Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме «Уникальность озера Байкал»

Регина Коростова
Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме «Уникальность озера Байкал»

Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме: «Уникальность озера Байкал»

Тема 1: вода Байкала

Цель: познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Краткая информационная справка. Байкал – сокровище и гордость нашего края, являясь озером по закону географии, у народов, с древности населявших его берега, он всегда считался морем. Так сейчас и в песне поется: «Славное море, священный Байкал».

В далеком прошлом народы населяющие берега Байкала, каждый по своему именовали озеро. Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространенные версии происхождения слова «Байкал». Бай-Куль (тюрк) – богатое озеро; Байгаал-Далай (монг) – богатый огонь; Байгаал-Руур (бур.)-озеро Байгаал (откуда буряты заимствовали название Байгаал, неизвестно).

Возраст озера Байкал исчисляется в пределах 25-30 миллионов лет, что позволяет отнести его к одним из самых древних озер на земле.

Байкал содержит одну пятую часть всех запасов воды на планете.

Это единственный в мире открытый водоем с пресной водой, пригодной для розлива питьевой воды. Вода Байкала, чистая и прозрачная, может заменять собой дистиллированную воду – настолько низка степень содержания в ней минеральных солей.

Байкальская вода отличается высокими вкусовыми качествами, она насыщена кислородом, в ней ничтожно мало органических примесей.

Множество полноводных рек и ручьев впадает в Байкал (в общей сложности их число составляет 336, главные притоки – Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Вытекает из озера только одна Ангара.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:

1. Коммуникативная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

- «Байкал – богатое озеро», рассказ воспитателя с рассматриванием фотографий «Байкал – гордость нашего края».

- беседы:

«Ангара – дочь Байкала»;

«Вода – это бесценный дар природы»;

«Байкал - священный дар природы».

-знакомство с пословицами и поговорками о воде, ее значении в жизни людей.

-отгадывание загадок.

2. Игровая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Сюжетные игры:

- «Семья на Байкале»;

-«Путешествие по озеру Байкал»;

- Магазин Байкальских сувениров»

Дидактические игры:

-«Времена года на Байкале».

-«Выкладывание орнамента по рисунку» (пуговицы, камушки)

- «Морские волны»

Игра-драматизация:

-«Снеговик»

Развивающие игры:

- «Разрезные картинки»

- «Путаница»

-«Художественное лото»

3. Познавательно-исследовательская

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Путешествие по географической карте Иркутской области: «Найди и покажи озеро Байкал и реку Ангара».

Решение проблемной ситуации: «Может ли человек жить без воды?», «Какую воду можно пить, а какую использовать в быту»

Конструирование из бумаги:

-«Корабли на Ангаре»

-«Чайки летают над водой»

-Экспериментирование с водой:

вода льется из разных сосудов по разному, вода принимает форму того сосуда, который она принимает, вода прозрачная – через нее все видно, в воде одни предметы плавают, другие тонут

Наблюдение за состоянием воды: лед, снег, вода.

-Проектная деятельность: выкладывание из мозаики «Вода Байкала в разные сезоны»

4. Чтение художественной литературы

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Рассказы, сказки, проза

-Море или озеро?//Сибирячок. – 2002-№3.-С. 7.

-"Богатырь Байкал", Г. Кунгуров, "Сибирячок" N 1, Иркутск, 1987

- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. //Сибирячок. – 2002-С. 96.

-Федосеева Н. Ангара – дочь Байкала//Сибирячок. -2007.-№3.-С28.

- В. Стародумов Омулевая бочка

-Н. В. Никитин «Живой Байкал»

-Л. Зимина «Байкал и его дочь»

- «Почему Байкал так называется (Сибирячок 2002 №3 стр. 4)

-Стихи и песни о Байкале.

5. Трудовая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Совместные действия дворника и детей по наведению порядка на участке.

Задания: «Подбери цветную бумагу для своего кораблика»; подбери картинки, фотографии, открытки о водном пространстве Байкала.

Совместные действия с родителями и воспитателя по оформлению фото коллажа «Наш Байкал», по подбору и изготовлению материала для стилизованной карты «Озеро Байкал»

6. Продуктивная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Рисование:

-«Байкальская -нерпа»;

-«Красота байкальской воды».

-Лепка:

-«Байкальские сосульки»;

-«Нерпа»

-конструирование «Перевезем груз по Байкалу»

- аппликация:

-«Рыбки на Байкале»

-«Сосульки» (бумага пластика)

Взаимодействия с семьями детей

-Информирование родителей об уникальности озера Байкал.

-Выставка семейных коллекций с берегов Байкала.

-Фотовыставка «Байкал - краса и гордость Сибири».

-Рисование плакатов на тему сохранения чистоты озера Байкал

-Коллаж «Как мы семьей отдыхаем на Байкале».

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

Рассматривание альбома «Обитатели Байкала»; семейных коллекций, фотографий посвященных Байкалу.

-Слушание песни "Славное море - священный Байкал".

-Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья на Байкале», «Магазин Байкальских сувениров», «Путешествие на дно Байкала», «Спасатели».

-Игры-пазлы

-Игры вкладыши

-Ассоциативное - рисование

Итоговое мероприятие

-«Путешествие на озеро Байкал»

Цель: продолжить знакомство с природной достопримечательностью Сибири – озером Байкал; развитие эстетического восприятия красоты озера

-Продуктивная деятельность: Аппликация «Автобус».

Тема 2: Ветры Байкала

Цель: познакомить детей с таким природным явлением на Байкале, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы и играх

Краткая информационная справка. Представим основные ветры на Байкале, начиная с северного. Култук – сильный продольный ветер, постепенно меняющий направление. Начинается в долине р. Иркут, но затем не идет по ней к Ангаре, а выходит к Байкалу. Вызывает значительное волнение, мелкие суды вынуждены отстаиваться в укрытиях. Дует обычно осенью, сопровождается длительной непогодой с дождем. Сарма – шквалистый ветер. Он связан с рекой Сарма. Охватывает главным образом участок озера, называемый Малым Морем. Дует иногда более суток, наблюдается до 70 дней в году, особенно часто поздней осенью, с октября до декабря. Возникает внезапно в ясный день.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:

1. Коммуникативная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Индивидуальные разговоры.

-Беседы о ветре.

-Беседы на темы художественных произведений.

-Описательные рассказы о сезонных изменения в природе.

-Ситуация общения: упражнения в использовании освоенных речевых форм (ветер, дует, сильный, холодный, теплый и т. д.)

2. Игровая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Сюжетные игры:

-Разыгрывание сюжетов «Рыбаки в ветреную погоду»,

Дидактические игры:

-«Ветер-ветерок»

-«Что было бы, если бы…»

-«Падает-не падает от ветра»

- «Сдуй снежинку»

Игра-драматизация:

-«Песни метели» (вьюга, бури, ураган, пурга, вихрь)

3. Познавательно-исследовательская

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Наблюдение за ветром, его направлением. Определение наличия ветра.

Циклические наблюдения за состоянием деревьев в тихую и ветреную погоду

Решение проблемной ситуации: «Может ли ветер изменить ясную погоду?», «Какую одежду одевает человек, если дует ветер?»

Конструирование из бумаги: «Вертушка», «Строим теплый дом»

Экспериментирование «Почему дует ветер»

Коллекции картинок «Сибирский лес в тихую и ветреную погоду»

Проектная деятельность: выкладывание из пуговиц «Парусник на Байкале»

:

4. Чтение художественной литературы

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Рассказы, песни, проза, стихи:

-К. А. Коровина «Песни метели»

- Л. И. Бородина «Год чуда и печали» отрывки из повести

-Г. Тахтабаев «Ветры на Байкале» проза

-С. Дрожкин «Поднялись ветры буйные»

-Ф. Шпулев «Поднялась буря»

Загадки лесовичка о ветре

-«Злом и добром»

-«Теплый ветер и холодный»

5. Трудовая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Совместные действия дворника и детей по сгребанию листьев, снега с участка.

-Совместные действия детей и воспитателя по изготовлению фото коллажа «Ветер, ветер, ветерок, замечательный дружок»

-Задания: подбор фотографий, на которых отображена ветреная погода.

-Уборка снега с измерением глубины задува ветром снега.

6. Продуктивная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Рисование

-«Волшебный ветерок» (раздувание кляксы)

-«Танец ветра»

-Аппликация

«Красавица Ангара в тихую погоду»

-«Изготовление рукавички для Ангары»

-Рассматривание картин И. Н. Айвазовского; Ю. Б. Митькин «Три ветра Ольхона», А. И. Шелтунов ; «Вечер на Байкале»

-Лепка «Сибирское угощение для туристов» (пельмени»

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

-Экспериментирование на музыкальных инструментах «Песенка ветерка»

-Экспериментирование с ветром

-Рассматривание «Сезонная одежда для ветреной погоды на Байкале»

-Рассматривание иллюстраций с ветреной погодой, шаблоны деревьев «Сила ветра»

-Подпевание песен о Байкале

-Одевание и раздевание кукол

-Малоподвижная игра "Покажите, как плещутся волны на озере".

-Рисование палочкой на песке в ветреную погоду»

-Игры с воздушным шариком

Взаимодействия с семьями детей

-Совместно с родителями пополнение выносного материала поделками для определения ветра, его силы и направления

-Изготовление корабликов, поплавков для игр с водой

-Украшение участка предметами, определяющими наличие ветра (флюгера, султанчики на палке, вертушки)

-Выставка совместных работ «Ветры Байкала»

Итоговое мероприятие:

-«Осенний лес в ветреную погоду»

Цель: развивать образное мышление детей, творческое воображение.

-Продуктивная деятельность: Рисование «Листья по ветру летят»

Цель: развивать художественные навыки, умение замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа леса в ветреную погоду

Публикации по теме:

Проект «Уникальность озера Байкал» для средней группыПроект «Уникальность озера Байкал» для средней группы АКТУАЛЬНОСТЬ Байкал является одним из чудес света России и мира. И знакомство с животным миром Прибайкалья даёт возможность сформировать.

Путешествие на Байкал!Путешествие на Байкал! Давно мечтала увидеть своими глазами знаменитое озеро Байкал. И вот мечта сбылась - летом побывала на Байкале! Описать его великолепие просто.

Автор публикации:
Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме «Уникальность озера Байкал»
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 14:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....