творческих работ в новой технике.

Возможные риски проекта : недостаточный уровень компетентности педагогов; неприятие со стороны отдельных родителей; пассивность социальных партнёров; слабая материально – техническая база; задержка сроков реализации проекта из-за большой загруженности участников проекта; низкое качество продуктов проектной деятельности.

Ожидания: установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для творческого развития детей; заинтересованность педагогов и администрации ДОУ в широком применении пластилиновой живописи в детском саду; привлечение новых социальных партнёров.

Перспективы: возможность дальнейшего использования проекта в других возрастных группах.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по экспериментированию в старшей группе «Можно ли рисовать на снегу?»Фотоотчёт о занятии по экспериментированию в старшей группе «Можно ли рисовать на снегу?» Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Главное.

Консультация для родителей «Осенью можно рисовать не только красками»Консультация для родителей «Осенью можно рисовать не только красками» Осень — это волшебное по красоте время года. Такого буйства всевозможных красок не бывает даже летом Это волшебная пора, когда увядание.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Педагогический проект на тему «Домашние животные» Педагогический проект на тему: «Домашние животные» Вид проекта: комплексный Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей:.

Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина»Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина» Педагогический проект в подготовительной группе "С чего начинается Родина" Актуальность разработки и реализация проекта: Малая Родина.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе "8 марта – Международный женский день ". Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха» Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна-красна»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна-красна» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна красна!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект в подготовительной группе на тему: «Можно ли рисовать пластилином?»
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 17:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД