Лучший педагог года

Педсовет «Личность педагога в современной школе»

Алёна Макейкина
Педсовет «Личность педагога в современной школе»

Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности педагога в современной школе.

Задачи:

– обобщить опыт педагогов школы, у которых нет отстающих учеников;

– показать элементы педагогической технологии, применяемой в опыте, уточнить и осмыслить ее особенности;

Публикация «Педсовет „Личность педагога в современной школе“» размещена в разделах

– изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы;

– разработать модель личности педагога в современной школе.

Подготовка к педсовету

1. Заседание методического совета.

Осмысление цели и концепции педсовета, формирование рабочей группы.

2. Диагностические мероприятия

– наблюдение фрагментов передового педагогического опыта в виде уроков различных типов и внеклассных мероприятий;

– встреча с учащимися

– коллективный анализ опыта на заседании МО;

– предложение учащимся написать сочинение на тему «Каким я хочу видеть своего учителя»

3. Работа МО

– подготовка представления на учителя, чей опыт обобщается;

– подготовка персональной выставки передового педагогического опыта;

– дискуссия по представлению опыта коллективу педагогов школы;

– разработка модели личности педагога адаптивной школы.

Возможные варианты представления опыта.

Предлагается представить опыт в творческой форме:

– живая газета об учителе;

– доклад одного из членов МО с использованием аналитических материалов (диаграммы успешности функционирования опыта);

– выступление в форме интервью с учителем;

– отчет учителя о своей работе.

Примерные вопросы дискуссии на заседании МО:

1) Какие элементы опыта могут быть использованы другими преподавателями школы?

2) Что необходимо сделать, чтобы облегчить использование опыта другими?

3) В каких условиях использование опыта будет эффективным?

4) Какие материалы необходимо подготовить для широкой пропаганды опыта?

Примерный план работы по обобщению опыта:

1) Главная идея опыта.

2) Совокупность педагогических средств, используемых для решения задач.

3) Педагогическая технология (последовательность действий по использованию педагогических средств).

4) Результативность опыта.

5) Условия функционирования опыта.

6) Кому опыт может быть рекомендован и при каких условиях эффективно использован?

Содержание выставочных материалов:

1) Учебно-педагогическая документация (планы работы, конспекты уроков, разработки внеклассных дел и т. д.).

2) Видеозаписи уроков.

3) Дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный материал, подготовленный учителем, чей опыт обобщается.

4) Продукты педагогической деятельности (творческие работы и поделки учащихся, материалы ученических исследований).

5) Газета об учителе.

План проведения

I. Вступительное слово о необходимости и актуальности обобщения опыта в педагогическом коллективе как одного из способов моделирования личности учителя в адаптивной школе.

II. Анализ сочинений учащихся на тему «Каким я хочу видеть своего учителя».

III. Представление модели личности педагога адаптивной школы с показом опыта конкретного учителя (защита проектов методических объединений школы).

Ход педсовета

I. Постановка проблемы. Введение в тему.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего необходимо определить критерий педагогического мастерства.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог – мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникает ряд в о п р о с о в:

– Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

Педагогическое мастерство – это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?

– Что является критериями педагогического мастерства?

– Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способного к педагогическому творчеству и обладающего педагогическим мастерством.

С философской точки зрения личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога

в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука – это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главным «индикатором» нашей деятельности.

II. Сообщение представителя МО русского языка.

В процессе подготовки к педсовету было проведено исследование среди детей в форме сочинения на тему «Каким я хочу видеть своего учителя». Предлагаются некоторые результаты этого исследования.

(Докладчик анализирует отрывки из школьных сочинений и делает вывод, что дети очень мудры и наблюдательны.)

Подавляющее большинство учителей, работающих в коллективе, соответствуют мечтам и желаниям учеников. Доказательство тому – опыт, представляемый учителями.

III. Представление опыта работы учителей.

Из опыта работы учителя истории.

1) Работа строится на основе оценки интереса к предмету.

Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению истории.

2) Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить историю не как школьный предмет, а как часть своего духовного Я».

3) Воспитательный аспект работы.

За многие годы работы в школе выработался принцип взаимоотношений в режиме учитель – ученик: никогда не называть ученика по фамилии и употреблять ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком. Прием крайне редкий и вследствие этого очень эффективный.

4) Формы работы на уроке.

Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизнедеятельности. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной из его разновидностей. Часто в работе используется прием – выделение «персональной исключительности», операция тонкая и изящная. Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала. Необходимым приемом деятельности является «высокая оценка детали» – самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли адекватно оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию.

Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности.

При этом педагог продумывает методические приемы, обеспечивающие:

– снятие страха перед предметом;

– высокую мотивацию;

– авансирование (оглашение достоинств ребенка);

– преобладание скрытой инструкции;

– поддержку индивидуальности (исключительности) школьника;

– объективность и доброжелательность педагогического внушения;

– высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.

5) Очень важным в работе учитель считает постоянное педагогическое воздействие и на уроке, и во внеурочное время, причем его работа с учениками после уроков охватывает не только тот класс, где учитель является классным руководителем, но и учащихся других классов.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.

1) Оценка качества обученности детей в начальной школе. Для плодотворной работы в средней школе по программе русского языка и литературы учитель считает необходимым точно знать, чему дети были обучены в начальной школе и каким образом выстраивать работу дальше. Для него это не только вопрос преемственности, но и выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса, который он будет обучать. Очень важным для учителя является вопрос распределения во время учебной недели одного класса уроков литературы и русского языка, чтобы уменьшить нагрузку на ребенка.

2) Основной парадигмой в работе считает: «Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать».

3) В работе учителя главное – осторожно пользоваться таким «тонким инструментарием», как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка – это необходимое действие педагога в работе

с детьми, учитель и ребенок в повседневной жизни связаны единой системой оценочных отношений. Оценочная деятельность – это форма активного взаимодействия педагога с воспитанником, изначально рассматривающая оценку стимулом (имея в виду все значения этого слова).

4) Ключевые профессиональные умения необходимы в создании учителем собственной оценочной системы. Заметим, что учитель не вводит новый инструментарий или новую оценочную шкалу. Оценка рассматривается им как философская категория. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, являющегося субъектом, выставляющим оценку и фиксирующим отметку.

При этом необходимо:

– воспринимать ребенка как ценность, как носителя особого внутреннего мира;

– признавать неприкосновенность и исключительность личности;

– интерпретировать негативные проявления воспитанника как позитивные;

– при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, регулирующую.

5) Учитель считает, что все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

– эмоциональная уравновешенность педагога – в гневе учитель часто бывает несправедлив;

– доброжелательный тон в момент оглашения оценки любою уровня (положительной или отрицательной);

– превалирование в опыте педагога положительной оценки над отрицательной;

– понимание душевного состояния ребенка;

– не наказание оценкой, а побуждение к действию;

– хорошее знание своего предмета и требований к оценке данного предмета.

6) Формы работы на уроке всегда в центре внимания учителя.

Предварительный мониторинг уровня обучения учащихся дает возможность строить опрос таким образом, что учащиеся со слабой подготовкой по русскому языку получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания предлагаются только в том случае, когда учитель уверен, что класс готов к выполнению заданий такого уровня. Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания.

Очень важное значение придает учитель режиму умственного труда школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке детей. Учитель продумывает вопрос, когда и какой сложности контрольную работу дать, чтобы в один день не было двух контрольных работ, на каком уроке ее провести, чтобы дети не очень устали, а в двухсменном режиме работы школы сделать это очень сложно.

Из опыта работы учителя труда.

1) Основная парадигма в работе учителя: «Гениальность – это 90 % труда и 10 % божьего дара».

2) Формы работы на уроке.

Научить рукоделию возможно только при постоянном инструктаже и комментировании каждого мелкого действия, правильно и конкретно выдвигая педагогические требования.

Для этого учитель использует следующие педагогические умения :

– распределять внимание и консультативную поддержку на каждого учащегося в работе с группой;

– использовать этикет для оформления требования;

– детализировать выдвигаемое требование;

– акцентировать внимание на положительной программе действий;

– поощрять любые позитивные действия ученика;

– терпеливо ожидать результатов деятельности.

Каждое свое требование учитель предъявляет инструктивно, сопровождая пояснением способа выполнения предложенного. Учитель предварительно продумывает техническую, операционную сторону того, что необходимо сделать детям и чего они еще не умеют делать. Его слова, поясняющие способ и указывающие на приемы, становятся отправным моментом в работе. Если инструкция дана правильно, то и задание будет успешно выполнено детьми. Инструкционные карты, с помощью которых ведется занятие, разрабатываются с учетом разных способностей детей.

3) Педагогическое взаимодействие.

Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы.

Из опыта работы учителя математики.

1) Учитель считает обязательным на начальном этапе работы с классом провести диагностирование по следующим вопросам:

– семья;

– условия жизни;

– здоровье ребенка;

– общее интеллектуальное развитие ребенка;

– динамика личностного роста ребенка в предыдущие годы обучения.

2) Основная парадигма работы учителя: «Добиться того, чтобы дети не боялись идти на урок. Не боятся – значит не прогуливают. Пришли на урок – значит проявили себя по возможности (устные упражнения, задания по образцу, в сходной ситуации, в новой ситуации, в развивающей ситуации, индивидуальные задания). Побывали на уроке – это дает возможность проверить свои ЗУН; пишут контрольную работу, получили

«2» – следовательно, их необходимо пригласить на дополнительные занятия, где дается такое задание, которое нельзя не выполнить, ибо оно разработано персонально».

3) Отбор содержания материала для устных упражнений рассчитан на учащихся разных категорий.

На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание по устному счету дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил.

4) Опрос учащихся на уроках разного типа строится по-разному.

На уроке изучения нового материала после объяснения опрашиваются все дети в режиме «один за одним» по цепочке, где выясняется, что понято, что нет, и составляется программа дальнейшей работы с учетом того, что на уроке удалось, а что нет.

На уроках закрепления материала у доски отвечают сильные ученики, которые четко и полно знают учебный материал, умеют правильно и быстро решать, грамотно говорить.

Цель такого вида работы в том, чтобы повторное объяснение темы для слабых учеников (обучающее дублирование) в более широком и полном объеме прозвучало в сообщении одноклассников. Этот прием позволяет успешно двигаться всем учащимся: сильным – углубленное изучение материала, слабым – снятие всех затруднений в обучении.

5) Формы работы на уроке.

Задание на применение знаний в новой ситуации дается для самостоятельного обдумывания, как правило, для работы с опережением, где сильные ученики выполняют работу быстрее и зарабатывают «+». Собирается копилка «+» (учитель ставит «+» и подпись на полях, не обязательно за один урок, но в пределах изучения темы. Дети сами отслеживают свои результаты и при получении пяти «+» могут претендовать на отметку в журнале. Даже слабый ученик в течение недели-двух, заработав три «+», может получить положительную отметку. Для очень слабых учащихся дается конкретное, посильное задание репродуктивного уровня с обязательным воспроизводством отработанного

в классе образца.

6) Развитие интереса к предмету.

Использование дополнительного материала: исторические справки, сочинения на математическую тему, кроссворды, стихи о математике. Проведение заключительных уроков по теме в форме игры. Цель данного вида работы: создание ситуации успеха для каждого ребенка, предоставление разно-уровневых заданий, обобщение полученных знаний, ликвидация пробелов в знаниях.

7) Основные требования к проведению урока.

Учитель готовит задания, учитывающие возможности всех детей. К каждому уроку составляется сценарий, продумывается превентивное домашнее задание в творческой форме.

Ученики, творчески подготовившись к уроку, получают право участвовать в игре. Даже слабые учащиеся понимают, что у них есть возможность «заработать» положительную отметку, не только решив трудную математическую задачу, но и выразив себя через литературное, художественное творчество на математическую тему. Ученик, участвуя в игре, убежден, что он получит положительную отметку, и это обстоятельство стимулирует всю его деятельность на уроке. Во время игры дети объединяются в пары или команды. Пары могут быть такими: сильный – сильный, слабый – слабый (каждая пара получает в соответствии с этим задание, где работают оба ученика в одинаковом режиме). Команды тоже формируются смешанные, но при условии – каждый член команды обязательно участвует в одном из конкурсов. Задания конкурсов построены по принципу восхождения на вершину – от простого к сложному и к очень сложному. Внутри команды дети сами выбирают капитана и определяют, кто какое задание будет выполнять, то есть осуществляют поиск своего пути к успеху, к знаниям. В затруднительных ситуациях помогать может только капитан. В конце урока капитаны высказывают свое мнение о вкладе в общее дело каждого члена команды, подводят итоги, что является основным критерием для выставления объективных отметок.

Из опыта работы учителей-новаторов.

1) Основная парадигма работы учителя: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».

2) С методической точки зрения опыт представляет собой разновидность программированного обучения. Он относится к линейной системе программированного обучения, первоначально разработанной американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги программы последовательно в том порядке, в каком они приведены в программе. Задания каждого шага предполагают заполнение пропусков в системе предлагаемой информации. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ оказался правильным, учащийся должен перейти к следующему шагу, если же его ответ не совпадает

с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе, предполагающем безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. Обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности учащегося.

Также в работе переосмыслен опыт отечественных педагогов-новаторов : В. Ф. Шаталова (успешное овладение школьной программой всеми детьми, методика преподавания с помощью опорных сигналов, обретение учениками уверенности в своих силах, систематические письменные работы и ежедневное оценивание этих работ, возможность исправить нежелательную оценку, метод «цепочки» (проверил – ушел,

когда ученик-помощник (консультант, назначенный учителем, проверяет решение задачи у всех остальных, или же ученик, первым справившийся с решением задачи, проверяет решение второго решившего, тот у третьего, и так по цепочке, тогда к концу урока в классе не останется ни одного ученика, который бы не закончил запись решения задачи;

С. Н. Лысенковой ( идея комментированного управления: ученик в классе, размышляя вслух, объясняет свои действия и «ведет» за собой остальных; использование опорных схем-таблиц, чтобы правильно строить свои суждения, доказательное рассуждение-обоснование выбора действия).

3) Отбор содержания материала рассчитан на учет способностей и возможностей учащихся, работающих в классе. Учитель проводит ежедневный анализ движения ученика от «незнания к знанию», и на основе этого формирует содержание последующих уроков. На уроках четко прослеживается принцип пошагового выполнения заданий. Дети видят, какой путь им предстоит пройти. Каждый шаг – следующий этап, взаимосвязанный с темой урока, его целями и задачами. Задания всегда дифференцированы по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке. Формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных алгоритм – это образец; у средних и слабых учеников на основе алгоритмических действий формируется умение высказываться; самые слабые учащиеся слушают «алгоритм

в работе».

4) Важным этапом в развитии самостоятельности учащихся является умение ставить цель выполнения того или иного задания. Целеосуществление происходит через выполнение и проверку задания. Правильность целеполагания учащихся зависит от комплексной цели урока, которую перед ними ставит учитель.

Схематично это можно представить следующим образом:

5) Подготовка упражнений к устному счету осуществляется таким образом, чтобы сформировать у каждого ученика осознанное отношение к работе на уроке, что способствует развитию интереса к предмету.

6) Форма организации работы на уроках в режиме учитель – ученик – учитель позволяет увидеть, реализована ли цель, поставленная на уроке. На уроках работает служба «911» : кто не может самостоятельно справиться с заданием, поднимает сигнальный кружок. Тогда ученики, справившиеся с заданием, помогают ему. Такой вид работы помогает воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивает чувство взаимопомощи, умение оценивать свои силы и возможности, проводить самооценку.

Учитель на уроке использует много наглядных средств, что позволяет активизировать как зрительное, так и слуховое восприятие учебного материала.

IV. Обсуждение проекта модели личности педагога адаптивной школы.

Участники педагогического совета обмениваются мнениями по содержанию проекта «Модель личности педагога адаптивной школы».

Проект решения педагогического совета :

1. Признать опыт работы учителей (Ф. И. О.) положительным и рекомендовать к использованию основных элементов опыта в педагогическом коллективе.

Публикации по теме:

Доклад на педсовет на тему: «Взаимодействие с родителями подготовительной к школе группы» Взаимодействие с родителями подготовительной к школе группыДети – наше будущее от того, как мы, взрослые, их воспитываем, зависит наше счастливая.

Дошкольная подготовка ребёнка 6–7 лет к обучению в современной школе Уважаемые педагоги! представляю вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу на тему: Дошкольная подготовка ребёнка 6-7лет к обучению.

Готовность педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в школе ПРОГРАММА развития инновационных процессов Муниципальное образовательное учреждение «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа».

Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Аннотация. В данной статье рассмотрены.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе. Тема: «Скоро в школу» Цель: Формировать школьную готовность у детей.

Образ педагога в работах А. С. Макаренко и его отражение в современной образовательной деятельностиОбраз педагога в работах А. С. Макаренко и его отражение в современной образовательной деятельности Наследие А. С. Макаренко. Выступление на педагогических чтениях Недавно мне предложили принять участие в педагогических чтениях, посвященных.

Педсовет «Профессиональная компетентность педагога ДОУ» План педсовета 1. Профессиональная компетентность педагогических работников (работа с теоретическими понятиями). Ответственные: Деловая.

Памятка для родителей «Ребёнок — это личность!» Одна из целей родителей – помочь детям стать независимыми личностями, которые будут жить без нашей помощи. Наши дети не маленькие наши копии,.

Консультация «Личность педагога в работе с одаренными детьми» Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми. Тимофеева Ю. А. Педагог-психолог МБДОУ «Светлячок» П. Чернянка Белгородской.

Эссе «Молодой учитель в современной школе» «О спорт, ты – мир!» - замечательное выражение Пьера де Кубертена стало для меня отражением всей моей жизни. Спорт и физическая культура.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Личность педагога в современной школе»
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 19:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД