Лучший педагог года

Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)

Екатерина Карпенко
Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)

Слайд №1.

СЛАЙД №2.

Для чего нужна речь? Конечно, речь нужна для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами: жестами, карточками-символами, звуками…

Однако, наиболее совершенной формой общения все же является речь, так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Ребенок не вырастет общительным, открытым, с большими карьерными перспективами, если не приложить усилия к её формированию еще в детском возрасте. Поэтому, в современном обществе правильно поставленная речь – это необходимость, так как она организует и упорядочивает мир.

Публикация «Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)» размещена в разделах

Воспитание навыков свободной, правильной речи и гармонично развитой личности — это две главные задачи логопедической работы.

Изучая современную специальную периодику, различные методические и научно-популярные издания педагоги нашего учреждения представляют новые нетрадиционные и инновационные формы работ с детьми-логопатами. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей нашего дошкольного учреждения, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Интерес наших специалистов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы возник давно и по сей день не угасает не случайно.

Свойства песка удивительны: как магнит - притягивает к себе и детей, и взрослых, как вода - «заземляет» отрицательную энергию. И совершенно не страшно допустить ошибку, сделать что-то не так – смахнул песчинки – и начинай заново!

СЛАЙД №3.

Иногда, когда ребенок испытывает страх испачкаться и сопротивляется контакту с песком, наши педагоги используют подготовительную игру «Мир цвета», которая помогает в дальнейшем перейти к работе с песком.

Взаимодействуя с ним, ребенок проявляет чудеса фантазии:

СЛАЙД №4.

- заполняя песком формочки, рисуя на песчаной поверхности, делая отпечатки, собирая песок в комочки и создавая горки;

СЛАЙД №5.

- проникая в толщу песка, делая тоннели, пряча в песок предметы с их последующим извлечением;

СЛАЙД №6.

- организовывая сюжеты, создавая композиции;

СЛАЙД №7.

- проигрывая сказки…

СЛАЙД № 8.

В который раз мы убеждаемся, что игра в песочнице – это доступный метод, помогающий быстро установить контакт с ребёнком и эффективно проводить с ним коррекционную работу:

1. - развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

2. - совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку;

3. - расширять словарный запас, развивать фонематический слух и восприятие, развивать связную речь;

4. - развивать творческие (креативные) действия;

5. - стабилизировать эмоциональное состояние;

6. - снимать мышечную напряженность.

СЛАЙД №9.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

1. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

2. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т. д.

3. Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию, через них осуществляется диагностика и развитие.

СЛАЙД №10.

Для нас, как специалистов, наиболее важно третье направление, остановимся на нем более подробно:

Ни для кого не секрет, что манипулируя предметами двумя руками, человек развивает оба полушария. Вспомните простую детскую игру «Сбудется-не сбудется», когда мы с закрытыми глазами пытались соединить указательные пальчики. Подобные упражнения пришли к нам от предков, которые каким-то непостижимым образом чувствовали важность игр с пальчиками, начиная с младенчества.

Какие упражнения для развития межполушарного взаимодействия мы считаем целесообразным проводить в песочнице?

СЛАЙД №11.

Зеркальное рисование (Симметричные рисунки). Это для вас не ново. Но рисование на бумаге требует каких-либо приспособлений для фиксации листа, расходных материалов и пр. На песке же есть возможность повторить задание неоднократно и получить желаемый результат, к тому же не нужны дополнительные затраты.

Мы используем как сухой, так и влажный песок, проводим это упражнение в песочнице или в лотке с песком. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно рисовать симметричные буквы Н, А, П, О, Д, Ж, М, Т, различные изображения: геометрические фигуры, линии (спирали, пружинки, предметы (солнце, яблоко, дом, скамейка, кораблик, бабочка, бусы, тортик) и пр.

СЛАЙД №12.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте на песке в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе сразу две восьмёрки.

СЛАЙД №13.

Змейки (дорожки). Это могут быть извилистые и ломаные линии, которые ребёнок проводит вертикально, горизонтально, наклонно. Змейки (дорожки) могут образовывать петли (зайка путает следы, пружинки).

СЛАЙД №14.

Симметричное выкладывание. Из различных предметов (камни, каштаны, ракушки, геометрические фигурки и пр.) на песке (зеркально выкладываются по заданию логопеда) узоры. Главная задача здесь – выполнять движения одновременно и симметрично двумя руками (выбрать, взять, положить, сложить предметы из песка в коробочку) в направлении от центра или от периферии, по прямой, волнистой или по спирали. С целью развития глазомера важно, чтобы соблюдались интервалы между предметами.

Когда у ребёнка появится определённый навык, можно предложить выполнять задание в течение, например, 1 минуты. Время, естественно, замеряется песочными часами. Затем сосчитать, сколько предметов ребёнок успел выложить за минуту и предложить выполнить задание ещё раз, постараться при этом действовать немного быстрее. Снова посчитать результат и сравнить его с первым.

Дальнейшим видом усложнения может быть симметричное выкладывание с повязкой на глазах.

Когда задание выполнено, следует обратить внимание на то, сохранилась ли линия, и симметрично ли отстоят от центра выложенные предметы.

Кроме того это упражнение может иметь соревновательный характер. Победа даже в малом всегда приятна, она приносит ощущение успешности, повышает самооценку, что в свою очередь побуждает к тому, чтобы настойчиво совершенствовать своё умение. Главное здесь – научить ребёнка не хвастаться успехом, а пробудить желание делиться своими достижениями по принципу «Сделал сам – научи товарища».

Ещё одно усложнение: ребёнок должен на ощупь выбрать предметы, отвечающие определённым требованиям, например, выбрать только шары, и затем положить их в песочницу, соблюдая главное требование – симметричное действие руками.

СЛАЙД №15.

«Подъёмный кран». Выполняя это упражнение, ребёнок должен осуществить захват 5 предметов одноимёнными пальцами рук, удержать эти предметы пока переносит их на условленное место. Это упражнение трудное и получается у детей далеко не сразу. Почему его хорошо выполнять не за столом, а именно в песочнице?

Захватывая очередной предмет, ребёнок поначалу роняет первый, ещё не развился дифференцированный контроль за деятельностью каждой пары пальчиков. В песочнице упавшие предметы далеко не отлетают, не надо тратить время на их поиск.

Кода дети научатся удерживать все 5 предметов, мы предлагаем им произносить шуточные стихотворения, знакомые скороговорки, например:

Что за грохот, что за стук?

Сел комар в лесу на сук.

Треснул сук под комаром -

Вот откуда стук и гром.

с условием, что они не упустят ни одного предмета, пока не договорят текст.

Чем хорошо это упражнение? Ребёнку не скучно, он испытывает положительные эмоции и при этом его внимание распределяется между речевой деятельностью и удержанием предметов одноимёнными пальчиками. Это ли не развивает?

СЛАЙД №16.

Можно разложить объёмные буквы в песочнице и предложить сделать звуко-буквенный анализ слова, изображённого на картинке. Слово должно состоять из 5 букв, например ЗЕМЛЯ. После проведенного анализа подъёмный кран захватывает большими пальцами первую букву З, затем указательными – Е и т. д., поднимает все буквы переносит их на отведенное место и поочерёдно выкладывает из них на песке слово: ЗЕМЛЯ, ПЕСОК…

Как вариант можно предложить отгадать загадку и выложить слово-отгадку:

Или захватить в определённом порядке буквы для составления слова-отгадки или слова-ответа.

В современных условиях, в поисках новых методов и приемов работы с детьми, наши специалисты используют рисование на песке. На специальном столе, используя подсветку и различные светофильтры, ребенок насыплет тонкий слой песка, который словно переливаясь, откроет ему новые горизонты возможностей. Картины плавно сменят друг друга, сливаясь в единую линию повествования, а соответствующая музыка поможет создать нужную атмосферу.

СЛАЙД №17.

Очень интересной формой работы для наших педагогов сегодня также стал «кинетический песок», уникальный своими неповторимыми качествами и свойствами. Это нечто среднее между пластилином и сухим песком, но имеет свои преимущества:

1. - может легко просыпаться сквозь пальцы, и в то же время, при сильном воздействии на него примет любую задуманную форму;

2. - безвредный и безопасный. произведен специально для детей из нетоксичных безопасных материалов, которые используются при производстве косметики;

3. - приятен на ощупь, невероятно мягок и приятен при игре;

4. - гигиеничный. Кинетический песок – антибактериальный продукт. В его составе не могут жить микробы и бактерии;

5. - растворимый в воде, его легко можно смыть с наших рук без использования дополнительных средств гигиены.

СЛАЙД №18.

В этом направлении наши педагоги делают первые шаги. Дети испытывают новые чувства и впечатления.

СЛАЙД №19.

Известно, что в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект, и в первую очередь в работе с детьми, которые имеют особенности развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

Информация из опыта работы «Использование зрительной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста» Мы живем в веке со стремительно развивающимися информационными технологиями. Овладеть компьютерными навыками сегодня уже может и дошкольник.

Использование кроссвордов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Ребенок прекрасный слушатель и собеседник при условии.

Использование мандалотерапии в коррекционной работе с детьми-логопатами В настоящее время отмечается, что до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Л. С. Выготский.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в работе логопедаПесочная терапия в работе логопеда ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства.

Песочная терапия в работе психолога детского садаПесочная терапия в работе психолога детского сада Песочную терапию можно использовать для диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми и взрослыми. Работа с песком.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы) Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой.

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками»Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком в условиях детского.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 16:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД