Папки-передвижки

Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы

Рамуза Бадамшина
Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы

Мугаллимова Р. Р., воспитатель МБДОУ д/с «Алёнка»

г. Советский ХМАО-Югры

«Формирование у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы»

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию знаний о комнатных растениях.

Публикация «Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского, у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которым является труд. С. Н. Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести детям необходимые знания об окружающем мире и, в том числе, о комнатных растениях.

Работа с детьми 3-5 лет направлена на решение задач:

1. Расширить знания о комнатных растениях, их многообразии;

2. Научить отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов;

3. Научить замечать изменения в развитии, происходящие в растениях;

4. Воспитывать интерес к растениям, бережное отношение к ним.

Формы работы с детьми :

1. Беседы

2. Наблюдения

3. Опыты

4. Чтение художественной литературы

5. Продуктивная деятельность (рисование, совместное оформление альбомов, выставок)

6. Дидактические игры, презентация проектов.

Организуя работу по данной теме, вначале изучила научную и методическую литературу по вопросу раннего формирования у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы. Адаптировала диагностику уровня сформированности знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы, для детей 3-5 лет на основе методики С. Н. Николаевой «Экологическая воспитанность дошкольников», а также критерии оценки знаний были заимствованы из исследований П. Г. Саморуковой и Л. М. Маневцевой.

Разработала перспективные планы по формированию у дошкольников 3-5 лет знаний о комнатных растениях посредство ухода за ними в уголке природы, которые включают в себя наблюдения, беседы, целевые прогулки, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивную деятельность, чтение художественной литературы.

В группе оформиласовместно с родителями предметно-развивающую среду, которая постоянно пополняется: уголок природы, уголок знакомства с комнатными растениями, паспорта комнатных растений, схемы-иллюстрации: «комнатные растения похожие на дерево», «комнатные растения похожие на травку», «комнатные растения похожие на кустик», дидактические игры, подготовила консультации для родителей.

Работу по ознакомлению детей 3-5 лет с комнатными растениями, провожу 1 раз в неделю в утренний и вечерний отрезок времени в определенной последовательности:

1. в 1 неделю месяца проводится наблюдения по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;

2. во 2 и 3 неделю проводятся опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;

3. 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.

Детей младшего возраста, прежде всего, познакомила комнатными растениями 4 видов, их частями, основными растительными группами : дерево, трава. Научила рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, листьев.

Перспективный план работы во 2-й младшей группе (3-4 года)

по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы.

Месяц Тема Задачи Содержание работы Литература

Сентябрь

«Комнатные растения украшают наш дом»

Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату.

1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

2. Беседа на тему: «Комнатные растения».

3. Рассматривание ярких иллюстрации комнатных растении.

4. Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п. С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»

Октябрь

«Комнатные растения в уголке природы». Удовлетворить желание детей участвовать в уходе за комнатными растениями. Постепенно привлекать детей к поливке комнатных растений, обучать ребят этому виду ухода за растениями. 1. Наблюдение за цветущими комнатными растениями.

2. Знакомство с яркими красивыми леечками без ситечек.

3. Беседа о необходимости растений в групповой комнате.

4. Д/ игра: «Что изменилось?» И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17

Ноябрь

«Уход за комнатными растениями» Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями. 1. Индивидуальная работа одновременно с воспитателем, поливка комнатных растении.

2. Рассматривание цветочков у бегонии, герани.

3. Д/ игра: «Найди такой же».

4. Наблюдение-опыт: «С водой и без воды» И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5;

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17

Декабрь

Декабрь

«Знакомство с геранью» Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение (ГЕРАНЬ, с целью уточнить название частей растения : листья, стебель, ветки, цветы. Познакомить с правилами поливки растения. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание герани его цветков, листьев.

2. Заучивание стихотворения «Герань».

3. Д/ игра: «Угадай растение по описанию».

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за геранью. Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» с. 29,30;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;

Январь

Январь

«Знакомство с бегонией» Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Беседа о комнатном растении бегонии.

2. Д/ игры: «Найди такой же», «Найди пару», «Найди растение по названию».

3. С/рол. игра: «Праздник – зелёное новоселье».

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за бегонией. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;

Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» с. 30;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18;

Февраль

Февраль

«Знакомство с бальзамином» Познакомить детей с цветущим комнатным растением бальзамином и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бальзамин с деревом. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Чтение стихотворения Е. Благининой «Огонёк».

2. Д/ игра: «Где спряталась матрёшка?».

3. Рисование чудо – цветка бальзамина (стебель, листья, цветок).

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за бальзамином. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;

Март

Март

«Знакомство с фикусом» Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение, но отличающиеся от знакомого детям – формой и величиной листьев (большие, широкие, гладкие, ровные, овальные и т. п.). Учить детей сравнивать два растения, моделировать растение из отдельных частей. Воспитывать интерес и бережное отношение к комнатным растениям. 1. Рассматривание фикуса (стебель, листья).

2. Беседа о фикусе.

3. Д/ игра: «Найди растение по названию»,

Фото на память с зелёным другом.

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за фикусом. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;

Апрель

Апрель

«Мои зелёные друзья» Научить детей рассказывать о комнатных растениях :

-называть части растении (стебель, листья, цветы);

-уметь описывать листья (большие-маленькие, широкие-узкие, их окраску);

-отмечать характерные признаки цветков (один-много, их цвет, запах); 1. Наблюдение за работой воспитателя по пересаживанию герани, бегонии, бальзамина, уход за ними.

2. Д/ игры: «Чего не стало?», «Опишите, я отгадаю», «Угадай растение по описанию».

3. Коллективная работа, создание паспорта комнатных растений. И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18,20.

Перспективный план работы в средней группе (4-5 лет)

по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы.

Месяц Тема

Задачи Содержание работы Литература

Октябрь

«Мои зелёные друзья» Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя. 1. Рассматривание паспорта комнатных растений.

2. Наблюдение за развитием знакомых комнатных растении.

3. Д/ игры: «Чего не стало?», «Найди растение по названию», «Найди такой же».

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», с. 33;

М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 38;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18,20;

Ноябрь

«Уход за комнатными растениями» Учить поливать растения водой комнатной температуры. Учить какое растение нуждается в поливке, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого тёмная, на ощупь сырая, его поливать не нужно). Формировать умение выполнять работу в определённой последовательности. 1. Наблюдение за комнатными растениями и определение политой земли от не политой.

2. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

3. С/ ролевая игра: «Я помогаю маме ухаживать за комнатными растениями».

4. Опыт: «На свету и в темноте» М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 38;

Декабрь

«Знакомство с примулой» Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, примулы.

2. Д/ игра: «Загадай, мы отгадаем».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.

4. Лепка примулы. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 39;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 21;

Январь

«Комнатные растения, похожие на кустик»

Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы : дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами : деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями.

3. Д/ игры: «Продайте то, что назову», «Найди, о чём расскажу», «Найди растение по названию».

4. Фотовыставка комнатных растений М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 39;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 19,20,21;

Февраль

«Знакомство с традесканцией»

Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения, традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением. Продолжать формировать бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, традесканции.

2. Д/ игра: «Найди, о чём расскажу».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.

4. Отгадывание загадок про традесканцию. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 33;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 20;

Март

«Описание комнатного растения» Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи, величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. 1. Составление рассказа о своём любимом растении, по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)

2. Д/ игра: «Опишите, я отгадаю».

3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением.

4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 20;

Апрель

«Поможем зелёному другу» Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое : оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения. 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения.

2. Д/ игра: «Цветовод»

3. Опыт: «Кому лучше?»

4. Создание альбомов: «цветы-как травка», «цветы-как дерево», «цветы-как кустик»

Публикации по теме:

Конспект занятия. «Растения в нашем уголке природы» (беседа с элемента труда) РАСТЕНИЯ В НАШЕМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ (беседа с элементами труда) Цель: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых.

Практико-ориентированный проект «Комнатные растения» 1. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» г. Барабинск. Проект: «Комнатные растения» Автор:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы
Опубликовано: 6 мая 2013 в 18:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД