Получи документы

Педагогический проект мини-музея «Народная игрушка»

Альфия Юсупова
Педагогический проект мини-музея «Народная игрушка»

Актуальность.

Игрушка является важнейшей составляющей любой культуры. Играя с ней, ребёнок познавал сложное мироустройство, суть человеческих отношений, развивал своё воображение и фантазию. Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней рождения. Игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, складу ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребёнка. Предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребёнок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал своё воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малыша с народной игрушкой.

Публикация «Педагогический проект мини-музея „Народная игрушка“» размещена в разделах

Использование средств музейной педагогики для знакомства детей с народной игрушкой позволит пробудить у дошкольников чувство принадлежности к своему роду, к родной земле, стремление приобщиться к культуре народа, его истории, традициям, искусству. Также организация мини-музея будет способствовать творческому взаимодействию детского сада с семьёй дошкольника, повышению уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых.

Проблема.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. А если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, а в частности с народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Новизна.

Через знакомство с народной игрушкой посредством организации в группе мини – музея происходит ознакомление с историей, культурой своего народа, что способствует воспитанию нравственно – патриотических чувств - уважения, гордости за землю, на которой живешь.

Цель: приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи (обучающие, развивающие, задачи воспитания)

Обучающие:

- формировать у детей познавательно-творческий интерес к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой;

- дать элементарные первичные представления о мини – музее, формировать основы музейной культуры;

- расширять знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки;

- обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями;

- научить применять знания, полученные при ознакомлении детей с народной игрушкой в самостоятельной творческой деятельности;

- формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

- способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями;

- повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития у детей знаний о русской народной культуре;

- создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно – пространственной среды;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, исследовательскую деятельность, художественно-эстетический вкус, воображение, фантазию, творческий потенциал детей;

- развивать умение выделять характерные признаки разных промыслов, материалы, из которых изготовлены;

- развивать коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его содержимому;

- воспитывать положительный эмоциональный отклик при восприятии предметов народного творчества;

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

- воспитывать духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Объект исследования – народная игрушка.

Предмет исследования – народная игрушка, как средство приобщения детей к народной культуре, формирования художественно-эстетического вкуса, развития творческих способностей.

Выдвижение гипотезы.

Использование средств музейной педагогики для знакомства детей с народной игрушкой позволит пробудить в детях чувство принадлежности к своему роду, к родной земле, стремление приобщиться к культуре народа, его истории, традициям, искусству, а также будет способствовать полноценному эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его художественно-творческих способностей.

Образовательные области: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие

Тип проекта : познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Основные формы, средства и методы реализации проекта :

Формы: поисковая, фондовая, экспозиционная, познавательная.

.

Средства:

• игровая деятельность - дидактические, подвижные, театрализованные игры.

•продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, детский дизайн.

Методы:

• словесные - объяснение, описание, беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок;

• наглядные - наблюдения, показ способов действия, рассматривание подлинных изделий, картин, иллюстраций, презентаций, просмотр мультфильмов, слушание литературных и музыкальных произведений;

• практические - обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ, метод моделирования.

Принципы деятельности мини-музея :

Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

Принцип опоры на интересы ребенка.

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

Принцип наглядности.

Принцип последовательности.

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Методическое обеспечение (литература, наглядные пособия, аудио и видеоматериалы).

Программа:

И. А. Лыкова. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.

Наглядный материал (подлинные изделия, иллюстрации, альбомы, фотографии и т. д.)

Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор, пластилин, глина, клей, ножницы, цветные карандаши, белый картон, цветной картон, палитра, бумажные салфетки, клеенки, мука, соль.

Настольно-печатные, дидактические игры.

Материально-техническое обеспечение: фотоаппарат, компьютер, магнитофон; магнитная доска, мольберт.

Этапы проекта :

1. Подготовительный (или теоретический) – сентябрь – январь 2021г.

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по теме проекта

Подготовка необходимого материала для реализации проекта (сбор экспонатов для создания мини – музея, конспекты НОД, дидактический и игровой материал и т. п.)

Разработка содержания проекта

Составление плана деятельности

Привлечение родителей к участию в проекте

2. Исследовательский (или практический) – февраль 2021 – май 2022г.

Работа с детьми

Просмотр презентаций: «Народная игрушка», «Филимоновская игрушка», «Веселая дымка», «Русская матрешка».

Рассматривание экспонатов мини – музея «Народная игрушка», иллюстраций, альбомов, открыток.

Беседы «Русские народные игрушки», «Что такое музей?», «В гости к филимоновским мастерам», «Дымковская игрушка».

Чтение художественной литературы

Э. Успенский «Матрешки»

М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»

А. Дьякова «Весёлая дымка»

В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»

М. Бородицкая «Глиняная свистулька»

Русские народные сказки

Подвижные игры «Горелки», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Карусель», «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки - мышки», «У медведя во бору».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей», «Ярмарка», «Мастерская игрушек».

Дидактические игры: «Найди дымковскую игрушку», «Подбери узор к посуде», «Разложи по группам игрушки», «Декоративное домино», «Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару», «Раскрась игрушку», «Какая игрушка лишняя, «Найди отличия».

Пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковская барышня», «В гости к нам пришла матрешка», «Подарки», «Мастера»

Разучивание потешек, пословиц.

Слушание песен: песня «Русский сувенир» слова и музыка Э. Чуриловой», «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов, «Русская матрёшка» муз. Варламова, «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина, «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Работа с родителями

Консультации: «История народной игрушки», «Во что играли наши бабушки», «Народная игрушка в жизни дошкольника», «О народной игрушке», «Роль народной игрушки в эстетическом развитии детей», «Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка»

Памятка «Что такое народная игрушка

Папка - передвижка «Народная игрушка»

Выставка творческих детских работ.

Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми

3. Заключительный (обобщающий) – май 2022г.

Презентация проекта

Фотоотчет

Творческие работы детей, выполненные в процессе ООД

Совместное творчество детей и родителей

Ожидаемые результаты:

- побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой;

- знание разнообразных видов народных игрушек;

- развитие творческих способностей детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек;

- увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности, обогащение словарного запаса;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности;

- повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Перспективный план реализации проекта (краткосрочный пишется по дням, долгосрочный – по неделям или по месяцам).

Публикации по теме:

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возрастаМини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста. «Человек,не знающий своего прошлого,не знает ничего (народная мудрость).

Проект «Мини-музей «Новогодняя игрушка»Проект «Мини-музей «Новогодняя игрушка» Участники проекта: Бизяева Наталья Викторовна, воспитатель; педагоги ДОО; дети (3-4 лет) и их родители. Тип проекта: познавательно-творческий.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Фотоотчет о пополнении экспонатами мини-музея «Русская народная кукла»Фотоотчет о пополнении экспонатами мини-музея «Русская народная кукла» Хочу поделиться со своими друзьями и коллегами из сайта Маам радостной вестью: у нас в мини-музее «Русская народная кукла» пополнение..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект мини-музея «Народная игрушка»
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 22:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД