Папки-передвижки

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе

Ирина Копылова
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе

СЕНТЯБРЬ

Занятие №1

Тема: «Колыбельные песенки мамы»

Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомст-ва их с колыбельной песней. Формировать простейшие навыки вырази-тельного исполнения колыбельных песен. Развивать эстетический вкус. Формировать техническое умение и навыки.

1) Слушанье колыбельных песен в аудиозаписи, рассматривание книг ху-дожника С. Ю. Васнецова «Иллюстрированные детские книги с колы-бельными песенками» Рассказ педагога о возрождении колыбельных песен.

2) Рисование: «Нарисуй картинку к колыбельной песне».

Занятие № 2-3

Публикация «Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе» размещена в разделах

Тема: «Хороводная песня».

Цель: Развивать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость к музыке. Формировать певческие навыки и умение детей. Побуждать детей петь выразительно. Развивать музыкальный слух. Расширять знания детей о музыке. Учить отображать свои впечатления об услышанном в рисунках.

1) Слушание хороводных песен в аудиозаписи.

2) Рассказ педагога об обрядовом празднике русского народа – «Троице»

3) Хороводная игра «Во поле береза стояла»

4) Рисование «Береза белая»

Занятие № 4

Тема: «Частушки»

Цель: Продолжать развивать музыкальный слух у детей. Формировать творческое воображение и мышление. Показать отличительные особенно-сти исполнения частушек от других музыкальных песен. Учить соотносить веселый характер исполнения частушек с различными плесовыми движениями. Формировать желание отражать в рисунках впечатления от прослушивания и исполнения частушек. Учить видеть взаимосвязь смы-слового значения частушки и окружающей действительности.

1) Прослушивание частушки в исполнении взрослых (аудиозапись)

2) Рассказ педагога о русской частушке.

3) Исполнение частушек детьми, выученных дома.

Работа с музыкальным работником на музыкальных занятиях на тему: «Хороводная песня», «Без частушек прожить можно, да чего – то не живут» .

Работа с родителями

- Домашнее задание – выучить с детьми 2 – 3 частушки для развлечения «Посиделки».

- Подобрать атрибуты для костюмов.

Литература

1. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство – Пресс», 2001 г. Куприна Л. С.

2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в д/с» Влади-мир, 1995 г.

3. «Баю -баю - баюшки», Ленинград, «Детская литература» Ленинградское отделение, 1990 г. Худ. Л. Ю. Васнецова.

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л., Маханева М. Ф., Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Русская вышивка»

Занятие № 1

Тема: Из истории русской вышивки»

Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художест-венный вкус.

1) Рассказ педагога об истории русской вышивка. Рассматривание выши-тых изделий.

Занятие № 2 – 3 – 4

Тема: «Виды стежков, узоры для вышивки»

Цель: Продолжать знакомить детей с русской вышивкой. Расширять пред-ставление детей о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки, выполненных из растительных и геометрических элемен-тов. Самим самостоятельно пробовать составлять эскизы узоров на различ-ных формах. Воспитывать эстетический вкус и навыки работы с иголкой.

- Вышивание в прямом направлении - швом «Вперед иголка».

- Шов «Косичка»

- Вышивание детьми салфетки (швом «Вперед иголка», «Косичка»)

Работа с воспитателями

Мастер класс по вышиванию крестиком.

Работа с родителями

- Выставка детских вышитых работ и изделий,принесенных родителями из дома.

Литература:

1. Соломенникова О. А. «Радость творчества», НПК и ПРНО.

2. «Ручная вышивка» М. Ивагенова, «Олимп», Смоленск, 1999 г.

НОЯБРЬ

Тема: «История русского народного костюма»

Занятие № 1

Цель: Знакомить детей с историей русского народного костюма.

Показать особенности национального костюма на Руси. Расширять знания детей о русской народной культуре. Развивать эстетический вкус. Формиро-вать нравственные качества дошкольников. Воспитывать любознательность.

1) Просмотр документального фильма «народные костюмы»(о женском и мужском костюмах юга и севера России).

2) Рассматривание иллюстраций с изображением людей в древней Руси.

Занятие № 2 – 3 – 4

Тема: «Оденем Ваню и Машу в русский костюм»

Цель: Расширять представление детей о русской народной одежде. Показать возрастные видоизменения русского костюма. Развивать интерес к нацио-нальной культуре. Формировать эстетический вкус. Закрепить технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на большом листе бумаги.

Рисование: Рисование простым карандашом мальчика и девочку в русском на-родном костюме.

Рисование: Украшение костюмов девочки и мальчика декоративными эле-ментами.

Изготовление пособий:

- Изготовление кукол мальчика и девочки в русском народном костюме.

- Украшение кокошников поедками (растительный узор).

- Посиделки «В гостях у бабушки Марфы».

Работа с родителями

- папка – передвижка «Русский народный костюм»

Литература

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Кня-зева О. Л., Маханева М. Ф., Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.

2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петербург, «Детство – Пресс», 2001 г. Куприна Л. С.

3. Соломенникова О. А. «Радость творчества», НПК и ПРНО, 2001 г.

ДЕКАБРЬ – ЯНВАРЬ

Тема: «Голубая Гжель»

Занятие № 1 – 2

Тема: «Ознакомление с гжельской керамикой»

Цель: Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить де-тей выделять характерные особенности гжельского промысла: качество ма-териала и способы его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Формировать эстетический вкус и отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважение к народным мастерам.

1) Рассказ педагога о гжельском промысле, рассматривание иллюстраций.

Выставка предметов декоративно – прикладного искусства «Эта звонкая сказка – Гжель»

2) Д/и «Лото»

3) Работа с цветом- разбеливание синего цвета.

Занятие № 3 – 4 – 5 - 6

Тема: «Рисование элементов гжельской росписи»

Цель: Расширять представление детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельский мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Разви-вать эстетический вкус. Приобщать детей к истокам русской народной куль-туре.

Рисование: рисование элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюр, капельки и розы.

Рисование: рисование бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, пря-мых и волнистых линий.

Рисование: рисование листика, цветка, узора.

Рисование: рисование розы.

Занятие № 7 – 8

Тема: Лепка и роспись гжельских изделий.

Цель: Продолжать расширять представление детей о народно – прикладном искусстве.

Показать способ лепки. Закреплять умение украшать пластилиновые изделия гжельскими узорами. Формировать эстетическое отношение к народной иг-рушке. Развивать творчество и фантазию детей.

1) Лепка посуды, подготовка изделий к росписи.

2) Роспись посуды гжельскими элементами.

Литература.

1. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., «Мозаика - Син-тез» 2005.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

3. д/в № 6, 2004 г., Д/в № 3, 1993 г., Д/в № 6, 1996 г.

4. С. Вохринцева «Гжель» - демонстрационный материал. Екате-ринбург, 2003г. «Страна Фантазий»

5. «Керамика Гжели XVIII – XX веков» Т. И. Дулькина, П. С. Гри-горьева, «Художник» РСФСР, 1988 г.

Изготовление пособий:

1. Альбом: «Лепка и роспись посуды, роспись ее элементами Гжели».

2. Изготовление таблиц с последовательностью рисования того или иного элемента.

3. Роспись кокошников, нагрудников гжельскими элементами.

Работа с родителями.

- Выставка детских рисунков, посуды, расписанных под Гжель : «Голубая Гжель».

- Праздник – развлечение «Голубая Гжель».

- Помощь родителей в подборе костюмов для детей к развлечению.

Работа с воспитателями :

- Роспись загрунтованных банок и бутылок в стиле Гжельской росписи для оформления изоуголка в группе.

- Оформление выставки изделий – «Голубая Гжель».

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Искусство Жостова»

Занятие № 1

Цель: Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостова. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного ис-кусства. Показать отличительные особенности жостовского промысла от других лаковых промыслов. Воспитывать уважительное отношение у труду народных мастеров.

1) Рассказ педагога о жостовских подносах и людях, расписывающих их.

2) Рассматривание Жостовских подносов.

Занятие № 2 – 3

Тема: «Рисование элементов жостовской росписи»

Цель: Закреплять знания детей о жостовской росписи. Познакомить с раз-личными типами и формами цветов в жостовской росписи. Учить детей со-ставлять цветочную композицию на подносах разной формы. Формировать умение украшать борта жостовского подноса как растительным, так и гео-метрическим орнаментом. Закрепить умение рисовать орнамент костью, без прорисовки рисунка карандашом.

1) Рисование цветов.

2) Рисование листьев.

3) Орнамент.

Изготовление пособий

- Изготовление альбома «Жостовские подносы».

- Изготовление д/и «Узнай элементы узора».

- Изготовление демонстрационного материала «Жостовские подносы».

- Изготовление таблиц с последовательностью рисования жостовских эле-ментов и цветов.

Работа с родителями

- Выставка детских работ «Сказочный букет».

-Помощь родителей в оформление выставки в из уголке «

Литература.

1. «Жостово» Книжка – раскраска. Худ. Е. Субочева. М., «Околи-ца», 1997.

2. Коромыслова Б. И. Жостовская роспись. М., Изобразительное ис-кусство, 1997.

3. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., «Мозаика - Син-тез» 2005.

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», О. А. Князева, М. Ф. Маханева. Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

МАРТ

Тема: «Золотая хохлома»

Занятие № 1

Знакомство с хохломским искусством

Цель: Расширять знания детей о народном искусстве. Учить детей нахо-дить характерные особенности изделий хохломского промысла. Формиро-вать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать желание научиться расписывать предметы под хохлому.

1) Рассказ педагога о хохломском искусстве.

2) Рассматривание иллюстраций и подлинных хохломских изделий.

Занятие № 2 – 3 – 4

Тема: Рисование элементов хохломской росписи.

Цель: Продолжать знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить рассматривать Хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капель-ки», «кустики». Находить связь между декоративной росписи и реальным миром. Формировать умение работать концом кисти. Воспитывать чувство цвета.

Рисование: рисование элемента «завитка».

Рисование: рисование элемента «кустик».

Рисование: роспись шаблона разделочной доски знакомыми элементами.

Изготовление пособий

- Составление алгоритмов рисования хохломских элементов.

- Изготовление и роспись посуды, предметов быта под хохлому.

- Оформление альбома для рассматривания «Хохлома».

- Оформление зал и студии к открытому занятию.

Работа с воспитателями

- Изготовление изделий из папье маше и роспись их под хохлому.

- оформление выставки в изоуголке - «Золотая Хохлома».

Работа с родителями

- Выставка детских работ на тему : «Золотая Хохлома».

- Открытый просмотр занятия «Золотая Хохлома».

Литература.

1. Орлова Л. В. «Знакомство с хохломской росписью». Методические ре-комендации., М., 1994 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» ИПК и ПРНО МО., 2002 г.

3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. А. Кня-зева, М. А. Маханева, Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.

4. Д/в № 3, 2001г.

5. Д/в № 10, 19, 1994 г.

6. Д/в № 3, 1997 г.

7. «Хохлома» С. Вохринцева, демонстрационный материал, «Страна фан-тазий», 2003 г.

8. «Дошкольникам об искусстве» Т. Н. Доронова. «Просвещение», 2002 г.

АПРЕЛЬ

Тема : Искусство народа Коми»

Занятие № 1 – 4

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным ис-кусством коми. Учить выделять характерные особенности узоров коми орнамента в пределах быта (деревянные изделия, изделия из бе-ресты, изделия тканева – половики, полотенца, салфетки и т. д.).

Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Познакомить детей с элементами коми орнамента: «Ошей-ник коровы», «Хомут», «Рога барана», «Оленевод», «Человек», «Олень», «Чайка», «Сердце».

Формировать у детей патриотические чувства, любовь к коми краю, ува-жение к людям, живущим в северном краю.

- Рисование элементов коми орнамента - «Ошейник коровы», «Хомут», «Рога барана», «Оленевод», «Человек», «Олень», «Чайка», «Сердце»

- Аппликация из бересты «

- рисование «Украсим малицу».

-рисование : «Дети Севера».

Литература

1. «Детям о культуре народа Коми», часть III, КРИУУ, с., 1995 г.

2. Л. Д. Вавилова «Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей к школе и в ДОУ», С., 1994 г.

Изготовление пособий:

- Изготовление Технологических карт - «Коми орнамент»

- Изготовление д/и «Оденем куклу в коми народный костюм».

- Изготовление таблицы «Образцы декоративного оформления Коми орна-ментом детской одежды».

Работа с воспитателями :

Презентация: «Коми орнамент в сувенирных изделиях».

- Разучивание коми народных игр «

и песен

Работа с родителями :

- Папка – передвижка: «Край мой северный».

- Заучивание стихов к развлечению.

- Праздник – развлечение: «По страницам Коми сказок».

Литература

1. Детям о культуре народа Коми», часть III, КРИУУ, с., 1995 г.

2.«Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем», Сыктывкар,

1990

3.«Детям о культуре народа Коми». Методические рекомендации. сык-тывкар, 1995 г.

4.«Коми – зыряне». Историко – этнографический справочник. Конак Сык-тывкар, коми книжное издательство, 1993 г.

5.«Традиционная культура народа Коми». Этнографические очерки, коми книжное издательство, 1994 г.

6. «Парма». Программа развития и воспитания детей в дошкольном обра-зовательном учреждении Республики Коми. Сыктывкар 2001Белых С. С.

Май

Тема: Народная игрушка

Цель:Познакомить детей с представление о народной игрушкой. Показать способы изготовления фигурки кукол разного назначения. Дать первона-чальное первоначальное представление о контрасте. Развивать глазо-мер,чувство цвета, и симметрии содействлвать воспитанию интереса к на-родной культуре.

Заняте1

«Купавка»

Цель: Обяснить детям,что это кукла одного дня, которая открывала сезон купаний. Эту куклу украшали травой,живыми цветами,ветками

Занятие 2.

«Барыня»

Цель:Учить детей делать тряпочную куколку из ярких лоскутиков. Укра-шать ее поедками.

Занятие 3.

«Кувадка»

Цель: Дать детям знания об обрядовой кукле- Кувадке или Куватке, кото-рую делали,чтобы обмануть злых духов и тем самым защитить новорож-денного ребенка.

Занятие 4.

«Соломенная куколка»

Цель:Познакомить с соломенной игрушкой и методах, приемах ее изго-товления

Матерьял для изготовления игрушек.

Лоскутки из ткани, деревянные палочки, искусственные цветы, бусинки, палочки, проволока, соломенные палочки, нитки, клей.

Литература

«Художественный труд в детсклм саду»М. 2011.,И. А. Лыкова.

«Плетение для детворы из ниток, птутьев и коры»Ярославль2000.,М. И. Нагибина.

Работа с воспитателями.

Помощь в сборе материала для игрушек.

Мастер класс: «Куклы обереги»

Работа с родителями.

Презентация «Игрушки из бабушкиного сундука».

Помощь в сборе материала,для изготовления игрушек детьми.

.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе Образовательные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка» Педагогическая цель: Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе Цель: 1. Расширить представление детей о народных промыслах. 2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель,, дымковская.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Отчет о приобщении детей к истокам русской народной культуры Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 18:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД