МААМ-картинки

Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей«

Ольга Метелева
Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей«

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме жестокого обращения с детьми.

2. Активизировать педагогическое мышление педагогов, как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной теме.

План проведения педсовета :

Публикация «Педагогический совет „Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей„» размещена в разделах

1. Введение в тему педсовета. (Вступительное слово об актуальности темы педсовета, о правах ребенка). Метелёва О. А. 2. Доклад: " Жестокое обращение с детьми: что это такое?" Дубинина Е. А. 3.«Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений» Метелёва О. А. 4. Семинар-практикум «Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования» Метелёва О. А. 5. Организация и проведение «Фестиваля педагогических идей» (показ НОД с использованием современных образовательных технологий) март – апрель 2023 г. 6. Разное (план работы на апрель, мероприятия, выпускной и др.).

1. Введение в тему педсовета. (Вступительное слово об актуальности темы педсовета, о правах ребенка). Метелёва О. А.

Социально-экономическая нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной категории – несовершеннолетних. Социальный состав семей показывает значимый фактор риска негативного влияния на несовершеннолетних. В результате нарушаются психологические связи между несовершеннолетним и родителями, что приводит к снижению образовательного интереса, конфликтам в семье, невротизации, к сложной социально-психологической ситуации, где родители ведут асоциальный образ жизни. До недавнего времени эта проблема касалась несовершеннолетних обучающихся школ. Современное законодательство говорит о том, что составляющим звеном может стать МДОУ, влияющим на защиту прав дошкольника в неблагополучных семьях, но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов.

Сегодня о жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не исчезла, а приобрела еще большую актуальность.

Жестокое обращение с детьми- это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим педагогам необходимо ориентироваться в проблеме.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

2. Сексуальное насилие (или извращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Мы, педагоги, должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них:

- неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

- супружеские конфликты;

- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

- нежеланный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- трудный ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду. Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию.

2. Доклад: " Жестокое обращение с детьми: что это такое?" Дубинина Е. А.

3. Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений. Метелёва О. А.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму ("мягкая" или "жесткая") обращения родителей с детьми : употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и Т. п.

Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др., мимика, телесные контакты - касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре "Семья", где дошкольники воспроизводят привычные, для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может получить также из рисунков детей на темы "Моя семья", "Мой самый любимый человек" и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге "Общая психодиагностика" под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 206-221.)

Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:

1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?

2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?

З. Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?

После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями : становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми - трансляции родителям положительного образа ребенка.

Трансляция положительного образа ребенка

Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности "снять" родительскую тревожность являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.

Каковы же характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми?

• Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

• Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности.

• Индивидуальный подход, т. е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями.

• Признание и принятие личности ребенка, умение "встать на его точку зрения", не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции.

• Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.

4. Семинар-практикум «Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования» Метелёва О. А.

Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются: Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста. Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника. Принцип 3. Открытость педагога к семье. Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок.

Главная задача педагогов создать условия для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Выстроить взаимоотношения и общение так, чтобы родители могли обратиться за помощью к педагогам в любой момент и наоборот. Для этого нужно использовать разные формы работы с родителями (рассмотреть разные формы работы).

Как определить, что ребенок переживает

жестокое обращение?

1. Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.

2. Ребенок становится жестоким.

3. Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших.

4. Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома.

5. Не доверяет взрослым.

6. Не может объяснить свои физические потребности (например, не отличает потребность поесть или сходить в туалет).

Как помочь ребенку восстановиться после случая жестокого обращения?

1. Внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить за успехи в учебе, спорте, творчестве. Например, если ребенок убрал за собой вещи, обязательно отметить этот факт.

2. Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений аргументированно, не превращая отношения в противостояние. Если ребенка отправляют в магазин, следует объяснить, почему это должен сделать именно он (вы заняты уборкой/срочной работой и надеетесь на помощь).

3. Выбирать методы реабилитация, исходя из вида жестокого обращения, которому подвергался ребенок (психологическое, сексуальное или физическое насилие). В каждом случае методы реабилитации – разные.

4. Обратить внимание на внешний вид ребенка и стиль его общения. Для реабилитации необходимо стабильные отношения в обществе, коллективе.

5. Организация и проведение «Фестиваля педагогических идей» (показ НОД с использованием современных образовательных технологий) март – апрель 2023 г.

Составить план – график показа НОД.

6. Разное (план работы на апрель, мероприятия, выпускной и др.).

Обсудить и утвердить план работы на апрель 2023 г.

Решение педагогического совета :

1. Педагогическому коллективу организовать работу по выявлению случаев безнадзорности и жестокого обращения с детьми.

2. По мере необходимости, организовать работу по профилактике жестокого обращения с детьми, с целью предупреждения нарушения прав ребенка в семье, информирование родителей по вопросам семейного законодательства и повышение их ответственности за воспитание детей.

3. Провести родительские собрание по теме «Жестокие родители-жестокие дети».

Публикации по теме:

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Итоговый педагогический совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей«
Опубликовано: 5 июня 2023 в 12:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД