Перспективный план наблюдений на прогулке за живой и неживой природой весной в младшей группе

Валентина Голубева
Перспективный план наблюдений на прогулке за живой и неживой природой весной в младшей группе

Перспективный план наблюдений на прогулке / весна – младшая группа.

Приёмы руководства.

Солнце ярко светит и греет.

1. Что так ярко светит и жарко греет?/предложить посмотреть на солнышко.

2. Игровой приём «Протяните руки к солнышку и погрейте их».

3. Предложить потрогать скамейку, рукав пальто, стенку д/с на солнечной стороне – почему они тёплые. Что их нагрело?

4. Вынести на прогулку мягкие игрушки – двух одинаковых мишек, собачек, посадить одного на солнечной стороне, а другого в тени. В конце прогулки взять игрушки с собой, выяснить, каким зверушкам было тепло гулять и почему.

5. Прочитать детям стихотворение:

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку».

6. Предложить детям встать лицом к солнышку и закрыть глаза. Прочитать стихотворение:

«Тучка спряталась за лес.

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое.

Доброе лучистое».

7. Поиграть с детьми в солнечные зайчики/ вынести на прогулку маленькое зеркало и зайчика. Сказать детям: «На улице стало, тепло и к нам в гости прискакал зайчик, попробуйте его поймать». Навести солнечный луч на скамейку, прочитать стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.

Вот, он светленький

Кружок,

Вот, вот, вот-

Левей, левей

Догони, его скорей».

8. Поиграть в игру «Солнышко и дождик»

9. Загадать загадку:

«Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт».

10. Прочитать потешку:

«Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки

Ждут малолетки».

11. Собрать снег в формочки – одни поставить на солнечную сторону, другие в тень. Почему на солнечной стороне снег в формочках растаял быстрее?

Весной снег становится рыхлым и чёрным.

1. Рассмотреть с детьми, какого цвета стал снег.

2. Слепить с детьми снеговика, поставит его на солнечной стороне. В конце прогулки посмотреть, как изменился снеговик (стал меньше). Почему?

3. Рассмотреть проталины. Спросить, почему из-под снега показалась земля? Почему снег растаял?

4. В конце апреля поискать места, где ещё лежит снег. Какого цвета? Почему ещё не растаял?

5. Загадать загадку:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь»

6. Прочитать стихотворения:

7. «Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Мы его слепили сами.

Был он с пышными усами,

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом

Ночью снеговик исчез.

Может быть, ушёл он в лес?

Очень просим вас, ребята,

Если снеговик усатый

Повстречается в пути,

Помогите нам найти». Т. Голуб.

Весной появляются ручьи.

1. Откуда появился ручеек?

2. Куда бежит ручеёк?

3. Пускание в ручейках бумажных лодочек. В какую сторону плывут лодочки? Куда течёт ручеёк? А откуда он течёт? Как нам узнать?

4. Предложить послушать, как журчит ручеек.

5. Игровое упражнение «Ручеёк» Предложить побежать, как ручеёк по камешкам – буль-буль, по песочку – динь-динь. Прочитать стихотворение «Ручеёк»

«Чуть тает снежок,

Через поле- лужок.

Из ручья напьётся зяблик

Ветер сделает волну

И плывёт по ней кораблик

В неизвестную страну»

Наблюдения за лужами.

1. При рассматривании первых луж пояснит детям, что ночью лужи замерзаю, ночью холодно/ покрываются тонкой ледяной коркой.

2. Игровой приём: В-ль подходит к луже и говорит: «Посмотрите в лужу, кого вы там видите? Подходит с игрушкой к луже, кого вы сейчас видите?

3. Поисковые действия: В-ль: «Мишка у нас озорник, взял лопатку и поводил по воде, что вы там видите теперь? Мешает волна. Объяснить детям, что отражаются предметы, только в спокойной воде.

Наблюдения за сосульками.

1. Вопросы: Где больше сосулек, там, куда попадает солнышко или где его нет?

2. В солнечную пагоду наблюдать за таяньем сосулек. Почему с сосулек капает вода? Объяснить детям.

3. Предложить потрогать сосульку: гладкая, холодная, блестит, прозрачная.

4. Предложить подержать некоторое врем я сосульку в руке, что с ней произошло, растаяла, почему?

5. Принести сосульку в группу, положить в тарелку, что произошло через некоторое время? Превратилась в воду.

6. Загадать загадки:

«висит за окном кулёк ледяной

Он полон капели и пахнет весной»

7. Прочитайте стихотворение:

«Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу.

А ступила на карниз-

И боюсь свалиться вниз!

Кап! Кап! Кап!» Н. Полякова.

8. В ясную солнечную погоду под сосульки поставить ведро, послушать, как плачут сосульки. Почему сосульки заплакали?

9. Понаблюдать за капелью из окна. С какой стороны плачут сосульки больше, с солнечной или теневой?

10. Понаблюдать на какой стороне крыши сосульки растут быстрее, на солнечной или теневой. Почему?

Наблюдения за дождём.

1. В группе из окна понаблюдать, как идёт дождь. Наблюдения за грозой, послушать звуки грозы.

2. Послушать шум дождя.

3. После дождя рассмотреть лужи.

4. Прочитать стихотворение:

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке,

А на улице круги,

Это дождика шаги»

5. Загадать загадки:

«Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И ни куда я не пойду,

Покуда он идёт».

6. Поиграть в игру «Солнышко и дождик», «Дождевые капельки».

Наблюдение за ветром.

1. Понаблюдать из окна, есть ли на улице ветер или нет (по верхушкам деревьев).

2. Для определения силы ветра и направления вынести султанчики, ленточки, вертушки. Почему они вертятся? Быстро или медленно? Прочитать стихотворение:

«Ты вертись моя вертушка,

Самодельная игрушка.

Я с тобой бегу по парку,

Мне и весело и жарко.

3. Загадать загадки:

«Без рук, без ног,

А ворота открывает».

4. Прочитать потешку:

«Ветер. Ветер, прилети!

Серую тучку прогони!

5. Прочитать отрывок из стихотворения:

«Ветер, ветер!

Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе….»

А. С. Пушкин.

Наблюдение за небом.

1. Какого цвета небо?

2. Есть ли на небе облака? Какого они цвета? На что похожи?

3. Прочитать стихотворение:

№Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он сизый

То он ярко – голубой».

4. Загадать загадки:

«Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут».

Игровые, поискового характера действия.

Знакомство со свойствами песка (сухой, сырой).

1. В-ль высыпает сухой песок из ведёрка на стол, сопровождая словами: «Песок сухой, он рассыпается, сыплется. Давайте попробуем вылепить пирожки». Дети пробуют, но не получается. В-ль поливает песок водой и говорит: «Теперь песок сырой, давайте попробуем вылепить пирожки. Дети лепят пирожки и убеждаются, что из сырого песка пирожки получаются.

2. На следующей прогулке в-ль приносит ведёрко с сырым песком, сжимает песок в ладонях, пытается насыпать в бутылочку, предлагает и детям сделать тоже, но песок не сыпется, остаётся в комочках. В-ль объясняет: «Этот песок влажный, он не рассыпается, не сыпется, но из него хорошо лепить. Предложить формочки для игр с песком.

3. На следующих прогулках в-ль учит различать сухой и сырой песок тактильным способом и по цвету. Задаёт вопрос: «Можно ли из этого песка лепит? Почему?

Растительный мир.

Наблюдение за травкой.

1. Предложить найти места, где травка уже выросла. Какого она цвета?

2. Поиграть в игру «найди травку».

3. Прочитать отрывок из стихотворения А. Плещеева

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит…»

4. Прочитать отрывок из стихотворения И. Василевской

«Ещё недавно льдинки

Поблёскивали тут,

И вот уже травинки

Зелёные растут».

5. Прочитать потешку:

«с тёплым ветром, травушка,

Подружись,

Вместе с нами солнышку

Поклонись».

Наблюдения за распусканием листьев.

1. Подвести детей к дереву, осторожно наклонить веточку, спросить, что появляется из почек? Какого цвета листочки? Дать понюхать листочки.

2. Показать цветение деревьев, рассмотреть цветы ивы, тополя, черёмухи, берёзы.

3. Прочитать стихотворение:

«Она весну встречает-

Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зелёная косынка

А платьице в полоску

Ты узнаёшь берёзку?»

4. Провести игру «Раз, два, три к дереву беги» и

«Встань к дереву с самым толстым стволом».

Наблюдение за расцвечиванием природы.

Мать – и – мачеха.

1. Показать мишке. Какие красивые цветы расцвели на участке. Как называются эти цветы? Какого цвета? На что похожи?

2. В конце сезона после отцветания цветов рассмотреть листья мать- и – мачехи.

3. Загадать загадки:

«»На проталинке

Мальчик маленький,

В жёлтой тюбетейки

В серой кацавейки».

Одуванчик.

1. Что это? Какого он цвета? Предложить потрогать, понюхать.

2. Сравнить одуванчик и мат- и- мачеху.

3. Прочитать стихотворение:

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастет нарядиться в беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное, ветерку послушная».

4. Загадать загадки:

«Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар».

5. Игровой приём: «Подуй на одуванчик».

1. Показать растения и спросить, как они называются.

2. Сравнить чем отличается одно растение от другого. В ходе наблюдений читать стихи, загадывать загадки.

Животный мир.

Бабочка.

1. Пройти с мишкой по участку и посмотреть, кто живёт на нашем участке. На цветы прилетели красивые бабочки. Какого цвета крылышки у бабочек? Что делает бабочка.

2. Полетаем как бабочки по участку.

3. Прочитать стихотворение:

«Лимонница, лимонница

За брюквенницей гонится

Наверно, эти бабочки

Вдвоём играют салочки».

4. Загадать загадки:

«На большой цветной ковёр

Села эскадрилья-

То раскроет, то закроет

Расписные крылья»

«Не птичка, а с крыльями»

Жук.

1. Наблюдение за божьей коровкой. Кто это? Какого цвета? На что похожа? Что делает?

2. Послушать как летает божья коровка.

3. Сравнить полёт бабочки и жука.

4. Прочитать стихотворение В. Суслова.

«Я жука поймал

И посадил в коробку

Он крылышки свои прижал,

Сразу видно-робкий.

Я приоткрыл коробку

В щёлку посмотрел…

Вот тебе и робкий-

Мигом улетел».

5. Загадать загадки:

«Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» всё твержу

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом».

6. Игровой приём: «полетели как жуки». Пожужжали как жуки.

Наблюдения за лягушкой.

1. Кто это? Какого цвета? Как передвигается?

2. Как плавает лягушка? Как взбирается на камень? Рассмотреть перепонки на лапках. Рассказать, что лягушки полезные, они ловят вредных насекомых.

3. Прочитать стихотворение:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачет, вытянувши ножки».

4. Загадать загадку:

«НЕ зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух-

И в воду плюх!».

5. Поиграть в игру «Лягушка и цапля»

6. Игровой приём: «Попрыгали как лягушки», проквакали как лягушки.

Наблюдения за птицами.

1. Наблюдать за прилётом и гнездованием птиц. Кто прилетел к нам на участок? Что делают воробьи? Почему на кормушку больше не прилетают синицы и щеглы? Какие птицы питаются на кормушке?

2. Прнаблюдать как воробьи купаются в лужах. Вспомните стихотворение М. Клоковой.

«Воробей с берёзы

На дорогу прыг!

Больше нет мороза-

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,

У неё зябнут лапки-

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки-

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки-

Чик, чирик!

3. Загадать загадку:

«Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает».

4. Поиграть в игру «Воробышки и кот»

5. Показать, как строят гнёзда грачи. Из чего они это делают? Послушать, как поют птицы? Как передвигаются? Как питаются?

6. Прочитать стихотворение:

«Зиме конец,

Летит скворец

И громко распевает:

Пришла весна,

Ясна, красна.

Смотрите, как всё тает!»

7. Поиграть в игру: «Кто летает, ходит, прыгает».

Публикации по теме:

Aвторская песня «Лето пришло»Aвторская песня «Лето пришло» Уважаемые коллеги,разрешите представить вашему вниманию свою авторскую песню "Лето пришло". 1. Вот и лето красное пришло. Ждали-ждали лето.

Солнышко лучистое.Солнышко лучистое. Цель. Учить детей размазывать пластилин на картоне. Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Развивать мелкую моторику рук. Материал. Листы.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Дом, предметы быта
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Перспективный план наблюдений на прогулке за живой и неживой природой весной в младшей группе
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 20:27
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...