Получи документы

Педагогический совет «Проектная деятельность в ДОО»

Елена Кривошеева
Педагогический совет «Проектная деятельность в ДОО»

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема».

Применительно к детскому саду проект -это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Публикация «Педагогический совет „Проектная деятельность в ДОО“» размещена в разделах

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.

Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОО носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Классификация проектов

По доминирующей деятельности :

• Информационные /Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура информационного проекта : получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями, презентация.

• Исследовательские /Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

• Творческие /Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера).

Классификация творческих проектов :

по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность);

по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное);

по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

• Прикладные или практико-ориентированные /Практико-ориентированный проект предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.

Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, видеофильм, спектакль, справочный материал, пр.)

Такой проект требует хорошо продуманной структуры. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

• Игровые (приключенческие) /Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

• Открытые /Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

• Индивидуальные и коллективные

Индивидуальный проект.

Выполняется автономно, с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).

Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Коллективный проект.

Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект.

Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект.

Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект.

Выполняется всем коллективом.

По предметно-содержательной области:

монопроекты (одна образовательная область)

• межпредметные, интегративные (две и более образовательные области)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

По продолжительности:

• краткосрочные - (когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на 1 занятии или 2-3-х занятиях);

• среднесрочные - (от месяца и более);

• длительные - (продолжительностью полгода, учебный год).

По количеству участников:

• индивидуальные,

• групповые,

• коллективные,

• парные,

• фронтальные.

Другими признаками для типологизации проектов могут быть :

Характер координации проекта :

• непосредственный (жесткий, гибкий,

• скрытый (неявный, имитирующий участника проекта,

• открытый.

Характер контактов

• осуществляется внутри одной возрастной группы,

• в контакте с другой возрастной группой,

• внутри ДОО,

• в контакте с семьей,

• учреждениями культуры,

• общественными организациями (открытый проект).

Этапы работы над проектом

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

• выбор темы проекта;

• определение цели, задач проекта;

• реализация проекта;

• презентация проекта.

1. Выбор темы проекта

Тема должна быть интересна ребенку, соответствовать его возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками.

Задача педагога на данном этапе – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему – модель «трех «И» :

1-ая «И» – и (звестно) - Что знаем?

2-ая «И» – и (нтересно) - Что хотим узнать?

3-я «И» – и (зучили) – Что узнали?

Последовательность работы педагога на данном этапе :

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов

ребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОО;

• вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал.

2. Определение цели, задач проекта

Следующий этап: определение цели и задач проекта.

Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени.

Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту.

3. Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности :

творческую, экспериментальную, продуктивную.

Задача воспитателя на данном этапе -создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических

функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

• проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы,

• использования операций сравнения и сопоставления,

• проблемного изложения информации педагогом,

• организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе :

• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

• даёт домашние задания родителям и детям;

• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

4. Презентация проекта

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный

продукт, имеющий ценность для детей.

В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал

дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя -создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты

своей деятельности.

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе :

• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

• подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

5. Пятый этап - рефлексия

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может

изменяться по мере нарастания детской активности.

Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития

исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности - от

обучающее-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к

окончанию проекта.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мысле-деятельность педагогов, что позволяет:

• ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

• освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

• уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

• объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Информационная карта проекта

Тема проекта :

Цель проекта :

Задачи проекта :

Участники проекта :

Тип проекта :

по методу:

по количеству участников:

по продолжительности:

Виды детской деятельности :

Обеспечение проекта :

Материально – техническое:

Учебно-методическое:

Предполагаемый результат:

Продукт проектной деятельности :

Презентация проекта :

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный

2 этап. Основной (выполнение проекта)

3 этап. Итоговый (результаты)

Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Далее наше общение пройдет в форме игры «Кто хочет стать знатоком проектного метода.

1. Вопрос: Вам необходимо расположить этапы проекта в правильной последовательности.

I этап – организационно-подготовительный.

II этап - рефлексивно-диагностический.

III этап - практический.

IV этап - заключительный.

2. Вопрос: В какой деятельности, и с какой группы в ДОО внедряются проекты?

Ответ:

• со второй младшей группы – в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

• в средней группе – в исследовательской деятельности;

• в старшей группе - в проектной деятельности;

• в подготовительной группе – в проектной деятельности.

3. Вопрос: Назовите, какие виды проектов по доминирующему виду деятельности используются в ДОО?

Ответ:

• исследовательские,

• исследовательско – творческие,

• ролево-игровые,

• информационные (информационно-практико-ориентированные,

• творческие

4. Вопрос: Назовите классификацию проектов по продолжительности (срокам реализации)

Ответ:

• краткосрочные (несколько занятий, 1–2 недели);

• среднесрочные (1–3 месяца);

• долгосрочные (полгода, учебный год)

5. Вопрос: Назовите классификацию проектов по предметно-содержательной области (содержанию)

Ответ:

- монопроект в рамках одной области знаний;

- межпредметный (интегративный) проект (интеграция 2 и более образовательных областей)

Шесть «П» проекта

Таким образом, проект можно представить как «Шесть «П»

• Проблема

Проектирование проекта

• Поиск информации

• Продукт

• Презентация

• Портфолио проекта.

Способы разработки проектов

«Модель трёх вопросов»

• Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

• Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

«Модель трёх вопросов»

Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?

Содержание (то, что дети уже знают) План (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства

Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).

• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).

• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).

• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А4, кладем горизонтально. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты.

4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Рефлексия

Упражнение «Мишень»

Вывод

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОО заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Литература

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4.

Публикации по теме:

Педагогический совет: «Что должен знать воспитатель о ПДД.» Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский социально-педагогический колледж».

Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек» «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее.

Педагогический совет «Отчёт о работе за 2015–2016 год» ОТЧЁТ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЗА 2015-2016 ГОДРабота группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом.

Педагогический совет на тему «Экологическая безопасность детей в ДОУ» Педагогический Совет на тему «Экологическая безопасность» Цель: повышение компетентности и систематизации знаний воспитателей по формированию.

Педагогический совет «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС до» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ (форма проведения: круглый стол). Тема: «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО» Цель:.

Педагогический совет «Перспективы развития ДОУ на учебный год» (оформление документации)Педагогический совет «Перспективы развития ДОУ на учебный год» (оформление документации) Приказ29.08.2016г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Перспективы развития ДОУ на 2016-2017 учебный год» На основании годового.

Педагогический совет по патриотическому воспитанию в ДОУПедагогический совет по патриотическому воспитанию в ДОУ бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №241» Тема: «Система работы по патриотическому воспитанию.

Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в современных условиях» Форма проведения: Круглый стол Цель: внедрение эффективных форм и методов по речевому развитию детей. Повестка: 1. Актуальность проблемы.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию.

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников» Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные.

Автор публикации:
Педагогический совет «Проектная деятельность в ДОО»
Опубликовано: 12 января 2017 в 00:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД